Раскрываем подробности основных этапов ключевых проектов ГК КСК по различным направлениям деятельности и делимся планами по их дальнейшему развитию.
Шаг за шагом
Три ключевых направления развития ДКО в новом году: локализация производства компонентов, рынок общественного колесного транспорта и сегмент рефрижераторной техники.
Дивизион «Климатическое оборудование» включился уже в три программы с господдержкой по суверенизации производства с выходом на серийный выпуск собственных ключевых компонентов климатических систем для транспорта. По линии освоения номенклатуры для рынка общественного колесного транспорта в горизонте 2024 года — запуск новых продуктов и наращивание производства уже освоенных моделей.
При поддержке государства ДКО реализует стратегию развития, направленную на освоение и масштабирование производства четырех ключевых групп субкомпонентов климатических систем: корпусные изделия, теплообменное оборудование, компрессоры и вентиляторное оборудование. Эти задачи были поставлены еще в 2018 году, а начало сотрудничества с Фондом развития промышленности в 2022 году позволило значительно ускорить процесс разработки новых продуктов и освоение новых для России технологий.
Руслан Чухнов, заместитель генерального директора ООО «Тракс» по управлению проектами:
- Льготным займом ФРП на сумму более 1 млрд рублей дело не ограничилось. Сегодня ДКО реализует уже три программы с использованием мер господдержки. Первую ведет предприятие «Транскон» на площадке ПТП КСК в Твери. Это федеральный проект «Взлет: от стартапа до IPO», финансовую поддержку по которому предоставляет НКО «Центр поддержки инноваций и инжиниринга». Суть этой программы заключается в доработке серийно выпускаемых систем под требования корпорации-заказчика (в нашем случае это РЖД). Сейчас предприятие дорабатывает девять таких систем в рамках суверенизации и импортозамещения.
Что касается «Тракса», то предприятие участвует в двух программах: проект с ФРП по созданию производства фреоновых компрессоров и специальных транспортных вентиляторов, а также проект по разработке технологии производства спиральных фреоновых компрессоров для климатических систем холодопроизводительностью до 18 кВт. Суммарный бюджет этих трех проектов составляет чуть более 2 млрд рублей.
Тверская модернизация
«Транскон» 3 ноября завершил первый этап программы — доработку комплекта конструкторской документации. Сейчас — на втором этапе проекта — специалисты предприятия выпускают опытные образцы систем, разрабатывают и изготавливают стенды для проведения приемо-сдаточных испытаний, параллельно идет закупка нового оборудования для модернизации производственных линий и повышения производительности труда. Завершится этап в августе 2024 года серией испытаний — предварительных, приемочных и квалификационных — по всем продуктам, попавшим в программу. На третьем этапе будет организован выпуск установочных серий модернизированных продуктов.
Тропами неведомыми
Руслан Чухнов, заместитель генерального директора ООО «Тракс» по управлению проектами:
- Если «Транскон» занимается, по сути, модернизацией и доработкой уже знакомых коллективу ДКО продуктов, то «Тракс» ведет три проекта абсолютно инновационных, не только для нашего дивизиона, но и в целом для российской промышленности. Если говорить о ключевом проекте с ФРП, мы при поддержке государства пытаемся де-факто реанимировать целую отрасль, получить компетенции, которые в постсоветской России отсутствовали в принципе.
В проекте с ФРП выделяется четыре продуктовых сегмента: спиральные фреоновые компрессоры, специальные транспортные вентиляторы, автономные холодильно-отопительные установки (АХОУ) и транспортные кондиционеры. По всем этим блокам на 2024 год запланировано завершение разработки, выпуск опытных образцов, проведение полного цикла испытаний, производство установочных серий. Вторая программа с господдержкой, в которой участвует «Тракс», предусматривает разработку двух компрессоров.
Руслан Чухнов, заместитель генерального директора ООО «Тракс» по управлению проектами:
- Первый — это спиральный компрессор с приводом от вала двигателя внутреннего сгорания, предназначенный для рынка автобусов и автомобильного сегмента в целом. Цель — локализация производства таких компрессоров в России. Это наиболее массовый сегмент рынка, в хорошие времена более миллиона компрессоров в год в Россию импортировалось, и здесь есть за что побороться. Второе изделие — обычный 12-киловаттный вертикальный компрессор.
