Это известная статистика, что в Российской Федерации уровень безработицы сегодня находится на минимуме, что касается и радиоэлектронной отрасли, и производства вычислительной техники. У «Аквариуса», например, есть два завода, один из которых расположен в городе Шуя Ивановской области, а другой — в деревне Калининского района Тверской области. И первое предприятие в следующем году будет праздновать 35-летие со дня основания. В некотором смысле для Ивановской области оно является центром притяжения специалистов, рабочего класса и инженеров крайне высокого уровня, которые не просто знают, как работать с электроникой, но могут делать это хорошо. Есть и приток кадров, потому что сложилась тенденция развития высшего образования. Но для расширения производства специалистов, конечно, не хватает, и мы были бы рады привлекать новых инженеров, рабочих и мастеров на работу.
В Тверской области у нас расположен новый завод, но это большой город, который находится достаточно близко к Москве. Там есть еще больше высших учебных заведений, поэтому приток кадров на завод тоже есть. За год мы увеличили численность занятых на предприятии с двух сотен человек до шестисот. Не могу сказать, что это было просто, но в то же время и не являлось большой проблемой. На заводе работают жители Твери и ближайших районов города.
Так, есть проблема в расширении и наборе, поскольку понятно, что люди не безграничны. На сегодняшний день кризиса нет, но для масштабирования производства требуются кадры: нужно воспитывать и образовывать людей. Но это предмет отдельной будущей работы.
Кадровые проблемы — достаточно непростой вопрос, требующий времени. Вначале человек идет в школу, учится там на протяжении одиннадцати лет, потом он получает высшее образование. Поэтому, чтобы принять на работу относительно профессионального специалиста, который понимает, о чем идет речь, нужно затратить немало времени. Нельзя, конечно, получить некую магическую господдержку, от которой завтра как из рога изобилия посыпятся квалифицированные сотрудники. При этом государство делает многое — вкладывает деньги в профессиональное образование, организует специальные программы, в рамках которых субъектам РФ даются определенные субсидии на развитие обучения.
Иметь инженеров, юристов, банкиров и директоров — прекрасно, но нашу работу делают люди, которые должны обладать и рабочими, и инженерными специальностями. Они, как правило, и составляют костяк, на котором держатся экономики развитых стран мира, в том числе России. Нельзя утверждать, что таких специалистов миллионы. Это, скорее, штучные люди, чтобы воспитать которых, нужен отбор и большое количество высших и профессиональных учебных заведений. Государство вкладывает много денег в вузовское образование, образуя новые кафедры, что делается по линии не только Минобразования, но и совместных проектов с Минпромторгом. Без этого будущее просто невозможно, и на самом деле это очень правильно, верно и важно.
Позитивно и то, что люди, которые уехали в феврале или марте прошлого года, сейчас возвращаются домой. Не то, чтобы у нас стоит очередь из вернувшихся, тем не менее они являются хорошими профессиональными кадрами, которые обязательно будут востребованы на производстве: либо в разработке изделий, либо в исследованиях, которые, в конце концов, приведут к тому, что продукт появится на рабочем столе какой-нибудь государственной корпорации.
Я сказал про профессионалитет, вузы, совместные программы по обучению, но очень важной темой является, конечно, ипотека: молодые семьи, льготная ипотека для IT-специалистов, планируемая льготная ипотека для сотрудников оборонно-промышленного комплекса. Это то, что людей привязывает к месту работы в хорошем смысле этого слова. Если взять, например, Шую, то за последние двадцать лет в городе не было нового жилья, а эти программы позволят приступить к его строительству. Приведу конкретный пример. На заводе в Шуе у нас более 200 человек, заинтересованных в получении льготной ипотеки, и они все имеют право на нее претендовать; а более 200 сотрудников — это два дома, которые могут положить начало строительству новых районов. Сейчас с губернатором, Станиславом Воскресенским, поддерживающим эту программу, и со Сбером мы ведем переговоры и обсуждаем постройку отдельного квартала на следующий год напротив нашего завода. Что позволит разместить около трети или четверти рабочих.
