Найти в Дзене

ЦЕПЬ НА ДУБЕ ТОМ…

«Лукоморье» переводится как изогнутый берег моря, бухта. Дуб, растущий там был очень схож с описанием мирового древа. А «златая цепь» сродни нити времени. Священный дуб заповедной рощи горцев Архыщна Аху – холм цепи рос в самом центре города Сочи. О судьбе заветного векового дерева ничего не известно. Но это-такая же метка времен Кавказской войны, которая рассказывает многое о людях исчезнувшего народа.Гора Батарейка возвышается над городом на 146 метров. Еще в начале ХХ века всю ее вершину и склоны покрывала вековечная дубовая роща, которую горцы, прежние обитатели этих мест, почитали священной. Поскольку даже до присоединения к России этот район, населяемый обществом Сача (по Ф. Ф. Торнау общество Саша), был достаточно многонациональным – убыхи, шапсуги, абхазцы, абазины. Прежнее название горы имеет несколько очень схожих вариантов на русском языке: Аублаарныха – священна гора Аубла; Аублаанырхта – место святыни рода Аубла; Аубла-ныха – церковь рода Аубла, а также Архыщна Аху – холм цепи. Аубла– княжеский род общества Сача, которое во времена пребывания на Черноморском побережье Кавказа русского офицера, барона Федора Федоровича Торнау и английского резидента Джемса Белла (30-е – 40-е годы XIX столетия) состояло из селений расположившихся в долинах рек Сочи, Псахе, Бзугу, Мацеста. «Княжил» в те годы Али-Ахмет Аубла (Облагу). Ф. Ф. Торнау провел в Сочипсы не более суток и познакомился лишь с «усадьбой» Али-Ахмета Аублы, которая располагалась у подножия приморского склона горы Батарейка. А вот англичанину Джемсу Беллу повезло больше – ему довелось побывать в самой священной роще. Англия в многолетнем противостоянии Турции и России поддерживала первую, при этом, свято помня о собственных интересах, которые, как и во всех ее колониях, непосредственно касались и распространения христианства, а потому Белла особенно интересовали его следы, оставшиеся в верованиях горцев: «Меня приводили на вершину высоты, командующей над Навагинским фортом, к месту, святость которого была отмечена несколькими разбросанными могилами. Как я заметил позднее, это местечко лежит на расстоянии полуверсты от укрепления... Здесь я добрался до предмета моего любопытства. Он (имеется в виду крест) свешивался с ветви огромного старого дуба, к которому он был прикреплен железным подхватом... Эта интересная реликвия – несомненное доказательство, что здесь когда-то господствовало христианство... Кресты были назначены для приема жертвований, которые заботливо оставляли там до тех пор, пока они не превращались дождем и ветром в лохмотья. Некоторые лоскуты указывали на то, что пожертвования были сделаны еще не так давно». В верованиях горцев органично сочетались с заповеди Корана с древнейшим культом деревьев, главной реликвией на ветвях которых (не только в священной роще горы Аублаанырхта) был христианский крест. Среди потомков княжеского рода Аубла, бытует предание, будто некогда на вершине этой горы стояла деревянная церковь, построенная в древние времена князьями рода. После того как здание храма разрушилось, культовую утварь развесили на исполинском дереве. Среди украсивших священный дуб христианских реликвий оказалась и цепь, на которой держалось когда-то паникадило. Именно благодаря этой цепи гора Аубла-ныха получила второе название Архыщна Аху – холм цепи. Десант генерала Андрея Михайловича Симборского, высадившийся на сочинский берег 13 апреля 1838 года, самое отчаянное сопротивление встретил именно со стороны Аубла-ныхи. Князь Али-Ахмет Аубла приказал до конца защищать святое место. И, скорее всего, именно тогда в 1838 году эта гора получила свое русское название Батарейка.

