Найти тему

Выписки из ЕГРН: кому и зачем нужны?

Управляющий партнер юридического бюро «Лабазнов и партнеры» Антон Лабазнов совместно с журналом Novostroy разбирал вопрос выписок ЕГРН: https://www.novostroy.ru/articles/library/vypiski-iz-egrn-vidy-tseny-sposoby-i-sroki-predostavleniya/

Когда и зачем появился ЕГРН?

До появления Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и Единого государственного реестра прав на недвижимость (ЕГРП) в России существовали различные системы учета и регистрации недвижимости и прав на нее.

Например, в советский период, вплоть до 1998 года, функции учета и регистрации недвижимости выполнялись Бюро технической инвентаризации (БТИ). В БТИ хранились инвентарные книги, содержащие информацию о характеристиках объектов недвижимости (площадь, адрес, назначение) и их собственниках. Однако данные БТИ были недостаточно полными и точными, и не обеспечивали полной информации о правах на недвижимость.

В постсоветский период стали появляться различные коммерческие реестры и базы данных, которые предлагали услуги по учету и регистрации прав на недвижимость. Однако эти системы были недостаточно прозрачными и надежными, что вызывало необходимость создания единого государственного реестра.

Таким образом, в силу разрозненности сведений, отсутствия четко выстроенной системы государственной регистрации прав на объекты недвижимости, необходимости улучшения системы учета и регистрации прав на недвижимость, повышения прозрачности и надежности данных, а также обеспечения защиты прав собственников возникла серьезная потребность в создании единого государственного реестра прав недвижимости.

Систематизация процедуры государственной регистрации прав на недвижимость и сделки с ней возникла с принятием Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон № 122-ФЗ). Именно с появлением данного нормативного правового акта связано создание первого Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), а также Государственного кадастра недвижимости (ГКН), сформированных в 1998 и 2008 годах соответственно.

Однако система учета и регистрации прав, сложившаяся в конце 90-х гг., стала постепенно устаревать и требовать улучшений. Со временем стало ясно, что ЕГРП не справляется с возложенными на него задачами. Во-первых, он содержал только информацию о зарегистрированных правах, но не о самих объектах недвижимости. Во-вторых, он не обеспечивал полной информации о кадастровой стоимости объектов и их характеристиках.

Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) был создан в России в соответствии с федеральным законом № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» и стал действовать как полноценная информационная система с 01.01.2017 года. Он объединил в себе данные ЕГРП, Государственного кадастра недвижимости (ГКН) и других информационных систем.

Данное нововведение упростило процедуру регистрации недвижимости, а также сократило сроки получения и оказания услуг в отношении объектов недвижимости.

Так появилась единая база данных обо всех объектах недвижимости в России, включая земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства. В ЕГРН также хранится информация о кадастровом учете объектов, правах и ограничениях на них, а также о сделках с недвижимостью.

Какие выписки и для чего могут взять россияне?

Выписка из ЕГРН представляет собой своего рода паспорт объекта недвижимости, удостоверяющий права на такой объект.

ЕГРН, будучи единой информационной системой, предоставляет возможность гражданам и юридическим лицам получить полную информацию о недвижимости, в частности, о характеристиках объектов недвижимости, их собственниках, наличии обременений и так далее. Данная информация может быть получена посредством получения выписок из ЕГРН:

Из Единого государственного реестра недвижимости можно получить различные выписки, которые могут потребоваться при совершении сделок.

Вот некоторые виды выписок из ЕГРН:

  • Выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости - включает в себя сведения о собственнике объекта, виде права (собственность, аренда и т.д.), а также основные характеристики объекта (кадастровый номер, площадь, адрес и др.);
  • Выписка из ЕГРН о переходе прав на объект - содержит «историю» собственников объекта и информацию о сделках, на основании которых происходила смена собственника, т.е. хронологию сведений;
  • Выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта - отражает актуальную кадастровую стоимость объекта, которая используется для расчета налога на имущество и может быть полезна при оценке стоимости объекта;
  • Выписка о содержании правоустанавливающих документов - может потребоваться для проверки юридической чистоты объекта перед сделкой в рамках правового аудита представленных документов;
  • · Выписка о лицах, получивших сведения об объекте недвижимого имущества - показывает сведения о лицах, запросивших информацию о данном объекте. Такой документ может быть полезен для определения потенциальных рисков и проверки объекта на предмет мошенничества.

Наряду с указанными выписками, можно получить сведения о зарегистрированных договорах участия в долевом строительстве, о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным, что существенно расширяет возможности лица, обратившегося в Росреестр для получения полноценной информации относительно объектов недвижимости и их «юридической судьбы».

Кроме того, в ведомстве можно получить:

  • Кадастровый план территории с информацией о границах земельного участка и расположенных на нем объектах недвижимости - может пригодиться при планировании строительства или изменении границ участка.

Также ЕГРН используется для осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости и государственной регистрации прав на них, что включает в себя внесение изменений в характеристики объектов, регистрацию сделок с недвижимостью и ограничений прав (например, в рамках ипотеки).

Сколько это стоит и в какие сроки предоставляются подобные услуги?

Выписку из ЕГРН можно заказать как в бумажном, так и в электронном виде. Размеры платы за предоставление тех или иных сведений устанавливаются Приказом Росреестра от 13.05.2020 № П/0145.

Стоимость выписки из ЕГРН может варьироваться в зависимости от ее вида и региона России и в среднем составляет от 200 до 1500 рублей.

Следует помнить, что с 01.03.2023 сведения о собственниках в выписке из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) доступны только с согласия самих собственников. По мнению Росреестра, данное нововведение «повысит взаимную ответственность при проведении сделок на рынке недвижимости и поможет исключить случаи мошенничества».

Согласно положениям ст. 62 Закона о государственной регистрации недвижимости, срок предоставления выписки из ЕГРН составляет не более трех рабочих дней со дня получения ППК «Роскадастр» соответствующего запроса.

Запланированы ли какие-то изменения в отношении ЕГРН в ближайшее время?

В перспективе планируется дальнейшее развитие и модернизация ЕГРН, включая расширение перечня предоставляемых услуг, повышение качества и доступности информации для пользователей, а также обеспечение защиты данных от несанкционированного доступа и искажения (что, собственно, частично уже реализовано в 2023 году).

Так, например, с 01.01.2024 года Росреестр наметил полный переход к цифровизации и электронному взаимодействию с юридическими лицами. Как отмечается, процедура электронной регистрации сделок с недвижимостью на практике неоднократно отрабатывалась рядом банковских организаций, в связи с чем может быть успешно реализована и самим ведомством.

Кроме того, в ближайшей перспективе – запуск 20 новых сервисов для пользователей, включая такие как «Индивидуальное жилищное строительство», «Земля для стройки», «Земля для туризма» с учетом различных предпочтений и целевых назначений землевладельцев и землепользователей.

Если у есть вопросы относительно земельного или жилищного права, обращайтесь за индивидуальной консультацией в бюро «Лабазнов и партнеры». Расскажем вам о всех тонкостях и, при необходимости, поможем с составлением документов и их подачей в компетентные органы.

Наши контакты:
+7 495 925 91 15
+7 985 925 91 15
info@labaznovpartners.ru
http://www.labaznovpartners.ru/
Москва, ул. Бауманская, 43/1, стр.1, офис 310