Найти тему
Кино без Цоя

"Мальчик и птица" - последний шедевр мастера Хаяо Миядзаки

Оглавление
Постер
Постер

🎥 Об авторе, вернее о Режиссере с большой буквы

Даже людям, далеким от аниме наверняка известно имя Хаяо Миядзаки.

Он в аниме как Пеле в футболе, если это возможно сравнивать. Режиссер был популярен всегда и вместе со своей славой преумножал и славу аниме-студии "Ghibli". Однако, на весь мир гений Миядзаки прогремел в 2002 году, когда в номинации "лучший анимационный фильм" премию Оскар получили его "Унесенные призраками". К слову, на момент написания статьи - это единственное аниме в истории, получившее заветную статуэтку.

Надеюсь по описанию выше стало ясно, что творения Миядзаки отнюдь не "китайские мультики", а сложные произведения искусства, содержащие множества метафор и поднимающие перед человечеством важные темы.

Так, большую часть карьеры, мастер посвятил защите экологии через искусство. Наиболее явно это прослеживается в его "Принцессе Мононоке" 1997 года. Тогда на пороге миллениума человечество как никогда думало об апокалипсисе и том, в каком состоянии планета входит в новое тысячелетие для наших потомков.

Ну и к закату своей жизни и карьеры Миядзаки выпустил уже второй последний фильм (первый - "Ветер крепчает") как бы это парадоксально не звучало. Ниже постараюсь рассказать вам дорогие читатели о чем он и чем будет интересен взрослым и детям.

🎥 Синопсис фильма

Идет вторая мировая война. Японский юноша по имени Махито убит горем и ужасно страдает из-за потери матери во время пожара, вызванного бомбардировками его города. Он постоянно думает о пережитом ужасе и страдает кошмарами.

После гибели жены, отец не слишком долго горюя (по ощущениям парня и зрителей) спешно женится на сестре-близняшке матери Махито (согласен крайне странно учитывая что это по сути его тетя, в общем привет Фрейду) и увозит его в загородный дом, подальше от города и прошлого.

Мачеха-тетя в противовес европейским сказкам, радужно принимает Махито . Пересобранная семья поселяется в большом загородном доме и пока отец руководит на местном заводе изготовлением деталей для японских самолетов (это важная деталь и ее мы обсудим в финале статьи) Махито пытается снова начать жить. Получается у него не слишком хорошо и на помощь или на беду его начинает преследовать странная птица, которая к тому же пытается с ним заговорить. Собственно с этого и начинаются основные приключения главного героя и основные события аниме.

Сцена пожара. Страшная и красивая
Сцена пожара. Страшная и красивая

🎥 Общее впечатление и мнение

По моему мнению аниме может разочаровать старых фанатов мастера Миядзаки, только если они пойдут в кинотеатр с завышенными ожиданиями, а истинные фанаты с такими чувствами как раз и пойдут.

С другой стороны, для фанатов его анимации глаз будет радоваться и ностальгировать практически в каждой сцене. Дело в том, что визуальные образы большинства героев похожи на героев другим историй Миядзаки, которые мы давно любим и ценим.

Так что кто-то разочаруется, а кто-то наоборот будет ностальгировать и наслаждаться эстетикой рисовки, вспоминать с теплотой свое прошлое и прошлое Хаяо.

Данная картина - это, как и любая другая работа Миядзаки, прежде всего путешествие. Путешествие в другую реальность, удивительный, а зачастую и пугающий мир воображения и сказок. Но это путешествие как будто более грустное чем многие, а также более личное чем тот же "Ветер крепчает".

После просмотра я понял, что многое не понял. Во мне осталась буря непонятных эмоций, от радости и восторга, до грусти и разочарования (да я тот, кто ожидал большего, но не до конца понял что получил). Самое главное - это желание пересмотреть аниме и еще подумать над ним и его смыслом.

🎥Смотреть ли? И кому стоит смотреть?

Ох, вопрос сложный и простой одновременно. Скажу просто - смотреть.

Вот второй вопрос более важен - Кому смотреть?

  • Прежде всего фанатам Миядзаки, которые видели много его работ и ценят творчество.
  • Если вы не сильно в курсе про аниме и Хаяо Миядзаки - попытайтесь погрузится в эту сказку и удивительный мир начав с данной картины.

А вот кому НЕ стоит смотреть - так это маленьким детям, на месте родителей не стал бы показывать аниме совсем малышам, в нем есть сцены мистические и пугающие. Возрастной ценз уж устанавливайте сами, думаю лет 12, не младше.

  • Дело в том, что местами сказка довольно жуткая для неокрепших умов, вдруг ваш малыш потом будет бояться птиц и т.д.
  • Ну и второй момент - совсем юный зритель не поймет данное произведение. Тут я взрослый мужик с высшим образованием то не все понял😂 Вдумчивым же подросткам, которые уже видели и не такое втихаря от родителей, думаю вполне может быть интересно.
Другой мальчик и другая птица (не кадр из Аниме). Где-то в России с голубями кто-то ищет приключения
Другой мальчик и другая птица (не кадр из Аниме). Где-то в России с голубями кто-то ищет приключения
Ну а вот что я понял или подумал что понял ниже со спойлерами.

