Найти тему
дневник ролевика

"Три хороших удара:" Турниры по фехтованию в царской гвардии

Оглавление

На государственном уровне состязания по фехтованию в Российской империи появились 11 апреля 1860 года, с выходом соответствующего Высочайшего указа. К нему же прилагались и Правила проведения сих состязаний.

На тот период проводились они только в одном фехтовальном зале - Петербургском, один раз в год, в марте или апреле (в дальнейшем в империи появится и получит право на проведение подобных турниров еще один зал - Варшавский). Фехтовальные турниры изначально несли мотивационную функцию - первый же пункт Правил гласил, что "состязания в фехтовальном бое имеют целью поощрить офицеров к занятию фехтованием и тем способствовать распространению этого искусства в войсках гвардии".

Турниры проводились на трех видах оружия: рапирах, эспадронах и штыках. При этом действовал принцип: оружие поединщиков в конкретной схватке должно быть "одноименным", но... Эспадрон при желании можно было заменить на саблю или палаш: эти виды оружия относились как раз к одноименным.

То есть, грубо говоря, желающий мог выйти против эспадрона с фактически боевой саблей, только затупленной. Система фехтовального оружия ротмистра Соколова на тот момент им еще только разрабатывалась, она появится только через 7 лет, и... Исключительно используемой все-таки не станет, останется лишь "официально рекомендованной".

Кстати, забегая в сторону: вовсе не обязательно, что человек с условно-боевой саблей имеет против эспадрона преимущество. В условиях спорта - скорее как раз наоборот: эспадрон меньше весит, иначе сбалансирован и, соответственно, быстрее и маневреннее. Набить им преимущество по очкам, то есть тупо "снять хиты", как бы даже и не легче...)

Забегая в сторону: ходит байка (правда или нет, не поручусь), что сам Буденный однажды пришел на состязание по спортивному фехтованию (уже в СССР, естественно) - и в считанные минуты получил там тумаков. Говорят, Семен Михайлович остался в крайнем удивлении: его в реальном бою на шашках почти никто ни разу не достал, а тут - щенки какие-то, запаха крови с клинка не нюхавшие...)

Право на участие в турнире предоставлялось всем гвардейским офицерам, любых полков, а также некоторым армейским - но лишь тем, которые на время состязаний находились в столице в командировке или в отпуске. При этом для гвардейцев участие было фактически обязательным: каждая часть гвардии. в которой велось обучение фехтованию, должна была выставить на каждый вид оружия хотя бы одного поединщика: пехотные - на рапиру и штык, кавалеристы - на рапиру и эспадрон. Исключение делалось для частей, расположенных "вне столицы и ея ближайших окрестностей", то есть как раз для, например, гвардейского Варшавского отряда.

При этом один и тот же человек мог биться в нескольких номинациях, но претендовать имел право в каждой только на один приз в каждой. То есть, грубо говоря, если у тебя нет призов ни в рапире, ни в эспадроне, ты имеешь право выступать и там, и там. Если у тебя есть второй приз (второго достоинства, как это тогда именовалось) по рапире и по эспадрону, ты имеешь право биться за первые в этих же номинациях. Но если у тебя уже есть первый приз, скажем, по рапире, полученный когда-либо ранее, ты уже не имеешь права вообще участвовать в поединках на рапире, но можешь перейти на эспадрон или штык. В общем, один раз занял первое призовое место в какой-либо номинации - все, это навсегда...)

Каждый претендент на турнир проходил испытание квалификационным поединком с учителем - официальным преподавателем фехтования в зале. Впрочем, "поединок" был довольно условным - оценивалось умение выполнять "приемы", т.е. стандартные действия оружием. Нечто вроде ката в японских боевых искусствах. "Только те из офицеров, которые таковые приемы исполнят правильно, допускаются на состязание."

