Эти легендарные товары родились в Советском Союзе. Они завоевали медали не только в России, но и за границей, продавались на экспорт и продолжают пользоваться успехом и любовью потребителей.
Торт «Чародейка»
Самое взрослое дитя московской кондитерской фабрики «Черемушки», ему уже больше 45 лет. За эти годы рецепт претерпел минимальные изменения, его слегка модифицировали под новую производственную линию, но сливочное масло и натуральное сгущенное молоко в нем по-прежнему такие же, как десятки лет назад.
Началось все с первого в России горизонтального кондитерского конвейера. Оборудование привезли в 1974 году из Франции. Это была передовая технология: производительность горизонтального конвейера значительно выше, чем вертикального. Поскольку площадь такое производство занимает намного бóльшую, то раньше таких технологий не использовали.
Стране требовалась кондитерская продукция с длительным сроком хранения. Разработать такие десерты было поручено экспериментальной лаборатории комбината «Черемушки», которую возглавляла инженер-технолог Белла Семеновна Шейнтова. Она и дала одному из первых тортов с длительным сроком годности название «Чародейка». Оно не случайно.
Самым известным салоном красоты в то время была «Чародейка» на Новом Арбате. Белла Семеновна любила это заведение, часто бывала там и в честь него назвала торт. И она не ошиблась: популярность нового десерта не уступала известности легендарного салона. Коллектив создателей торта был награжден медалью ВДНХ СССР.
1 к 3 тортам обязывали загружать машины тех магазинов, которые желали продавать «Чародейку»: к одной «Чародейке» в нагрузку шли три торта «Эхо».
Срок хранения кондитерских изделий на основе заварного крема – всего 18 часов, поэтому в «Чародейке» его заменили на суфле, которое хранится гораздо дольше. Торт представляет собой воздушный бисквит с прослойкой из суфле, покрытый сверху шоколадной глазурью. Похожий десерт официально впервые был приготовлен в 1881 году, когда французский кондитер Рейлин решил покрыть шоколадной глазурью традиционный английский кремовый пирог. Десерт назвали «Бостонский кремовый торт».
Белла Семеновна и ее коллеги не претендуют на уникальность рецептуры. Им поручили спроектировать конвейерное производство и увеличить срок годности продукта.
Основная сложность в изготовлении долгоиграющих мягких десертов заключается в том, что они не просто должны не портиться, они должны на протяжении всего срока годности сохранять вкусовые качества.
40 суток хранится современный торт «Чародейка». В 80-х годах срок годности «Чародейки» составлял 10 суток в холодильнике. Благодаря передовым решениям в упаковке срок хранения удалось увеличить без изменения рецептуры. Во-первых, из полиэтиленовой оболочки вытесняется весь кислород, который, как известно, все окисляет, а во-вторых, добавлена защита от ультрафиолета.
Духи «Красная Москва»
Технология производства знаменитых ароматов всегда держалась в тайне. А шлейф запахов прошлого безвозвратно улетучился, поэтому восстановить историю того или иного аромата можно, только доверяясь носам и записям их современников.
О создании духов «Красная Москва» рассказывают несколько легенд. По одной из них, парфюмер Генрих Брокар преподнес на день рождения вдовствующей императрице Марии Федоровне букет восковых цветов. Каждый цветок имел свой уникальный запах, а вместе они составляли новое изобретение парфюмера. Мария Федоровна повелела назвать духи «Любимый букет императрицы», а фабрика Брокара получила звание «Поставщика двора Его Императорского Величества».
Несмотря на то что дамы царской семьи предпочитали французские ароматы, «Любимый букет императрицы» пришелся им по вкусу.
После смерти Брокара его дело продолжил другой француз, Огюст Мишель. После революции фабрику национализировали и назвали Замоскворецким парфюмерно-мыловаренным комбинатом №5. Огюст предложил переименовать ее в Nouvelle Etoile («Новую Зарю»), а неполиткорректный «Любимый букет императрицы» – в «Красную Москву».