На 2024 год по обоим продуктам запланировано завершение этапа разработки КД и выход на изготовление опытных образцов. До конца года нужно начать полный комплекс испытаний, что потребует, в том числе, конструирования и создания соответствующего испытательного стенда.
По асфальту с ветерком!
В 2022 году на площадке ООО «Транскон» в Твери был сформирован цех №5, который полностью сосредоточен на выпуске климатических систем для колесного транспорта. Сегодня здесь серийно выпускаются две модели кондиционеров — СКАТ.АС‑30 и СКАТ.АК‑2.
Первая модель — самая массовая — предназначена для оснащения пассажирских автобусов большого класса длиной от 12 метров.
Георгий Дзитовецкий, директор по развитию дивизиона «Климатическое оборудование» ГК КСК:
- В следующие годы мы готовимся к наращиванию объемов выпуска, что связано как с ростом самого рынка автобусов — согласно утвержденной Правительством России стратегии развития автомобильной промышленности он будет планомерно расти до 2035 года, — так и с увеличением нашей доли на нем за счет замещения продукции иностранного происхождения, опять же в рамках плана по импортозамещению в автомобильной промышленности, утвержденного государством. Сейчас на этом рынке три основных игрока с примерно равными долями. Однако уже в 2024 году доля иностранной продукции будет резко снижаться, и к 2025 году с высокой долей вероятности рынок автобусов будет обеспечиваться исключительно компонентами российского производства.
Вторая модель — СКАТ.АК‑2 — является универсальным агрегатом, который в зависимости от комплектации может устанавливаться на широкий перечень транспортных средств — легкий коммерческий транспорт, автобусы малого класса, спецтехнику и пр. Данная модель в первую очередь предназначена для кабины водителя. В 2024 году производство кондиционеров СКАТ.АС‑30 вырастет со 100 до 250 штук в месяц, а по модели СКАТ.АК‑2 объем ежемесячного выпуска составит до 350 штук уже с декабря 2023 года. На площадке ООО «Тракс» в Мытищах в 2022 году создан выделенный участок под производство климатических систем для троллейбусов. Разработан кондиционер модели СКАТ.АС‑24.
Георгий Дзитовецкий, директор по развитию дивизиона «Климатическое оборудование» ГК КСК:
- Данная система уже изготовлена, прошла испытания, мы ее отгружаем заказчикам. В 2024 году продолжим наращивать объемы производства. Известно, что выпуск троллейбусов сейчас растет — с этого года и на ближайшую перспективу. Если раньше их выпускалось не более 250 штук в год, то сейчас ориентир на 600 штук в год, то есть рост в этом сегменте рынка достаточно серьезный. Да и в принципе государство взяло курс на электрификацию транспорта, причем как общественного, так и личного. Стратегию развития ДКО мы также синхронизировали с государственной программой по обновлению парка, поэтому будем продолжать наращивать инжиниринговые и производственные компетенции в этом направлении».
Перспективным сегментом общественного колесного транспорта сегодня считаются электробусы. Под этот вид транспорта специалистами ДКО разработана климатическая система СКАТ.АС‑31. Сейчас опытный образец изделия проходит цикл испытаний. В начале 2024 года система должна пойти на пробеговые испытания уже в составе электробуса. В первом полугодии 2024 года ДКО запустит СКАТ.АС‑31 в серийное производство. Отдельным значимым блоком работы по расширению присутствия ДКО на рынке транспортных климатических и холодильных систем является вывод на рынок автономных холодильно-отопительных установок (АХОУ) для рефрижераторной техники.
Георгий Дзитовецкий, директор по развитию дивизиона «Климатическое оборудование» ГК КСК:
- Базовая продуктовая линейка по этому направлению у нас разработана, в настоящее время мы проводим цикл заводских испытаний. Отличительной особенностью наших АХОУ является наличие специального программного обеспечения собственной разработки для осуществления мониторинга температурного режима рефрижераторных перевозок. И здесь наши инженеры и программисты за два года провели колоссальную работу, такой компетенции на сегодняшний день нет ни у одного отечественного производителя. Во втором полугодии 2024 года мы готовимся к запуску производства этой номенклатуры.