13 апреля 1838 года горцы, отчаянно сражавшиеся за свою святыню, оттеснили отряд русских войск от подножия Аублаарныхи и захватили одно из орудий, изрубив защищавших его поручика Змиева и нескольких солдат. К русской пушке добавили три английских, доставленных Беллом и, расположив их на горе, вели обстрел строящегося русского форта…Долгое время вершины и склоны священной горы оставались нетронутыми, шумя над юным курортным городком ветвями. При том, согласно одним утверждениям его соорудили еще по приказу князей Аубла в незапамятные времена. сообщенное шапсугами этнографу Л. И. Лаврову смутное их воспоминание о каком-то «роде змей» или вернее «змеином роде» Л. И. Лавров считал, что «змеиный род» или «род змей» является никем иным, а родом именно «сочинских князей Облагу или Аублаа, как называют его донесения русских начальников «В названии рода, присутствует элемент «бла», «блэ», что на адыгских языках означает «змея». В роде Аублаа особо почиталась надочажная цепь как змей в железе -символ связующего звена между огнем земным с огнем небесным. По воспоминаниям старожила города Сочи доктора К. А. Гордона гора Батарейка еще в начале XX века «вся была покрыта старым дубовым лесом, в котором величина дубов доходила до 2-3-х обхватов толщины». Дж. С. Белл пишет следующее: «…священность места определялась несколькими разбросанными могилами… Здесь я подошел к объекту моего любопытства, подвеске на ветви огромного старого дуба, к которой она была прикреплена железным клином. Прилагаемый набросок может наилучшим образом дать представление об этой любопытной реликвии древности и несомненном свидетельстве того, что христианство когда-то здесь преобладало, а также и о месте, выбранном для него. В этой дубраве, по словам Дж. Белла, около деревьев было поставлено много железных и других древних крестов, а среди них попадались даже позолоченные. Один висевший на дереве и два других, стоявших на земле. 10 июля 1838 года, во время борьбы за захват сочинского района. Именно тогда разгорелся спор «по поводу некоторых старинных крестов». Часть народа требовала уничтожения особо почитаемых из них, другая- препятствовала этому. Однако спор окончился в пользу почитателей крестов, среди которых первым оказался сам, по словам Ф. Торнау, якобы «ревностный мусульманин», князь Саша, Али Ахмет Бей Аублаа. «Благодаря его вмешательству, кресты были оставлены». Али Ахмету был поднесен значительный подарок – 200 р. серебром. Не остались обделены вниманием и его дворяне: Урусбий и Хатазух получили по 30 руб. серебром. Более того, убыхский князь Али Ахмет Облагу был представлен к чину капитана русской армии с годовым жалованием в 300 руб. серебром».Нсмотря на чин и особое положение родоначальника род Аубла сильно пострадал в процессе выселения из Кавказа в Турцию в середине столетия. Много версий существует по поводу особого тоннеля, якобы связывавшего вершину горы Батарейка с берегом моря. По свидетельствам некоторых историков это был тайный ход от артиллерийской батареи в форт. А некоторые считают, что тоннель был прорыт лишь в годы Великой Отечественной войны на всякий военный случай. Правы могут быть и те, и другие, и третьи, правда если правы и третьи. Ход пытались исследовать еще юные диггеры начала ХХ века в лице сочинских гимназистов. Существуют сведения о том, что он тянулся до крепости Александрия на берегу моря и был сооружен на случай осады крепости. Для возможности спасти жизни и занять более выгодную для военных действий позицию. После выселения рода Аубла в Турцию о судьбе старинных крестов никто, само собой, не заботился. Более того, сама гора подверглась атакам. От бывшей дубовой рощи осталась очень малая ее часть. «Батарейка-гора, на которой детьми мы собирали ромашки и примулы, гле любовались птичками и кроликами сегодня поднимается "титаник", давящий своими "архитектурными красотами" весь уютный, провинциальный ,милый Сочи». Этого не исправить. Остается верить, что прошлое горы Батарейка станет поводом еще больше разузнать о княжеском роде общества Сача. Его представители по данным краеведов после 1911 года вернулись в родные края и проживали в Лазаревском районе.

Обряд у священного дуба
Обряд у священного дуба
Аубла Ахмет
Аубла Ахмет
Гора Батарейка сегодня
Гора Батарейка сегодня

.