#геостратегия
Одной из самых провокационных по названию книгой XX века, которую можно отнести к геостратегии, является историко-философский трактат «Закат Европы» (1918 и 1922 гг.) Освальда Шпенглера (1880-1936 гг.). Сразу после публикации она взбудоражила умы и вызвала небывалый отклик среди всех слоёв образованного и думающего населения по всему миру. Как часто бывает с подобными «модными» темами, значимая часть аудитории даже не поняла, что речь шла не о моментальном крахе европейской (фаустовской) культуры, а переходе её в состояние зимы, перерождение в цивилизацию.
В период написания книги, до завершения выделенного О. Шпенглером тысячелетнего культурно-цивилизационного цикла, Европе оставалось ещё около ста лет. Данный период не подразумевал краха и гибели, наоборот, он должен был быть наполнен материализмом, экспансией и агрессией. Однако, многим казалось, что обрушение должно состояться практически завтра, что привело к закономерному разочарованию, когда завышенные ожидания не сбылись. Не удивительно, что всю вторую половину XX века книга пребывала в статусе предмета для шуток, но в начале XXI века все изменилось. Описанный закат Европы наступил во всей красе, подтверждая верность многих оценок и прогнозов.
При изучении работ О. Шпенглера нужно не забывать, что он не просто разделял, а противопоставлял понятия культуры и цивилизации, выделяя их как два разных этапа жизненного цикла, зависящего от уровня энергии. Для культуры произошло определение периодов по аналогии с временами года: весна, лето, осень и зима, где в самом конце жизненного цикла культура коченела и гибла, становясь бездушной цивилизацией. Последняя была способна не только продолжать существовать, но и производить впечатление жизни, даже потеряв душу.
Идеалистическому, творческому, многообразному периоду созидания, характерному для культур, был противопоставлен рациональный голем в самом конце жизненного цикла. Для последнего периода жизни было характерно механистическое существование, унификация, материализм, тирания, агрессия, утрата духа. В качестве примера можно рассмотреть Европу, где вслед за романтикой, готикой, барокко и рококо пришло деградантное искусство. Однако, вся глубина деградации, падения и краха, о которых предрекал О. Шпенглер, произошла лишь в начале XXI века, на наших глазах.
В основе данных работ лежали труды Ф. Ницше и Г. Гегеля , но критики и читатели искали корни в более чем у полусотни авторов, большую часть которых, как признавался О. Шпенглер в поздних предисловиях к своей книге, он даже не читал. Получившийся подход можно рассматривать в качестве одной из основ культурно-цивилизационного направления геостратегии, и в отличие от других авторов, практически отсутствуют религиозные критерии при выделении великих культур / цивилизаций.
В рамках данных работ указывается, что для каждой культуры характерно циклическое, собственное время и периоды, европоцентричная историческая шкала считается неверной, культуры не равны по своей значимости, жизненный цикл необратим, т.е. нельзя вернуться в юность из старости, но можно умереть раньше срока.
К достижениям и значимости работ О. Шпенглера, отличающим его от других, можно отнести введение жизненного цикла и рассмотрение существования культур / цивилизаций построенных не на основе религии, что характерно для авраамических культур. Восточные цивилизации: Китай, Япония, Корея, Индия и цивилизации, построенные на основе морально-нравственных кодексов и/или идеологии, например, Советский проект, требуют иного подхода.
И, да, переход в крайность и игнорирование религиозного фактора формирует основной зазор трудов О. Шпенглера, предопределив их малую востребованность даже в настоящее время, когда самый известный прогноз сбылся в срок…))
Автор отвечает на комментарии в телеграмме, постоянный адрес заметки: https://t.me/geostrategrus/3270
#АндрейШкольников #стратегия #геостратегия #геостратег #Андрей #Школьников #ШкольниковАндрей