Набирая обороты
Предприятия дивизиона «Интерьер и экстерьер» планируют в 2024 году освоить целую линейку новых продуктов и технологий.
Предприятия, входящие в ДИЭ, ставят на 2024 год амбициозные цели. На площадках в Твери, Камешково и Санкт-Петербурге готовятся разработать и наладить выпуск целого ряда абсолютно новых для нашего холдинга продуктов, а также освоить самые современные и продвинутые технологии.
Модернизация, совершенствование и расширение линейки подвижного состава основных потребителей продукции ГК КСК ставит перед нашим холдингом сложные задачи — необходимо обеспечить новые конструктивные требования и дизайн поставляемых компонентов. ДИЭ в этом смысле находится в авангарде событий.
Герман Маркопольский, заместитель руководителя дивизиона «Интерьер и экстерьер» ГК КСК:
- Коллектив дивизиона принимает вызов. В горизонте 2024 года мы планируем освоить передовые технологии производства и обеспечить серийный выпуск новых компонентов для всех видов подвижного состава.
В перечне ключевых новых продуктов, которые будут ставиться в серию в 2024 году, — элементы интерьера и экстерьера метропоездов нового поколения, электропоезда ЭП2ДМ, электровоза «Ермак», маневрового тепловоза ТЭМ23. При производстве новых изделий дивизион освоит ряд перспективных технологий. Например, широкое применение получит метод вакуумной инфузии, освоенный в 2023 году на площадке «НПО «ВОЯЖ» в Твери при изготовлении элементов наружного корпуса обитаемого подводного аппарата «Ясон». С применением этой технологии в 2024 году дивизион планирует запустить серийное производство маски кабины машиниста для поезда метро нового поколения на площадке в Камешково. Также в планах дивизиона изготовление опытных образцов изделий по технологиям SMC и BMC формования.
Иван Касаев, руководитель проекта ООО «НПО «Вояж»:
- Использование таких технологий позволит сократить долю ручного труда, снизить себестоимость, сократить такт производства, а еще — существенно ускорить процесс, уменьшив при этом технологические потери».
К другим перспективным технологиям, которые будут внедрять на площадках ДИЭ, в 2024 году относятся аддитивное воспроизводство матриц и запуск роботизированного комплекса водной резки.
Первая технология позволит изготавливать разные виды матриц в шесть раз быстрее ручного метода. Технология напоминает принцип работы 3D-принтера, на выходе получается готовая матрица, которую в дальнейшем можно переработать в гранулы и изготовить другую матрицу. А роботизированный комплекс водной резки предназначен для высокоточной обрезки стеклопластика струей воды давлением 6000 атмосфер. В сравнении с ручной обрезкой комплекс позволит сократить время обработки стеклопластиковых изделий, повысить качество резки и значительно улучшить условия труда на площадке.
Со следующего года оборудование введут в работу. На площадке «НПО «Вояж» в Камешково начнется техническое перевооружение завода, его программа уже утверждена. Главная цель — создать центр компетенций по производству модульных кабин машиниста. Площадку оснастят современными камерами формования, обрезки, окраски, расширят сварочное производство, модернизируют действующие участки и сформируют новые. Сейчас прорабатывается вопрос привлечения средств господдержки на реализацию этого проекта — через программы Фонда развития промышленности.
Обретая независимость
Саранское ПАО «Электровыпрямитель» развивает собственное производство ключевых компонентов силовой электроники.
Более года российские производители электроники работают в ситуации, когда, с одной стороны, многократно вырос спрос на их продукцию, а с другой — санкции перекрыли каналы международной кооперации и поставок. В этих условиях необходимо развивать собственную компонентную базу, краеугольным камнем которой является полупроводниковый прибор.
Санкционный рост
Россия остается в числе 15 стран мира, которые обладают собственным полупроводниковым производством и инженерной школой в этой области. Для отечественных компаний есть достаточно большая ниша и на отечественном, и на мировом рынках. Это, в первую очередь, силовая и СВЧ-электроника, применяемая там, где на первом месте — надежность.
