Московский стрит-ритейл оживает. Вакантных площадей все меньше. После ухода западных брендов их активно осваивают российские компании. Под стрит-ритейлом подразумеваются торговые точки на первых этажах зданий, которые расположены на проходных улицах. Ассортимент тут большой: магазины одежды, барбершопы, рестораны. Да все что угодно. То, что может пользоваться спросом у спешащих по делам или праздно гуляющих москвичей. Как меняется этот рынок? И каких торговых точек на столичных улицах станет больше? В этом давайте сегодня и разберемся.
Начнём с весьма позитивной статистики. По данным NF Group, в этом году доля пустующих площадей на главных торговых коридорах Москвы значительно снизилась - и сейчас составляет примерно 10%. Почти как в допандемийном 2019 году.
Наименьшая доля вакантных площадей зафиксирована на пешеходных улицах. Там их всего 7%, что почти втрое меньше, чем год назад. На транспортно-пешеходных улицах без дела простаивают 9.6% торговых площадей, а на крупных магистралях - около 12%.
Самый большой спрос - на помещения в центре столицы. Раньше их занимали в основном иностранные бренды. Но многие из них в прошлом году ушли - и тем самым освободили место для российских компаний.
"Cвободные пустующие площади начали заполняться преимущественно стрит-фудом, общепитом, продуктовыми магазинами - всё российские бренды. Сейчас же главный итог 2023 года это то, что наши топовые люксовые улицы наконец-то стали заполняться и в частности, мы уже наблюдаем смену вывесок по ключевым улицам Москвы - это Петровка, Столешников переулок, Патриаршие пруды, Никольская улица и так далее. Плюс к этому ко всему мы понимаем, что есть определенная тенденция к тому, чтобы ставка аренды стала повышаться."
Кстати, рост арендных ставок - это хороший признак, сигнализирующий о ситуации в экономике. Это значит, что, во-первых, есть спрос, а во-вторых - что бизнес готов такие ставки тянуть.
Главным драйвером столичного стрит-ритейла выступает сфера общепита. По данным NF Group, в этом году в центре Москвы открылись 88 новых ресторанов и кафе. В основном это заведения с авторской кухней в сегментах «средний+» и «премиум». Причем эксперты рынка отмечают интересный тренд – чтобы выделиться на фоне конкурентов, рестораторы большое внимание уделяют дизайну интерьера, уникальности меню и различным деталям: посуде, аксессуарам, освещению и подаче блюд. То есть, ставят цель не просто вкусно накормить, а сделать это еще и красиво.
На кафе и рестораны сейчас приходится почти 40% всех арендованных помещений в пределах Садового кольца. Кроме общепита, торговые площади на первых этажах активно занимают отечественные модные бренды, продающие одежду, обувь и ювелирные украшения. Много витрин в центре у сувенирных и продуктовых магазинов, а также у отделений банков.
Но одно дело – центр столицы. И совсем другое - за пределами Садового и тем более Третьего кольца. Там эксперты отмечают другие интересные тренды.
В частности, не рост цен на аренду помещений формата “стрит-ритейл”, а наоборот, их снижение. Во многом это связано с тем, что арендодатели долгое время держали высокие ставки и не хотели их опускать. Но сейчас вынуждены это делать - поскольку предложения на рынке становится больше. В Москве активно строятся новые районы - и практически в каждой новостройке первые этажи спроектированы как раз для всевозможных торговых точек. С этим связан ещё один тренд - резкий всплеск интереса инвесторов к покупке помещений, пригодных для открытия магазинов в новых строящихся районах столицы. В этом году объем вложений в такую недвижимость вырос, по разным оценкам, на 30-50%.
К концу этого года в Москве в статусе продажи находится порядка 350 000 квадратных метров объектов стрит-ритейла на сумму более 300 000 000 000 рублей. Это почти в два раза больше, чем к концу 2022 года. Основу предложений составляют помещения до 200 квадратных метров за пределами Третьего Транспортного кольца. Средний бюджет такой покупки - 30 000 000 рублей.
Приобретают такие объекты, как правило, не для себя, а в качестве инвестиций. На инвестиционные сделки в сфере стрит-ритейла приходится около 90% покупок. Большинство помещений затем перепродают или сдают в аренду.
По оценкам экспертов, средняя доходность таких вложений составляет около 7 – 8% годовых. Это примерно вдвое выше, чем доходность от сдачи в аренду жилой недвижимости. Но, если сравнивать с доходностью по депозитам, то те сейчас значительно опережают инвестиции в бетон – хоть жилой, хоть коммерческий.
Но с другой стороны, это как раз тот случай, когда от таких вложений выгоду получают все. Инвесторы - небольшой, но стабильный доход. Жители новых районов - удобные торговые точки в шаговой доступности. А предприниматели - стабильный поток клиентов, у которых есть деньги.