🎥 Смысл аниме. Образы и при чем тут отец с завода. СО СПОЙЛЕРАМИ. КТО НЕ СМОТРЕЛ - не читайте данный раздел

Итак, при чем тут отец главного героя.

Дело в том,что отец Хаяо - Кацудзи Миядзаки, во время второй мировой войны был директором фабрики по изготовлению деталей к самолётам A6M Zero, которая имела звучное название "Miyazaki Airplane". Да, это те самые самолеты, на которых гибли Камикадзе. Ну а хозяином фабрики был дядя Режиссера.

Данный факт сильно повлиял на Хаяо, если "Ветер крепчает" называют фильмом-извинением за прошлое его семьи, за которое ему стыдно. То с "Мальчиком и птицей" дела обстоят несколько иначе и сложнее.

Махито - это по сути и есть Хаяо Миядзаки, в им же созданном мире. Вернее одна из ипостасей Миядзаки в этом аниме. Намек на это как раз связан с отцом и этим заводом.

Фигура же отца одновременно олицетворяет и отца Хаяо и его дядю, хозяина завода по производству деталей. Именно поэтому отец и женится на тете в рамках сюжета.

Почему же рядом с мальчиком в названии птица? Вспомните как птица пытается связаться с Махито. Она стучит в стекло и пытается попасть в дом, ведет себя странно, как хамоватый человек. В большинстве культур образ птицы олицетворяет смерть и перерождение, тем более образ птицы, стучащейся в окно. Моя бабушка хоть и не японка, но даже она в моем детстве что-то такое говорила...

Собственно и сам мир - это не просто какая-то сказочная страна, скорее это интерпретация множества миров и главное - жизни после смерти. Об этом говорит и встреча Махито с матерью в этом мире, и еще нерожденные души в виде милых существ, которые пытались уничтожить птицы в небе. Ворота, которые вначале путешествия Махито чуть не оставил открытыми - в общем образов загробного мира масса.

Перейдем к финалу картины. Древний предок Махито, создатель волшебного мира и его властелин. А вот этот образ имеет много значений. Прежде всего - очевиден образ Творца (Бога). Второе значение - вторая ипостась Миядзаки в его аниме, старого творца (уже с маленькой буквы), который придумал целые миры и у него не остается сил больше это все контролировать, ему необходимо передать свое наследие и отойти от дел.

Далее все еще сложнее. После того как Махито уходит из волшебного мира, он оставляет у себя один камень, найденный в волшебной стране. Камень позволяет ему помнить те миры, которые он увидел там. На что птица удивленно замечает "Ты что все не забыл? Обычно люди все забывают покидая волшебную страну". Это очевидная отсылка к своей самой известной работе - "Унесенным призраками", в которой главная героиня после всех приключений вышла из тоннеля и забыл весь тот удивительный мир и свои приключения, осталась в настоящем со своими родителями.

Хаяо Миядзаки в стиле Аниме
Хаяо Миядзаки в стиле Аниме

Что же такое камень? Камень попал к Махито (Хаяо) от Творца, очевидно - камень - это талант. Талант, который Бог помещает в отдельных людей, для того чтобы они творили мировые произведения искусства. При этом Миядзаки скромно фантазируют, что миры эти придумал не он сам, талант ему дал Творец, а миры он и вовсе не придумал, созданные им миры - это воспоминания, которые потихоньку угасали в нем. Он увидел их во сне и просто забыл. И эта идея и ее скромная подача - просто филигранно обыграна в сюжете картины. Браво мастер.

Но Махито - это не только олицетворение Хаяо Миядзаки, также он олицетворяет сына Хаяо - Горо Миядзаки, которому Старец (второе олицетворение Хаяо) хотел передать бразды правления своим миром.

Да, вот так сложно. Один художественный образ - это отец и сын одновременно (прям как в загадке про двух отцов и двух сыновей...). А это нам говорит о цикличности жизни и смерти. Все в аниме зациклено. Эту идею подтверждают и образы и отсылки всего фильма, мы и тут и там видим всю историю творчества Хаяо Миядзаки виде образов окружающих Махито (например бабушки из загородного дома) с отсылкой в финале к его лучшему аниме. Он сделал круг.

По сути Миядзаки в своем воображении, чтобы подготовиться к смерти, сходил в мир иной своим персонажем и мы держали его за руку в этом путешествии, чтобы ему не было страшно и одиноко. Теперь он готов, он не боится, он переродился, как и Махито, вернулся и готов начать жить заново. А наследие Хаяо Миядзаки будет жить дальше и в его работах и в работах его сына. В любом случае желаем долгих лет жизни мастеру Миядзаки.

Если понравилась статья - подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить еще больше интересных статей и видео про кино.