Хочется порадоваться за российских педагогов - торжественный и почетный год педагога и наставника закончился. Отчитались перед народом регионы, отчиталось Министерство просвещения и Президент РФ.
Прежде чем, поговорим о результатах, нужно сказать коротко о том, кого называют педагогом.
"Педагог - это специалист, который занимается обучением, воспитанием и развитием детей, подростков или взрослых. Педагог также может оказывать психологическую, социальную и культурную поддержку своим ученикам. К педагогам относятся также ученые, которые разрабатывают теоретические проблемы педагогической науки"
Это важно, если вспомнить цели, которые ставились при объявлении темы 2023 года. Задачи года озвучивались, как повышение престижа профессии учителя, привлечение молодых специалистов. Получается, что к группе педагогов и наставников относится очень большая группа населения России, а задачи, которые распространяются только на учителей. Чувствуете разницу? Весь год разговор шел о школьных учителях.
Министерство просвещения подвело итоги Года на своем расширенном заседании. В отчете прозвучало, что проведено почти 7 тысяч мероприятий, которые решали задачу на повышение престижа педагога (или учителя???). Были проведены различные форумы, олимпиады, конкурсы и др. В этих мероприятиях приняли участие более 17 миллионов жителей России из разных регионов.
Для справки: в стране сейчас 2449.7 тыс. педагогических работников:
- В дошкольном образовании - 681,5 тыс. человек,
- В общем образовании - 1352,1 тыс. человек,
- В среднем профессиональном 198,4 тыс. человек,
- В высшем образовании - 217,7 тыс. человек
В школах обучается 17,7 миллионов учащихся.
К чему я это? А к тому, что 17 миллионов жителей России из разных регионов - это не так уж и много, потому что всё, перечисленное выше количество, обязательно участвовало в этих мероприятиях по доброй воле или по принуждению.
Министр просвещения поздравил с завершением года, поблагодарил за вклад в развитие образования. С. Кравцов сказал, что целью года было - выражение особой признательности педработникам и наставникам "за их самоотверженный и важный труд" (А это звучало при объявлении года: "Задачи года озвучивались, как повышение престижа профессии учителя, привлечение молодых специалистов")
А как узнать теперь - выполнены задачи года или нет? Как и на сколько повысился престиж, среди учителей или среди населения, сколько молодых специалистов пришло в школы в этот год, благодаря всем проведенным мероприятиям и потраченным на это бюджетным средствам?
Самый обсуждаемый вопрос среди педагогов, депутатов, чиновников - это зарплата педагогических работников. Министр просвещения и по этому вопросу подвел итоги, он сказал, что этому вопросу было уделено особое внимание. Особенно хорошо работали над совершенствованием системы оплаты труда педагогических работников.
Какая трудная задача, с 2012 года никак не могут найти возможность повысить зарплату - с системой оплаты ничего не получается, как разделить то, что уже получают и никого не обидеть.
Говорил С. Кравцов и о развитии дополнительного образования, в этом направлении активно развиваемся, в регионах открыты новые центры и работает почти 3 миллиона программ. У меня вопрос - это по итогам года педагога и наставника или это просто итоги работы министерства за календарный год?
Ничего не могу сказать о всех этих центрах развития, оправдывают ли они огромные затраты бюджета, имеют ли они практическую пользу для развития детей? Но знаю точно, что поддержка, развитие и помощь обычным школам и детским садам была бы куда эффективнее, для всех детей, а не для единиц, у которых есть возможность посещать современные центры развития.
Много говорят о строительстве новых школ. Тогда почему в старых школах дети учатся в 2 и 3 смены?
Я живу в городе-миллионнике. В новом микрорайоне. На моих глазах рядом за полтора года построили два огромных 25-этажных дома. Знаю этот район лет 8. Рядом нет детских садов и школ. Один маленький частный детский сад. Много разных учреждений дополнительного образования в шаговой доступности, но за деньги. А детсадов и школ в большом микрорайоне нет.
Вспомним идеи, которые стояли перед образованием после распада СССР. Это было копирование образования западных стран, потом образование стало для избранных хорошей коммерцией для своего обогащения, а теперь активно внедряется цифровизация. Теперь же заговорили об отказе от западной модели образования и опять заговорили о советской системе образования. Но, но коммерция и цифровизация продолжает активно развиваться, потому что на этом можно делать большие деньги для личного кармана тех, кто стоит при таких делах. Поэтому никакого советского образования уже никогда не получится, потому что условия в стране другие.
Были и такие установки: успешность и конкурентно способность на рынке труда. Так говорили ученикам - учись хорошо, потом будешь первым на хорошую должность с высокой зарплатой. Где-нибудь они действуют? Почему многие молодые специалисты не могут найти хорошую работу. Только работа школьного учителя вся в вакансиях, но без зарплаты.
Еще одно кредо - толерантность, а по-русски терпимость. Терпеть школьников научили, терпим, терпим, мы и ученики наши терпим, но наступает предел терпению и тогда случается всё, что угодно, когда нервы сдают.
И жестокость школах есть. Дети между собой разборки устраивают, есть конфликты между детьми и учителями, администрация школ тоже может подвергать своих подчиненных и подопечных жесткому давлению.
Среди школьников хамство, агрессия, грубость, сквернословие, чувство безнаказанности творят не самые лучшие поступки.
Мужчин среди школьных педагогов почти нет. Все больше говорят, что надо в школы вернуть мужчин, чтобы дисциплина была лучше. Но и с возвращением мужчин дисциплина не станет лучше, потому что мужчину обязательно подведут под разборки через прокуратуру. Нет прав у педагогов. Даже администрация школы на стороне ученика, чтобы себе иметь меньше проблем. Лучший способ - при любой неприятности пиши заявление по собственному желанию. Мужчинам тяжело терпеть бесправное положение и трудно справляться с огромной бумажной нагрузкой.
А лучший учитель тот, кто качественно и в срок сдает все отчеты, не спорит с администрацией школы, умеет уговорить родителей и учеников в разных конфликтных ситуациях.
Креативность очень популярна в школах, а заключается она в том, что ученики и учителя должны показать себя всесторонне, везде и всюду участвовать - в соревнованиях, олимпиадах, конкурсах, конференциях ради получения дипломов, грамот, сертификатов, свидетельств - короче, чем больше у тебя разных бумажек с местами и за участие, тем ты креативнее. А на этом тоже кто-то делает очень хороший бизнес и свой личный карман наполняет не бумажками, а настоящими деньгами.
Это реальная жизнь в образовании. А чиновники из регионов радуют всем хорошими отчетами и высокими показателями в своей работе на ниве развития просвещения. Министры радуются огромному количеству мероприятий, престиж профессии педагога повысили, выполнили и перевыполнили. Ну как обычно у нас в стране - желаемое выдают за действительное. А проблемы? Да как были так и остались.
Следующий год - Год семьи, поэтому школам и детским садам отдыхать не дадут - надо будет проводить и участвовать в мероприятиях, конкурсах, собраниях и т. д. У нас же все памятные годы сводятся к развлекаловке, а не в реальном решении проблем.
Одно нас радует. Год педагога и наставника закончился! "Финита ля комедия!" Всем удачи!!!