Новая версия поступила в продажу в 1925 году. Состав аромата изменился, поскольку теперь производился исключительно из советских ингредиентов, но парфюмер постарался максимально приблизить результат к брокаровскому. Есть версия, что работу курировала Полина Жемчужина, жена Вячеслава Молотова.
Дизайн первого флакона «Красной Москвы» придумал художник Андрей Евсеев, работавший на фабрике еще с Брокаром. Рельефный флакон с фигурной этикеткой был похож на собор с красной пробкой-куполом, упаковка представляла собой красный пенал с белыми узорами. Впоследствии флакон многократно менял внешний вид, и теперь по нему можно определить время выпуска духов.
Эти духи с момента создания были ароматом класса люкс. Стоили они больших денег: в 1940 году «Красную Москву» продавали по 28 рублей 50 копеек, в 1942-м – уже по 57 рублей. А в конце войны их можно было приобрести только в специализированных магазинах, где цена доходила до 500 рублей.
В 1958 году духи «Красная Москва» были отмечены призом на Всемирной выставке в Брюсселе.
Всего на 4 года «Красная Москва» младше духов «Шанель №5». Это редкий случай советского аромата-долгожителя, и в 2025 году «Красная Москва» отметит свое 100-летие.
Формула Огюста Мишеля пережила его самого, парфюмера репрессировали в 1934 году. В 1970-х ввели новые ГОСТы, технологию производства усовершенствовали и аромат утратил насыщенность.
По сей день «Красная Москва» содержит более 60 составляющих и имеет сложную пирамиду запаха, состоящую из нескольких уровней. Верхние ноты – бергамот и нероли, дополненные грейпфрутом и кориандром. Затем резкость этих нот сменяется бархатистыми тонами жасмина, розы, иланг-иланга с легкой примесью мускатного ореха. И наконец, шлейф – роскошное сочетание ирисов, ванили, амбры и бобов тонка.
Наручные часы «Слава» 24-го калибра
«Слава» – торговая марка Второго Московского часового завода, основанного в 1924 году. Интересно, что станки на предприятии появились только в 1929 году. Это было списанное оборудование разорившейся часовой фабрики в Америке. Станки доставили в Москву, и завод начал выпускать первые отечественные будильники и настенные часы.
В 1930 году швейцарский журнал «Фей д’Ави де Лоза» писал: «Ни сегодня и ни завтра Советам не удастся стать фабрикантами часов». Однако ассортимент неуклонно расширялся, и в последующие годы до 50% продукции Второго Московского часового завода уходило на экспорт.
Механизм часов «Слава» 2427 – один из самых сложных и функциональных. Это первые часы в Советском Союзе, которые не требовали подзавода: автоматический механизм завода пружины срабатывает от движений руки. Их проектирование началось в 60-х годах. По приказу Главчаспрома была созвана межзаводская рабочая группа. Руководителем назначен начальник бюро проектирования Второго Московского часового завода Анатолий Васильевич Захаров.
В 1966 году вышла первая партия часов с 24-м калибром с отображением даты и дня недели, но у них еще не было автоподзавода. А с 1973 года началось серийное производство наручных часов с механизмом 2427. Все детали, кроме пружин и камней, изготовлялись на самом предприятии. 27 в названии модели – это число камней. Рубинами укрепляются оси в местах наибольшей нагрузки. Основа, на которой крепятся все детали механизма, сделана из платины.
Более 200 деталей составляют механизм часов «Слава» 2427.
В 1974 году на Международной выставке в Брно наручные часы «Слава» с калибром 2427 удостоились золотой медали, а в 1975 году модель получила высшую награду на ярмарке в Лейпциге. Механизм 2427 стал самым популярным из всей выпускаемой продукции Второго Московского часового завода.
Сегодня модель «Слава» 2427 остается единственным отечественным механизмом, в конструкции которого есть два заводных барабана и двойная дата.
Водка «Столичная»
История «Столичной» началась в 1938 году, когда лучшими советскими специалистами спиртового и водочного производства была создана рецептура водок из спирта двойной ректификации. Разработки велись под контролем члена Политбюро ЦК КПСС Анастаса Микояна, курировавшего пищевую промышленность.