С учетом современных тенденций рынка, предприятие «Электровыпрямитель» уделяет особое внимание выпуску новых изделий — IGBT-модулей и широкоформатных охладителей. Многокристальные модули на основе чипов IGBT и быстровосстанавливающихся диодов (FRD) — одна из самых востребованных групп среди силовой электроники с высоким уровнем функциональной интеграции.
Команда саранского завода ведет разработку и освоение сборочного производства мощных IGBT-модулей с 1998 года. На данный момент в линейке разработанной продукции порядка 400 наименований IGBT- и FRD-модулей, которые выпускаются в 14 унифицированных конструктивных исполнениях на токи до 4800 А и напряжение до 6500 В на основе коммерчески доступных чипов. Основная часть освоенной номенклатуры по конструкции корпуса и схемным решениям идентична зарубежным аналогам, доминировавшим на рынке России до весны 2022 года.
После введения санкционных ограничений потребность отечественного рынка преобразовательной техники в IGBT-модулях резко возросла, и их выпуск предприятием «Электровыпрямитель» по итогам 2022 года увеличился в 2,5 раза по сравнению с 2021 годом. Достигнуть этих показателей удалось в том числе за счет имеющихся запасов чипов IGBT и FRD.
На перспективу
Первой ласточкой на пути к технологическому суверенитету стала поставка модулей М2ТКИ‑1200–17КТ для контейнеров тягового инвертора КТИ‑3/КТИ-4, освоенных в ООО «КСК СП» для комплектации вагонов метро АО «Метровагонмаш». Стоит отметить, что данный тип модуля прошел успешные испытания на стендах в ООО «ТМХ-Инжиниринг» и сейчас комплект модулей проходит опытную эксплуатацию в составе КТИ на московском метрополитене.
Денис Пышков, инженер-конструктор НИЦ СПП:
- Проблемы, возникшие у многих российских предприятий полтора года назад, стали для наших разработчиков хорошим катализатором поиска новых конструкторско-технологических решений по замене импортных комплектующих. Часть этих вопросов мы уже решили. Результатом стала новая серия IGBT-модулей на напряжение до 1700 В. Один из представителей этой серии — модуль М2ТКИ‑1200–17СТ, который применяется в тяговом приводе вагонов метро в качестве альтернативы модулю М2ТКИ‑1200–17КТ. Документация уже разработана, готовится производство опытной партии модулей для стендовых испытаний в составе преобразователя, а также опытной эксплуатации непосредственно в метрополитене.
Михаил Тогаев, заведующий лабораторией ОПП НИЦ СПП:
- Испытания полупроводниковой продукции — процесс всегда творческий, несмотря на наличие регламентирующих документов. При конструкторских испытаниях и исследованиях регулярно возникают нестандартные ситуации, требующие принятия таких же нестандартных решений. Кроме испытаний собственных IGBT-модулей, мы накопили богатый опыт исследований импортных аналогов, который позволяет нам не просто производить качественную продукцию, но и предоставлять потребителям полноценную техническую информацию и техническую поддержку для надежной эксплуатации наших IGBT-модулей, в конечном оборудовании.
Температурный аспект
Эффективные системы охлаждения — неотъемлемая часть любой силовой полупроводниковой электроники. Для отвода тепла, выделяемого силовыми полупроводниковыми приборами и модулями, применяются охладители воздушной и водяной систем охлаждения.
Специалисты предприятия «Электровыпрямитель» освоили серийное производство широкой номенклатуры воздушных и жидкостных охладителей, предназначенных для охлаждения единичных приборов таблеточной или штыревой конструкций. Для создания мощных преобразователей требуются более эффективные охлаждающие системы нового поколения с большой площадью теплоотдачи для единичного и группового размещения приборов или модулей в силовых схемах. По мере увеличения коммутируемой мощности преобразователей электроэнергии увеличиваются и требования к габаритным размерам охладителей.
Анализ рынка показывает, что для современных преобразователей различных областей применения требуются широкоформатные воздушные охладители, изготовленные по индивидуальным требованиям потребителей. Диапазон габаритных размеров широкоформатных охладителей широк и находится в пределах от 125 до 1000 мм в ширину и от 125 мм до 1500 мм в длину. Одним из примеров является охладитель профиля О57, являющийся основой для комплекта системы охлаждения 7650.40.03015–01, предназначенного для тяговых преобразователей вагонов метро. На одном охладителе размещаются 16 IGBT-модулей типоразмера 130х140 мм (М2ТКИ‑1200–17КТ, М2ТКИ‑1200–17СТ). Макеты этих охлаждающих систем, изготовленные в ПАО «Электровыпрямитель», уже готовы к проведению испытаний в составе преобразователей.
