Найти в Дзене
Законы истории

Римская республика. Часть 2

По общественному строю Карфаген сильно напоминал Рим. Так, у него был свой «сенат» - совет старейшин из 10, позднее 30 или 300 человек, определенную роль также играло народное собрание, на котором избирались старейшины и двое военачальников-судей (суффеты). Карфаген располагал большим военным и торговым флотом, с помощью которого этот город-государство захватил побережье северной Африки, включая Ливию, а также острова западного Средиземноморья, в том числе Сардинию и Корсику. Однако проникновение карфагенян в Сицилию натолкнулось на противодействие местного населения, - греческих колонистов, с которыми они вели войны. Рим, в отличие от Карфагена, начинал как цивилизация суши, а не моря. Однако после завоевания всей Италии римляне не собирались останавливаться на достигнутом, что, конечно, делало неизбежным их столкновение с карфагенянами, которых они называли пунами или пунийцами[1]. Война между Римом и Карфагеном началась в 264 году – из-за Месены, - сицилийского города, захваченного

По общественному строю Карфаген сильно напоминал Рим. Так, у него был свой «сенат» - совет старейшин из 10, позднее 30 или 300 человек, определенную роль также играло народное собрание, на котором избирались старейшины и двое военачальников-судей (суффеты).

Карфаген располагал большим военным и торговым флотом, с помощью которого этот город-государство захватил побережье северной Африки, включая Ливию, а также острова западного Средиземноморья, в том числе Сардинию и Корсику. Однако проникновение карфагенян в Сицилию натолкнулось на противодействие местного населения, - греческих колонистов, с которыми они вели войны.

Рим, в отличие от Карфагена, начинал как цивилизация суши, а не моря. Однако после завоевания всей Италии римляне не собирались останавливаться на достигнутом, что, конечно, делало неизбежным их столкновение с карфагенянами, которых они называли пунами или пунийцами[1].

Война между Римом и Карфагеном началась в 264 году – из-за Месены, - сицилийского города, захваченного наёмниками (мамертинцами), призвавшими на помощь римлян. Во время этой войны Рим был вынужден в спешке создавать собственный морской флот, который в 260 году одержал свою первую победу. В дальнейшем римляне предприняли экспедицию в северную Африку, которая, однако, закончилась провалом (на обратном пути римский флот был уничтожен бурей).

Война продолжалась 23 года и шла с переменным успехом; карфагеняне, как правило, одерживали победы над римлянами в морских сражениях. Однако в 241 году они потерпели поражение и уже больше не смогли восстановить силы, что привело к заключению мира, по которому пунийцы были вынуждены оставить Сицилию.

Три года спустя, воспользовавшись восстанием в Карфагене наемников, которым не заплатили жалованья, римляне захватили также Сардинию и Корсику. В последующее время Карфаген возрождается, а семья полководцев Барка завоевывает для своей республики Испанию (Иберию).

Из семейства Барка вышел Ганнибал, который еще в юности поклялся отомстить римлянам за поражение, - он продолжил дело своего отца Гамилькара, а в 219 году осадил испанский город Сагунт, чьи жители отдались под покровительство Рима.

Город после многомесячной осады пал, а римский сенат в 218 году объявил войну Карфагену. И тогда Ганнибал с армией, насчитывавшей около 30 тыс. чел., начал поход из Нового Карфагена (Картахена) – преодолел сначала Пиренеи, а потом перевалил через Альпы.

Он застал врасплох римлян, которые рассчитывали на ведение военных действий на чужой земле. И нанес им несколько поражений. Потом в 217 году в Риме в связи с чрезвычайной ситуацией был назначен диктатор, которым стал Фабий Максим, что существенно изменил военную тактику, избегая решающих сражений и нанося стремительные удары по противнику из засад.

Это была типичная война на истощение. Однако такая тактика не была оценена римлянами, которые приклеили Фабию насмешливое прозвище Кунктатор (Медлитель) и на следующий год избрали консулами сторонников решительных действий: Теренция Варрона и Эмилия Павла. Под их началом оказалась огромная армия (примерно 70-90 тыс. легионеров), которую консулы направили против Ганнибала. Летом 216 года силы сторон сошлись в Апулии около города Канны[2].

Римляне располагали численным превосходством. Однако Ганнибал свое войско построил полукругом, и когда противник вклинился в его построение, атаковал с обоих флангов. Римские легионеры попали в окружение и во множестве погибли.

Битва при Каннах
Битва при Каннах

Разгром был полным… В том бою погиб консул Эмилий Павел. Немногим из римских командиров удалось спастись. Среди них был Публий Корнелий Сципион.

После этой победы, казалось, Карфаген ожидает блистательное завершение войны. На сторону пунийцев перешел ряд союзных Риму городов, в том числе Капуя. Ганнибал послал в Рим гонцов с предложением мира, однако сенаторы отказались вести с ним переговоры, напротив, объявили всеобщую мобилизацию. Сам Ганнибал не рискнул двинуть свои полки на Рим, оставаясь на юге Италии.

Между тем, Рим мобилизовал в ряды своей армии всех независимо от состояния, включая бедняков и даже рабов, обещая им освобождение. Возобладала тактика войны на истощение, - с этого времени консулы стали избегать битв в открытом поле, но осаждали города, перешедшие на сторону врага.

В 211 году Ганнибал двинулся на Рим, тем самым пытаясь снять осаду с Капуи. Однако штурмовать хорошо укрепленный город он так и не решился…

Тем временем, римляне восстановили свои силы и открыли пунийцам второй фронт: Публий Сципион был послан с войском в Испанию, которая к 206 году оказалась под контролем римлян. А после того как Сципион весной 204 года высадился в северной Африке, угрожая непосредственно Карфагену, Ганнибала отозвали из Италии.

Осенью 202 года он потерпел поражение в битве при Заме.

Карфагеняне пошли на переговоры; в итоге они отказались от всех неафриканских территорий и обязались уплачивать в течение 50 лет огромную контрибуцию, кроме того, уничтожив почти весь свой флот. Тем самым римляне сделали так, чтобы их главный противник уже более не смог накопить ресурсы для восстановления прежнего могущества и продолжения войны.

Таким образом, в конце III века до н.э. Рим становится гегемоном в западном Средиземноморье. И сразу направляет свои победоносные легионы на восток – против Македонии и союзов эллинских городов-государств. Здесь римляне применяют свою излюбленную тактику - «разделяй и властвуй», стравливая греков между собой и уничтожая их по очереди: в 168 году – Македония, в 146 году – последние независимые греческие города, включая Коринф, что был разрушен, как и Карфаген, который пал в ходе Третьей пунической войны в том же 146 году.

[1] Название, видимо, происходит от латинского эквивалента греческого перевода слова «финикийцы».

[2] Юго-восток Италии.