На основе новых стандартов винокуру экстра-класса, инженеру-технологу Виктору Григорьевичу Свириде было поручено создать водку для высшего командного состава Красной армии, такую, чтобы не стыдно было поднять тост «за Родину, за Сталина». Этикетку новой водки согласовывали с высшим руководством страны.
«Столичная» так понравилась начальству, что ее рецепт тут же засекретили. Серийное производство началось в 1943 году, но в свободную продажу напиток поступил только при Н.С. Хрущеве. Производил водку Московский ликеро-водочный завод.
В 1958 году на международной выставке в Брюсселе «Столичная» получила золотую медаль, а в 1962-м – высшую награду в Лейпциге. После этого она стала самой экспортируемой советской водкой. В 1961 году в честь полета первого человека в космос Московский ликеро-водочный завод выполнил правительственный заказ – выпустил 5 тыс. бутылок водки «Столичная» сверх нормы.
В 1941 году в блокадном Ленинграде впервые разлили «Столичную», говорит одна из легенд об этой водке.
В 70-х в США началась масштабная маркетинговая кампания по продвижению водки «Столичной». Она прошла под лозунгом: «Только водка из России – настоящая русская водка». Именно благодаря «Столичной» отечественная водка возглавила самый престижный рейтинг мировых алкогольных брендов – 100 International Top Spirits Brands.
В 90-х права на товарный знак водка «Столичная» получила частная компания. Государству удалось восстановить права только в 2001 году. Сегодня товар производит федеральное казенное предприятие «Союзплодоимпорт».
Холодильники ЗиЛ
После революции было принято питаться вне дома, поэтому считалось, что дома холодильник не нужен. При этом Россия производила достаточное количество промышленных рефрижераторов.
Только в 1949 году министерства автомобильной и авиационной промышленности получили предписание правительства разработать модель бытового холодильника. Требовалось создать производство мощностью 60 тыс. устройств в год.
На Заводе имени Сталина была сформирована специальная бригада под руководством Ивана Алексеевича Лихачева. Инженеры рискнули разработать ранее не знакомый автопроизводителям тип оборудования. Свободных производственных площадей не хватало, поэтому холодильники собирали в цехе ширпотреба.
120 литров был полезный объем первой версии холодильника, ДХ1.
Ориентируясь на американские и английские модели, а также руководствуясь заданием правительства, был спроектирован первый бытовой рефрижератор – ДХ1 (домашний холодильник). Модель не приняли и предложили увеличить ширину агрегата для большей вместимости и удобства. К 1 апреля 1950 года, то есть за пять месяцев, был разработан и выпущен новый опытный образец ДХ2, который и получил название «Москва».
Вопросы, связанные с конструированием и запуском массового производства, заводчанам пришлось решать самостоятельно, специалистов взять было неоткуда. В организации изготовления шкафа и компрессора заимствовали богатый опыт завода в прессово-кузовном и механическом производствах.
Знаменитая хромированная ручка с замком холодильника выполнена по аналогии с автомобильной.
Заводу было привычно делать обтекаемые детали из листового металла. В результате холодильник ЗиЛ «Москва» имеет черты автомашин начала века. Кстати, предшественник «Москвы», изготовленный на Харьковском тракторном заводе, напоминал собой трактор: был прямоугольным, грубым и громоздким.
Массовое производство «Москвы» началось в 1951 году и быстро набирало обороты. С годами конструкция холодильника изменялась: в период с 1951 по 1960 год вышли три модели. Главным минусом считается небольшая температура морозильной камеры: в ней нагнетается не больше –10 °С. В народе шутили, что в холодильнике можно пережить ядерный взрыв, настолько он был прочным.
⅓ холодильников, выпускаемых заводом ЗиЛ, отправлялась на экспорт.
В целом о качестве холодильников ЗиЛ «Москва» говорит тот факт, что значительная их часть экспортировалась в страны Западной Европы. Работающие экземпляры этой модели встречаются в домах до сих пор.
О технологиях, событиях и людях большого города читайте на сайте Москва промышленная.