Найти в Дзене
Сокол-корабль

О чем сожалела древнерусская ведьма перед концом своего пути?

Ведьма. Со старославянского это означает «ведающая, та, что владеет знанием», происходит от слова ведать – знать. Могущественные женщины, способные превращать своё тайное знание в силу, изменяющую этот мир по прихоти ведьмы.
Отголоски этих тайных знаний дошли до нас в нашем русском фольклоре в виде заговоров – заклинаний, произносимых вслух, рецептов зелий, приворотов, магических действиях. Даже сегодня многие женщины, считающие себя частью этого ведающего сообщества, используют те же самые способы взаимодействия с магией, что и наши далекие предки. Однако, правдивой оказалась вошедшая в народную мудрость фраза, сказанная древним колдуном и хозяином целого сонма демонов царя Соломона – «Многие знания умножают печали». Ведьмы часто становились «козами отпущения», их обвиняли в сношениях с нечистыми (то есть с бесами, чертями и самим Дьяволом), в Европе ведьм сжигали и даже был написан трактат «Молот ведьм», помогающий «благочестивым» людям находить и лишать жизни девушек, виноватых то

Ведьма. Со старославянского это означает «ведающая, та, что владеет знанием», происходит от слова ведать – знать. Могущественные женщины, способные превращать своё тайное знание в силу, изменяющую этот мир по прихоти ведьмы.

Отголоски этих тайных знаний дошли до нас в нашем русском фольклоре в виде заговоров – заклинаний, произносимых вслух, рецептов зелий, приворотов, магических действиях. Даже сегодня многие женщины, считающие себя частью этого ведающего сообщества, используют те же самые способы взаимодействия с магией, что и наши далекие предки.

Ведьма сожалеет о своих грехах.
Ведьма сожалеет о своих грехах.

Однако, правдивой оказалась вошедшая в народную мудрость фраза, сказанная древним колдуном и хозяином целого сонма демонов царя Соломона – «Многие знания умножают печали». Ведьмы часто становились «козами отпущения», их обвиняли в сношениях с нечистыми (то есть с бесами, чертями и самим Дьяволом), в Европе ведьм сжигали и даже был написан трактат «Молот ведьм», помогающий «благочестивым» людям находить и лишать жизни девушек, виноватых только в том, что они были образованнее своего окружения.

Ведьм так же называли чаровницами, векшицами и вещуньями. К ним часто относили травниц, знахарок и даже бабок-повитух. Тут согласимся – без обладания определенными знаниями невозможно заниматься такой сложной деятельностью как лечение других людей и принятие родов. В каком-то смысле ведьма – та, кто знает и умеет больше остальных.

Жизнь ведьмы в древней Руси и даже в России XIX столетия могла сложиться сильно по-разному. Не смотря на внешнее осуждение, в деревнях люди всё равно шли к ведьмам за любовными зельями, лекарствами, бытовыми советами. Шли к ним и в том случае, если по каким-то причинам религия уже не могла унять душевное беспокойство, что конечно же осуждалось церковью.

Залом ржи. Картина Василия Максимова. 1903 год
Залом ржи. Картина Василия Максимова. 1903 год

О чем же могла жалеть ведьма, понимающая, что её жизненный путь подходит к концу?

В деревнях считалось, что самым большим преступлением ведьмы против самой себя было погибнуть и не передать свои знания преемнице. Знания, заговоры, рецепты, собранные многими поколениями ведьм будут просто напросто утрачены, и даже на том свете ведьма будет этим тяготиться. Сами ведьмы говорили «
меня черти замучают, если знаткость не передам».

Однако жизнь в обществе, которое тебя осуждает, иногда проявлялось в покаянии за свои поступки. Интереснейшее описание поступков, о которых сожалеет ведьма, находится в русском народном духовном стихе «про душу великой грешницы». Так как стих этот имеет народно-православную природу, многие действия из него несут отпечаток христианского осуждения ведьм, а некоторые поступки являются бытовыми преступлениями, которые совершали не только ведьмы:

1. Ведьма сожалеет о своем отрыве от общества, о своей непричастности к православию:


«Потому я, душа, грехи угадываю,
Что жила на вольном свету,
Среды и пятницы не пащивалась,
Великого говенья не гавливалась,
Заутрени, вечерни просыпала я,
В воскресный день обедни прогуливала»


2)Сожалеет ведьма и о том, что она приумножала свою землю за счет соседской:

«В полюшках душа много хаживала,
Не по-праведному землю разделивала,
С чужой нивы земли украдывала»


Однако такие проступки происходили сплошь и рядом, споры из-за межей земли часто доходили до кровопролития, всё-таки мы живем на территориях, где хлеб растить трудно.

3. Жалеет ведьма о том, что проклинала других людей, оставляя на их полях заломы.

Заломы – это проклятые связанные в узел ростки хлеба, с особыми заговорами их посыпали пеплом, скорлупой куриных яиц. В чем-то этот вид магии можно сравнить с куклами вуду, потому что залом созданный на поле человека мог нанести вред самому хозяину поля или его семье:

«В соломах я заломы заламывала,
Со всякого хлеба спор отнимала»

Шабаш ведьм. Картина Луиса Рикардо. 1878 год
Шабаш ведьм. Картина Луиса Рикардо. 1878 год

4. Классическое преступление, в которых обвиняли ведьм – воровство молока у соседских коров:

«Из коровушек молоки я выкликивала,
Во сырое коренье выдаивала»


5. Ещё одно тайное знание, которым пользовались знающие ведьмы – как прерывать нежелательную беременность.

Да, в те времена контрацепции не было, и как и сегодня рожать хотели далеко не все (тем более, если ребенок не желанный). Поэтому одним из «развлечений» девушек после веселой «вечерки» были прыжки на лавках. Девушки прыгали в полный рост и всем весом приземлялись на лавку, чтобы «растрясти нутро» и тем самым вызвать прерывание беременности. Иногда ходили и к ведьмам, чтобы получить ядреное зелье, которое выворачивало наизнанку весь организм:

«Смалешеньку дитя своего проклинала,
Во утробы младенца запорчивала»


6. Оборачивала людей в зверей.

По поверьям крестьян, неприглашенные на свадьбу колдун или ведьма могли её «испортить». И наиболее частым способом порчи было… превращение всей свадьбы в волков:

«По свадьбам душа много хаживала,
Свадьбы зверьями оборачивала»


Либо уже после свадьбы ведьма «
отворачивала» супругов друг от друга:

«Мужа с женой я поразваживала,
Золотые венцы поразлучивала»


7. Участие в плясках.

И наконец, так как это духовный стих, осуждаются в нём и «бесовские пляски»:

«По игрищам душа много хаживала,
Под всякие игры много плясывала,
Самого сатану воспотешивала»


Заканчивается стих закономерным для грешницы итогом:

Провалилась душа в преисподней ад,
Век мучиться душе, не отмучиться,
За своё согрешение,
За свое великое беззаконие.

__________________________________________________________________________________________

Благодарю Вас за прочтение!

Не забудьте поставить лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации о русском эпосе.

Спасибо всем, кто поддерживает выход нового материала:

https://www.donationalerts.com/r/sokol_korabl

Задавайте любые интересующие вопросы в комментариях.