Это будет способствовать приросту населения в городе, люди начнут по-другому относиться к собственной работе. Мне кажется, это основное дело, которое государство делает для роста занятости и обеспечения ее стабильности, потому что важно, чтобы люди не перебегали с одного предприятия на другое. В некотором смысле это сегодня является проблемой, поскольку снижает давление на рост заработной платы. В небольших городах сотрудники меняют место работы в надежде хотя бы на небольшое повышение дохода. В связи с этим начинается возгонка заработных плат, которая не прибавляет новых кадров и не дает никакого трудового ресурса, а только выжимает прибыль из предприятий. Наша компания крупная, мы переживем, а малый бизнес возгонка буквально уничтожает. И возвращаясь к ипотеке, могу сказать, что различные программы позволяют этот процесс остановить и при этом дать людям комфортное жилье, сделав их более заинтересованными в стабильной работе на предприятии.
Позиция нашей компании по кадровой политике заключается в том, что меры эффективности должны работать в синергии. Упомянутые мною меры, связанные с развитием образования — это вклад в будущее; меры, касающиеся ипотеки, относятся к текущей ситуации. Но одно не будет работать без другого. Нам необходимо не просто решать тактические задачи, но делать выводы из 90-х годов, когда мы потеряли многое в нашей промышленности. Чтобы не лишиться этого снова, нужно развивать предприятия, увеличивать их потенциал, думая о будущем и образовывая людей на ближайшие 5–10 лет.
Важно, что с помощью высшего образования государство развивает еще и технологическое предпринимательство. Есть даже отдельный заместитель министра образования, который курирует это направление. Это крайне необходимо, потому что нам нужно преодолеть еще один барьер. Когда студент и будущий сотрудник получает профессиональное образование и выпускается из университета, он имеет только теоретическое представление о том, чем ему предстоит заниматься на работе. Если же он окончил школу технологического предпринимательства, может, сделал стартап, совершив ошибки и получив собственный опыт, мы получаем уже готового специалиста, который обладает практическими знаниями, понимает суть продукта и может его внедрить, продвинуть на рынок и так далее.
Это направление, в том числе и в законе о технологической политике и стратегии, сейчас поддерживает и продвигает Андрей Белоусов, первый заместитель председателя Правительства РФ. Это право на риск, который позволяет всему комплексу — начиная от образования и заканчивая будущим бизнесом — экспериментировать и терять, но при этом не иметь никакого давления со стороны правоохранительных органов; благодаря ему возможно учиться на собственных ошибках и делать продукт, набивая шишки где-то даже за счет бюджетных субсидий. Таким образом, на среднесрочной перспективе в 5–10 лет мы будем получать не просто специалистов и инженеров, понимающих что такое ноутбук или смартфон, но людей, способных создавать новый продукт, который сможет конкурировать с лучшими западными или восточными устройствами. Поэтому сфера технологического предпринимательства, в которое государство вкладывает деньги — еще один аспект, на который надо обратить внимание. Это крайне важное направление.
Все меры государственной поддержки, о которых я упоминал ранее, требуют софинансирования, что справедливо и правильно, так принято во всем мире. Условно говоря, если хотите получить сто тысяч рублей, то положите и собственные деньги. Это может быть производственная база, оборудование классов для образования и так далее.
Везде стоит вопрос софинансирования. Если речь идет о технологическом предпринимательстве, то приведите того, кто будет готов завтра купить вашу инновацию, продукт или стартап целиком. Это может работать только в том случае, если есть связка между государством и бизнесом. Она реализуется во многих ипостасях: это российская венчурная компания, которая ведет огромную работу по поиску акселерации стартапов и внедрению их в крупный бизнес, масштабирующий и развивающий все эти наработки. Там тоже работает очень много молодых людей.
Еще один отличный пример — это Иннополис в Татарстане, где со второго курса студент, если он не хочет платить за обучение, должен устроиться на работу в лабораторию Сбера, Росатома или на любое другие предприятие, которых там десятки и сотни. Это является еще одной мерой господдержки. Если студент начинает работать, он бесплатно получает образование и практически бесплатно живет в кампусе. По сути, из него получается уже готовый специалист. Не исключено, что с рабочим местом в соседнем здании от той аудитории, где он учился. На мой взгляд, это идеальная модель, но она потому и совершена, что остальные к ней тоже каким-то образом должны стремиться. Для меня Иннополис — это как раз то место, где каждый кирпичик заложен ровно в тот паз, в котором он и должен быть.
Подробное видео смотрите на нашем канале в телеграм по ссылке