Задач – миллион!
Петербургский завод дивизиона «Тормозное оборудование» справляется с лавиной заказов.
Осенью 2023 года дивизион «Тормозное оборудование» (ДТО) получил ключевой производственный актив — петербургский завод «КБ 1520», ранее входивший в структуру международной компании «Кнорр-Бремзе». Главная задача на ближайшее время — ускорить работу по локализации производства и удовлетворить запросы многочисленных потребителей.
Сегодня основное направление работы завода «КБ 1520» — это ремонты блоков колодочного тормоза для московского метрополитена.
Илья Германенко, руководитель дивизиона «Тормозное оборудование» ГК КСК:
- Наши коллеги из «Метровагонмаш-Сервис» задают ритм, обеспечивая ремонт порядка 30–32 вагонокомплектов в месяц, мы ведем соответствующий объем работы по своему направлению. Кроме того, мы делаем диагностику и, где возможно, частичный ремонт оборудования для электропоездов и высокоскоростных электропоездов. Но здесь мы, конечно, ограничены наличием европейских запчастей, которые остались на складах. Локальных поставщиков этих комплектующих еще только предстоит нарабатывать. В дополнение к вышесказанному, нами освоено производство чугунных тормозных дисков для пассажирских вагонов локомотивной тяги и электропоездов? а также стальных тормозных дисков для высокоскоростных электропоездов.
Локализация производства в России — ключевая задача ДТО на 2024 год. Сегодня отсутствие отечественной компонентной базы — главное препятствие для нормальной работы предприятия.
Илья Германенко, руководитель дивизиона «Тормозное оборудование» ГК КСК:
- Причем это абсолютно разные комплектующие. Начиная от резинотехнических изделий — уплотнения, сальники, манжеты, кольца специальных сечений и так далее, до изделий из металла: шайбы, пружины, метизы, крепления, болты, гайки — очень много всего. Есть и множество более крупных деталей, например, механообработанные и штампованные изделия, поковки, отливки весом до 100 килограммов. Помимо непосредственно изготовления изделий, локализации также подлежат технологические процессы нанесения покрытий, механической обработки, сборки. Чтобы реализовать все проекты, которые у нас сегодня есть в портфеле, нужно локализовать таких деталей около 4000 позиций. Только для ремонтов блока колодочного тормоза мы локализовали порядка 60 компонентов, для производства новых изделий это количество увеличится до 200–250 единиц номенклатуры, в зависимости от типа продукта.
При этом главная задача в работе по этой линии — локализация производства именно в России. Закупка части комплектующих в Китае, Турции, Индии — вынужденная и временная мера, на которую идет ДТО для скорейшего выполнения многочисленных заказов рынка.
Параллельно с решением производственных задач большое внимание в 2024 году руководство ДТО будет уделять завершению интеграции нового завода в периметр КСК.
Илья Германенко, руководитель дивизиона «Тормозное оборудование» ГК КСК:
- Сегодня ведется активная работа по встраиванию нашего предприятия в процессы холдинга. Например, в части использования 1C: ERP и других информационных систем ГК КСК, бизнес-планирования, а также по работе с центральными службами холдинга — юридической, кадровой, бухгалтерской.
Отдельное направление работы — кадровая политика. Сегодня задачу по сохранению костяка высокопрофессиональной команды можно считать уже выполненной. Но значительный рост заказов и постоянно добавляющиеся новые проекты однозначно потребуют расширения штата. Инженерную команду в Москве уже усилили — оперативно приняли на работу пятерых специалистов. Сейчас продолжают поиск новых сотрудников в службу закупок и производственных специалистов на промплощадку в Санкт-Петербурге. По словам Ильи Германенко, в горизонте 2024 года штат дивизиона расширят до 190 человек.
Вселенная «КСК ИТ»
О ключевых проектах компании «КСК Информационные технологии» рассказываем в инфографике.