Исследование памяти в современном мире играет большую роль. С каждым годом технологические приспособления стремительно растут. Детям нынешнего поколения сложно учиться что-либо запоминать, потому что их мозг настроен на поиск. Они знают, где искать нужную информацию, но не запоминают ее. Многие обладают клиповым мышлением, т.е. запоминают материал фрагментарно. Доказано, что дети, которые учились во времена СССР, обладают хорошей памятью. Олд скулы, привет!
Но проблемы с запоминанием можно встретить и у взрослого поколения, например, когда это болезнь (например, болезнь Альцгеймера). Чтобы определить тип памяти человека, здоров он или имеет какие-то заболевания, проводятся специальные исследования.
Каково же определение памяти? Это процесс, происходящий в психике человека, благодаря которому осуществляется запоминание, хранение и воспроизведение жизненного опыта. Память является высшей психической функцией, относится к познавательным процессам, таким как, ощущение, восприятие и мышление, привлекающим большое внимание исследователей. Давайте рассмотрим несколько экспериментов, которые подтверждают изменчивость воспоминаний и хрупкость кратковременной памяти.
О пластичности памяти
В эксперименте под руководством когнитивного психолога Элизабет Лофтус приняли участие более 5000 человек. Испытуемым показывали компрометирующие фотографии президентов США. На снимках Барак Обама обнимал президента Ирана, а Джордж Буш «младший» играл в гольф во время урагана «Катрина». К каждой фотографии, настоящей или обработанной фотошопом, был приложен текст новости.
Исследователям было важно понять, поверят ли испытуемые в реальность изображенных событий, насколько эмоционально они к ним относятся, зависит ли это от политических взглядов. Более 70% республиканцев и более 60% демократов забыли о том, что принимали участие в эксперименте. Они верили фейковым фотографиям и связывали изображенные события с неудачами президентов в будущем. Республиканцы хотели, чтобы Обама был плохим президентом, и им удавалось это «увидеть». Это исследование является еще одним доказательством того, что память человека очень пластична и готова меняться под воздействием ситуации.
О семантической памяти
Гарвардские психологи Роджер Браун и Дэвид Макнейл зачитывали испытуемым словарные статьи без определяемого слова. Первые две группы ответов — когда участники исследования либо сразу называли слово, либо не знали его — не представляли интереса для экспериментаторов. Для них были важны испытуемые, которые знали слово, но не могли его вспомнить (этот феномен называют «на кончике языка»). В этом случае Браун и Макнейл задавали дополнительные вопросы: например, сколько слогов в этом слове, с какой буквы оно начинается, с чем рифмуется.
Участникам эксперимента удалось рассказать много сведений о слове, не вспомнив и не назвав его. Дело в том, что в семантической памяти, которая фиксирует и хранит знания о мире, находится много связанной информации. Вероятно, она кодируется разными нейронными сетями: пользуясь одними, вы можете не иметь доступа к другим.
О снах и воспоминаниях
Канадские психологи под руководством Джин Гринье провели эксперимент, в котором участвовали 30 пожилых женщин. Они вели дневники сновидений и вспоминали события из своей жизни в ответ на ключевые нейтральные слова. Исследователи искали в описаниях снов и фактах биографии отсылки к конкретному времени. Психологи установили, что временные распределения событий в случаях с воспоминаниями и сновидениями очень похожи. Они повторяли известный для исследователей автобиографической памяти феномен универсального пика воспоминаний. Чаще всего женщины вспоминали и видели во сне период юности (15–30 лет) или недавнее прошлое. Намного реже — раннее детство и период между юностью и недавним прошлым. Психологи определили, что в этом аспекте воспоминания о снах похожи на воспоминания о реальных событиях жизни.
О кратковременной памяти
В 1959 году психологи Ллойд и Маргарет Петерсоны провели исследование кратковременной памяти. Участникам эксперимента зачитывали сочетания из трех букв и просили повторить их через разные интервалы времени. В эти моменты — между прослушиванием букв и их произношением испытуемые проводили умственную работу: вычитали по три от трехзначного числа. Например, если экспериментатор говорил: «SNK. 487», человек должен был произвести вычисления и ответить: «487, 484, 481». Через несколько секунд участников исследования просили вспомнить буквенное сочетание.
Результаты эксперимента показали, что свойства кратковременной памяти отличаются от свойств долговременной: информацию легко забыть, если лишиться возможности ее проговаривать и отвлечься на другую похожую задачу.
О зрительной памяти
В 1997 году Дэниел Саймонс и Дэниел Левин провели исследование с пешеходами. К людям на улице подходил один из экспериментаторов и просил показать дорогу. Во время разговора между ними проносили дверь рабочие, с одним из которых экспериментатор менялся местами.
Теперь перед прохожим стоял другой человек, однако половина испытуемых не замечала подмены. В некоторых случаях в образе экспериментатора была какая-то яркая деталь. Она также исчезала после случая с дверью. Прохожие не замечали изменений, но после окончания эксперимента, отвечая на вопрос о том, что они помнят, указывали на яркую деталь. Память сохранила общее воспоминание о сцене и отдельных деталях, но этой информации не всегда достаточно.
Так происходит разделение между долговременной и кратковременной памятью.
#московскийинститутмилтонаэриксона #саморазвитие #психология #самопознание #гордеев #психотерапия #ericksoninst #институтпсихологии #insterickson #психологическиестатьи #психология #память #видыпамяти #устройствопамяти
#психологическиеэксперименты
Пять экспериментов по изучению памяти
26 декабря 202326 дек 2023
163
4 мин
1