Найти тему

“Я - прохожий”: странствия Максимилиана Волошина

Где: Дом-музей Марины Цветаевой

Адрес: Борисоглебский переулок, 6 стр.1

До: 11 февраля 2024

…Ну, а потом, на плоской

Вышке — орлы вокруг —

Макс, мне было — так просто

Есть у тебя из рук,

Божьих или медвежьих,

Опережавших «дай»,

Рук неизменно-бережных,

За воспаленный край

Раны умевших браться

В веры сплошном луче.

Макс, мне было так братски

Спать на твоем плече!...

М.Цветаева

Максимилиан Волошин был одним из самых близких друзей Марины Цветаевой. Не случайно именно в ее доме-музее открылась выставка “Я - прохожий”: странствия Максимилиана Волошина”.

-2

В своих воспоминаниях о Волошине “Живое о живом” Марина писала об их первой встрече так: “Звонок. Открываю. На пороге цилиндр. Из-под цилиндра безмерное лицо в оправе вьющейся недлинной бороды.
Вкрадчивый голос: «Можно мне видеть Марину Цветаеву?» - «Я». - «А я - Макс Волошин. К вам можно?» - «Очень!»
Прошли наверх, в детские комнаты. «Вы читали мою статью о вас?» - «Нет». - «Я так и думал и потому вам ее принес. Она уже месяц, как появилась».
Помню имена: Марселина Деборд-Вальмор, Ларю-Мардрюс, Ноайль - вступление. Потом об одной мне - первая статья за жизнь (и, кажется, последняя большая) о моей первой книге «Вечерний альбом». Помню о романтике сущности вне романтической традиции - такую фразу: «Герцог Рейхштадтский, Княжна Джаваха, Маргарита Готье - герои очень юных лет...», цитату: и утверждение: Цветаева не думает, она в стихах - живет, и главный упор статьи, стихи «Молитва»:
Ты дал мне детство лучше сказки,
И дай мне смерть - в семнадцать лет!
Вся статья - самый беззаветный гимн женскому творчеству и семнадцатилетью.”

М.А.Волошин Крымский пейзаж с морским заливом, Коктебель 1924 г. Крымский пейзаж с деревом, Коктебель 1920-1932 гг.
М.А.Волошин Крымский пейзаж с морским заливом, Коктебель 1924 г. Крымский пейзаж с деревом, Коктебель 1920-1932 гг.

В Коктебеле у Волошина Марина встретила своего будущего мужа Сергея Эфрона.

М.А.Волошин Пейзаж с морем, Коктебель 1930 г. Коктебельский пейзаж, 1928 г. Крымский пейзаж, Коктебель, 1924 г.
М.А.Волошин Пейзаж с морем, Коктебель 1930 г. Коктебельский пейзаж, 1928 г. Крымский пейзаж, Коктебель, 1924 г.

На вопрос о любимом занятии Волошин однажды ответил: “Путешествие и разговор вдвоем”.

М.А.Волошин Морские волны, Коктебель, 1925 г.
М.А.Волошин Морские волны, Коктебель, 1925 г.

Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Всё воспринять и снова воплотить.

Так писал художник и поэт Максимилиан Волошин. Выставка, посвященная его странствиям, поделена на две части: путешествия физические и метафизические – “блуждания духа”, философско-религиозные поиски.

“Семь пудов мужской красоты”, - говорил о себе Максимилиан Волошин
“Семь пудов мужской красоты”, - говорил о себе Максимилиан Волошин

“В моих странствиях я никогда не покидал пределов древнего средиземноморского мира: я знаю Испанию, Италию, Грецию, Балеары, Корсику, Сардинию, Константинополь и связан с этими странами всеми творческими силами своей души”, - писал Волошин в автобиографии. К величайшему сожалению, на выставке совсем мало волошинских картин, европейский период его путешествий представлен только открытками начала 20 века.

-7

Объяснения к экспонатам практически отсутствуют, т.е. самостоятельно узнать что-то новое невозможно, погружения в мир творчества Максимилиана Волошина тоже нет (несколько коктебельских пейзажей и несколько стихотворений), аудио гида нет. Если Вы планируете посетить выставку, то только с экскурсией, без нее выставка не информативна.

-8

Интерактив в виде запаха крымских трав и ароматических смол, видеоряд фотографий, где фоном звучат стихи “На дне преисподней” и “Неопалимая купина” в исполнении самого поэта выставку украшает, но этого мало: картин явно не хватает.

-9
-10

Парижу

Неслись года, как клочья белой пены…
Ты жил во мне, меняя облик свой;
И, уносимый встречною волной,
Я шел опять в твои замкнуться стены.

Но никогда сквозь жизни перемены
Такой пронзенной не любил тоской
Я каждый камень вещей мостовой
И каждый дом на набережных Сены.

И никогда в дни юности моей
Не чувствовал сильнее и больней
Твой древний яд отстоенной печали

На дне дворов, под крышами мансард,
Где юный Дант и отрок Бонапарт
Своей мечты миры в себе качали.

М.Волошин

Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)

Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи. https://web.telegram.org/a/#-1001805823607

Ваша, Елена Сегал

Популяризатор искусства

#Дом-музейМариныЦветаевой #МаксимилианВолошин #выставкиМосквы #Шедевральныемаршруты