Последние французские солдаты покинули Нигер 22 декабря, передав местным военным базу в столице страны, Ниамее, сообщило агентство France-Presse. Это ознаменовало прекращение более чем десятилетней французской антитеррористической операции в Сахельском регионе Западной Африки. Специально для «Африканской инициативы» военный аналитик Дарко Тодоровски рассказывает о причинах стратегического поражения Франции и опыта ее военного присутствия в странах Сахеля.
Африканский континент и особенно страны Сахеля всегда были важным источником ресурсов для Парижа и символом величия Франции, поэтому на любую активность в регионе Елисейский дворец реагировал болезненно, стремясь ей противодействовать.
Ситуация в Нигере отражает проблемы типичные для многих стран африканского континента, находившихся под французским влиянием, особенно для Мали, Буркина-Фасо и других стран Сахеля — саванного региона между Сахарой и экваториальной Африкой. С одной стороны, Нигер богат природными ресурсами, а с другой – это одна из беднейших стран на планете. Страна, не имеющая выхода к морю, является не только крупным производителем урана, но также может похвастаться запасами золота, угля, железной руды и даже нефти. Однако, по данным Всемирного банка, около 42% населения страны страдает от крайней бедности.
Несмотря на то, что у Франции по-прежнему есть базы в ряде стран Западной Африки, после вывода своих войск из Нигера, а ранее из Мали и Буркина-Фасо Париж становится все более изолированным на континенте. Франция поддерживала свое военное присутствие в регионе на протяжении десятилетий. Хотя после своего избрания в 2017 году Макрон попытался сменить тактику, призвав к менее милитаристскому подходу в Африке и сосредоточившись на улучшении отношений с гражданским обществом.
Толчком стал провал контртеррористической операции «Бархан» в Сахеле (Мали, Чаде, Буркина-Фасо, Мавритании и Нигере). Контингент из 5 тысяч военных был вынужден покинуть Африку с позором.
В 2022 году французские власти попытались снова переосмыслить подход к присутствию своих военных сил за рубежом, и прежде всего в в странах Сахеля. В ноябре 2022 год Париж опубликовал обновленный основополагающий документ оборонной политики страны «Стратегический национальный обзор». В нем французские военачальники фактически признавали, что у Парижа не получается выстраивать сотрудничество с африканскими союзниками. Париж старался удержать в орбите своего влияния как можно больше стран из числа бывших африканских колоний, однако сил на это не хватало.
По мнению исследователя Фахирамана Родрига Коне из Института исследований безопасности (ISS), Франция не смогла «выйти из игры в нужный момент и хотела сохранить ведущую роль в контексте, когда социологическая среда значительно изменилась».
Французская политика и стратегия, направленная на эксплуатацию африканских стран, с минимальной помощью в их развитии, не привела к значимым результатам: террористические группировки так и не были разгромлены, а наоборот усилились, экономический рост отсутствует, население, как и раньше, продолжает жить в нищете, а социальные проблемы усугубились.
Результатом стали несколько военных переворотов, которые привели Францию к геостратегическому поражению в той части Африки, которая входила в ее колониальную империю, и всегда считался «задним двором» Франции. Присутствие военных сил Франции позволяли Парижу проецировать свою политику и влияние в них.
Присутствие французских войск в регионе воспринималось африканской общественностью в первую очередь как контроль, продиктованный французскими экономическими интересами — в том числе над урановыми месторождениями в Нигере. Такая политика Парижа в регионе создала базис для краха имиджа Франции, который нашел отражение в требованиях вывода войск с территории Мали в 2022 году и в перевороте с ярким антиколониальным подтекстом в Нигере в июле 2023 года.
Однако после ухода французских военных из Нигера в стране еще остаются несколько сотен американских военнослужащих, а также некоторое количество итальянских и немецких солдат. В этом контексте конфигурация силовой коалиции коллективного Запада в Африке, механизмы взаимодействия и институциональные связи между Францией и ее западными и региональными союзниками представляет особый интерес.
Париж уже давно вынужден привлекать все больше партнеров и региональных игроков для ресурсного и логистического обеспечения своих действий, пишут в своей статье для совместного доклада Российского совета по международным делам и Российского университета дружбы народов Денис Дегтерев и Анна Давидчук.
По мнению исследователей, Франция для поддержания своего военного влияния в регионе распределяет силовую и финансовую нагрузку между союзниками. Париж организовал в Сахаро-Сахельском регионе сложную систему сотрудничества, позволяющую распределить ответственность между многими региональными и глобальными игроками. Основными инструментами Франции в Сахеле были прежде собственные «антитеррористические» военные интервенции (операции «Сервал», «Бархан»), а также привлекаемые региональные силы G5 Sahel, ЭКОВАС и ресурсы традиционных союзников Парижа в Африке — Чада и Кот-д’Ивуара, пишут Дегтерев и Давидчук.
