Найти в Дзене
Народ Востока

Какая часть евреев стала арабами?

Если верить Библии, евреи и арабы являются двоюродными братьями. Их общим предком является пророк Авраам, а непосредственными прародителями – его дети от разных женщин. Исламская традиция на этот счет может отличаться в подробностях, но эту точку зрения вполне разделяет.

Похожие языки, близкий образ жизни, сходная культура, понимание своих родственных связей и исповедание семитской религии единобожия приводили к тому, что евреи и арабы взаимно ассимилировались друг другом. Но мы сегодня поговорим о тех евреях, которые стали арабами.

Это началось еще несколько тысячелетий назад. Еще при завоевании земли обетованной некоторые из колен Израиля (древнееврейских племен) отказались входить непосредственно в Ханаан. Взамен они получили владения к востоку от реки Иордан, то есть, за его пределами.

Это были степи, пустыни и полупустыни, пригодные для выпаса скота, но не подходящие для земледелия. Такой выбор сделали те племена, которые обладали большими стадами – это колено Рувимово и колено Гадово (так правильно, спаси меня, Дзен, от этого слова). Также, многочисленное колено Манассии получило надел как в самом Ханаане, так и к востоку от реки.

-2

После распада единого царства Давида и Соломона каждый из этих кланов вошел в состав Северного Израильского царства. Это в какой-то мере может указывать, что они являлись сторонниками многобожия, в отличие от более строгих монотеистов южной Иудеи.

Впоследствии три восточных колена первыми были завоеваны Ассирией, первыми стали ассимилироваться с окружающими семитскими кочевниками и первыми были уведены в ассирийский плен. Но многие остались на своем месте, и их потомки стали арабами.

Или стали ими еще до этого. Даже сами аравийские арабы делятся на кахтанитов («настоящие арабы») и аднанитов («арабизированных»). Последние происходят от тех или иных семитских племен, к ним относился, в том числе, пророк Мухаммед.

Из-за наличия сильных соседей Иудейское царство часто исчезало с политической карты и становилось провинцией соседних держав. Это привело к миграциям его жителей на Аравийский полуостров. Исламские хроники сообщают, что во времена пророка Мухаммеда там существовало несколько иудейских бедуинских племен.

-3

С точки зрения догматов иудаизма, евреем считается любой человек, принявший в эту веру. Однако, скорее всего, это были этнические арабы, перешедшие в близкую им религию. Что не мешало поселиться среди них иудейским коэнам, купцам, просто политическим беженцам и их семьям и впоследствии стать арабами.

Далее. Теоретически предполагается, что из-за репрессий, войн и климатического пессимума раннего средневековья евреи почти полностью покинули свою историческую родину в 6-7-х веках н.э. Но кое-кто все равно должен был остаться – и эти люди получили некоторые поблажки после исламского завоевания. Со временем некоторые из них приняли новую веру и стали арабами.

Впоследствии большие и малые еврейские общины существовали во всех странах исламского мира. Многие из них стали мусульманами добровольно или в результате определенного давления: из-за высоких налогов или из страха перед некоторыми суровыми правителями.

Йеменские евреи
Йеменские евреи

Так, например, есть палестинцы, предками которых стали евреи и самаритяне – это иногда отражается в их фамилиях. Есть такие люди в Йемене, Ливане и Сирии. Есть небольшое бедуинское племя суарка, которое живет на египетском полуострове Синае. Их культурная традиция гласит, что когда-то они являлись евреями, но были вынуждены перейти в ислам из-за голода на своей земле. И тогда им помогли выжить соседи.

У них действительно сохранились некоторые остатки ветхозаветных обычаев: зажигание свечей перед шаббатом, обязанность жениться на вдове своего брата, обрезание на седьмой день после рождения, а не в подростковом возрасте, как у мусульман, запрет на зажигание костров в субботу.