Вопрос:
Харе Кришна. Примите пожалуйста мои смиренные поклоны. Вся слава Шриле Прабхупаде! В 3.32.29 Господь Капиладев говорит, что Он создал из совокупной энергии махат-таттвы ложное эго, три гуны, пять материальных элементов, индивидуальное сознание, одиннадцать чувств включая ум и материальное тело. Шрила Прабхупада в комментарии говорит о сознании души. Но в тексте речь о том, что создается сознание из махат-таттвы. Вопрос в том, что подразумевается под индивидуальным сознанием в данном случае? Спасибо 🙏
Ответ Е. С. Даявана Свами
Харе Кришна дорогие вайшнавы, В этом стихе ШБ 3.32.29. под словом: сва-рат имеется в виду появление в махат-таттве обусловленной индивидуальной души, отделенной от своей изначальной индивидуальной природы оболочками: ложного эго в гунах, материальных чувств и тела. Когда все эти оболочки обусловленных джив, объекты чувств, гуны материальной природы и сами дживы помещенные в прадхану, по воле Господа начинают взаимодействовать, появляется сияющая махат-таттва.
Вот подтверждающие этот момент перевод и комментарии Вишванатха Чакраварти Тхакура к данному стиху:
Перевод: Из махат-таттвы, аханкары в трех гунах, пяти элементов, объектов чувств, одиннадцати чувств, совокупности всех джив, индивидуальной дживы, всей вселенной и материальных тел джив, возникает материальный мир.
Комментарии: В предыдущем стихе объяснялось, что Брахман проявляется в виде различных объектов. Все в материальном мире относится к категории этих объектов (артха-рупа). Это показано в этом стихе. Читта или махат-таттва (махан), аханкара (ахам-рупах), состоящая из трех гун, а также пяти элементов и объектов чувств, одиннадцати чувств, совокупности всех джив и отдельных джив (сварат), чистых джив, материальных тел и вселенной состоят компоненты, из которых возникает материальная вселенная. Таким образом, когда махат-таттва и другие элементы начинают восприниматься разумом, они становятся различными объектами, или артха-рупой.
А вот еще Джива Госвами подтверждает что дживы помещаются в махат-таттву, а не возникают в нем: «В шрути есть описание: со-’камайата — «В начале творения у Бхагавана появилось желание возродить все население». С позиции «Шримад Бхагаватам» (3.5.26) выражение, начинающееся со слов кала-врттйа, говорит о том, что Бхагаван оплодотворил область активного проявления материальной природы духовными джива-шакти, наделенными сознанием состоящим из трех гун и приводимой в действие силой времени. В итоге это проявление материальной природы породило огромную махат-таттву (комментарии к 8 тексту 5 главы Брахма-самхиты).