Как уточняют авторы исследования, ЕС использовался Парижем прежде всего, как финансовый ресурс для логистического и технического обеспечения своих операций. ООН — для легитимизации военного вмешательства, но также и как механизм финансирования французского присутствия. Париж пользуется перечисленными многосторонними возможностями ситуативно: там, где нужны дополнительные ресурсы подбирается подходящий партнер, там, где надо избежать лишнего контроля со стороны французские военные действуют в одностороннем порядке.
Так, ежедневная норма обеспечения операции «Бархан» составляла около 4,5 тыс. пайков, 10 т боеприпасов и 200 тыс. литров топлива. Снабжение операции силами одной Франции могло растянуться на недели, поэтому большая часть доставлялась грузовыми самолетами союзников по НАТО и ЕС. Для прямых полетов французских истребителей в зону проведения операции (не через Чад, что требовало дополнительной заправки) Парижу необходимо было получить разрешение на полеты над территорией Алжира. Учитывая сложные постколониальные отношения Франции и Алжира, этот вопрос стал дипломатическим вызовом для Парижа. Впоследствии закрытие воздушного пространства Алжира для военных воздушных судов Франции в октябре 2021 году во многом предопределило крах военной интервенции.
Обеспечение региональной безопасности в Сахеле впервые стало приоритетом повестки Европейского союза в ходе председательства Франции в Совете ЕС в 2008 году. После учреждения должности Спецпредставителя ЕС по Сахелю в марте 2013 года первым данный пост занял представитель Франции. Для формирования международной коалиции из союзников по НАТО и ЕС Франции потребовалось создать несколько институтов. В частности, в 2019 году было сформировано (в том числе при активной поддержке ФРГ) Партнерство за безопасность и стабильность в Сахеле (P3S). По инициативе президента Франции Макрона в 2018 году была создана Европейская инициатива вмешательства (European Intervention Initiative), призванная стать неформальной площадкой по «сопряжению» усилий ЕС, НАТО и отдельных стран членов при проведении зарубежных военных интервенций, обмену опытом и разведданными. В ее состав вошли 11 стран — членов Евросоюза, а также Великобритания и Норвегия.
До 2021 года основным механизмом финансирования сотрудничества ЕС и стран Африки в военной сфере в рамках Общей политики безопасности и обороны (ОПБО) был Африканский фонд мира, после 2021 года им стал Европейский фонд мира. Обе структуры не входят в бюджет ЕС, что позволяет финансировать военные операции и даже передавать вооружения третьим странам.
Франция, наравне с двумя другими западными постоянными членами СБ ООН — Великобританией и США — определяет контуры современного международного миротворчества. Начиная с 1997 года (уже более 25 лет) французские представители возглавляют Департамент миротворческих операций ООН. Должность «начальника» ООНовских миротворцев занимали Бернар Мийе (1997– 2000 гг.), Жан-Мари Генно (2000–2008 гг.), Ален Лерой (2009–2011 гг.), Эрве Лсус (2011–2017 гг.) и Жан-Пьер Лакруа (2017–н.в.). Во-вторых, Многопрофильную комплексную миссию ООН по стабилизации в Мали (МИНУСМА) численностью 14 тыс. миротворцев возглавляют около 15 французских офицеров, работающих в контакте с руководством Департамента миротворческих операций ООН. При этом сам контингент состоит преимущественно из граждан развивающихся стран.
В-третьих, в рамках сложившейся в последние десятилетия в СБ ООН практики, именно Франция готовит проекты резолюций по ситуации в своих бывших колониях, в том числе в Мали и ЦАР. При этом, курируя в СБ ООН ЦАР, Франция регулярно игнорирует позицию правительства данной страны, мнение Африканского союза, Международной конференции по району Великих озер и трех непостоянных африканских членов СБ ООН. 16 июня 2023 года Мали публично отклонила кандидатуру Франции в качестве куратора по Мали в СБ ООН, однако Франция продолжала готовить проекты резолюций по ситуации в стране. Министр иностранных дел Мали призвал к прекращению Миссии ООН в Мали (МИНУСМА), так как она не смогла эффективно обеспечить безопасность в стране, и 30 июня 2023 года СБ ООН проголосовал за прекращение деятельности миссии. Миротворческий контингент ООН будет полностью выведен из Мали до конца 2023 года.
Лидеры стран Сахеля, которые раньше смотрели в сторону Парижа, теперь смотрят в сторону Москвы и Пекина. Но разорвать зависимость стран Сахеля от Франции не так просто, как может показаться на первый взгляд, особенно если Россия или Китай быстро не заполнят вакуум. Французское военное и политическое присутствие в Западной Африке шло рука об руку с экономическим, устранить которое гораздо сложнее.
Дарко Тодаровски