-2

Состязания делились на 2 этапа. Первый должен был отсеять тех, кто не "достоин награждения призом", а по результатам второго оные призы, собственно, вручались. Сама схема была простой до изумления: участники (с "одноименным оружием") сводились в пары, бились, проигравший выбывал из состязания, победитель дрался в следующем бою с победителем из другого дуэта.

Критерии победы

Победителем считался тот, кто первым успевал нанести "три хороших удара". Под таковыми понимались "те прямые удары, рипосты и репризы, которые наносятся: рапирою - в грудь противника, а эспадроном или штыком - в какую бы то ни было часть тела выше колен, и притом будут признаны судьями исполненными по правилам искусства". Обоюдные поражения, кстати, не засчитывались.

Насчет "исполненных по правилам искусства" хочу дать небольшое пояснение. Дело в том, что и спортивное, и ролевое, и вообще любое "состязательное" фехтование часто грешит одним недостатком: там бьются "в касание". То есть упор идет на то, чтобы вообще коснуться оппонента клинком, выражаясь современным ролевыми терминами - "снять хит".

Однако в реальности попадание должно быть эффективным. Укол - такой, чтобы прошел глубоко в цель. Удар - такой, чтобы оставил серьезную рану, а не царапину или синяк. Но проблема в том, что в условиях спорта состязаться таким образом тяжело: во-первых, повышенный риск травмоопасности, во-вторых, иная дистанция - чтобы вогнать в оппонента шпагу насмерть, надо подойти к нему примерно на 10 см ближе, нежели чем если нужно просто его коснуться, в-третьих - надо контролировать еще технику исполнения, особенно у рубящего удара (колющие несколько проще в этом отношении, это у рубящих клинок должен падать на цель под определенным углом, должны быть задействованы строго определенные группы мышц, выполнен правильный шаг, и т.п. Без этого - технически ты вроде как и нанес удар по супротивнику, вроде даже и пробил его защиту, и попал... А толку чуть: рана вышла несерьезная, следующим ударом оппонент, ухмыляясь, тебе башку смахнет, да и все - в ней изначально мозгов не слишком много было...))

-3

Именно поэтому судьями оценивался в первую очередь тот факт,нанесен удар "по правилам искусства" или нет. Какой-то художественности или условности в этом и на грош нету, просто - если удар технически правилен, то он в 99% случаев будет эффективен, а если неправилен - то в нем и смыслу мало...)) Упор делался на это, потому что остальные факторы правильного удара в условиях спортивных, несмертельных турниров реализовать практически невозможно. Разве что в наше время к этому приблизились, но у нас и нагрудники, и маски из других материалов, выдерживают гораздо большие нагрузки, нежели тогдашние...

Кстати, и нагрудники, и проволочные маски тогда уже использовались.

Судьями были учителя фехтования из Отдельного Гвардейского корпуса и того самого фехтовального зала. Сами участвовать в турнире они не могли. Победитель определялся голосованием судей, причем их число обязательно было нечетным.

Призовая система

По правилам 1860 года устанавливалось: за бои на рапире - вручать 4 приза (один - первого, и три - второго достоинства), на эспадроне и штыке - по 2 приза (2 призовых места, один приз первого и один приз второго достоинства). При этом судьи были вовсе не обязаны непременно "раздавать" все призы: отдельно оговаривалось, что награждать необходимо только действительно хороших фехтовальщиков, "не стесняясь тем, если через это некоторые призы останутся нерозданными".

Призом служило холодное оружие "с хорошим клинком" того вида, которое полагалось по роду войск конкретному офицеру. Это могла быть сабля, шашка или палаш, либо другое оружие (есть примеры выданных морским офицерам в качестве призов за фехтовальный бой кортиков, но - в более поздние времена). На клинке делалась надпись формата "Первый (или второй) приз офицеру такому-то за бой на оружии таком-то, число, месяц, год". При этом каждое такое оружие подтверждалось свидетельством, выданным начальником штаба Гвардейского корпуса.

Через 10 лет система немного изменилась: на наградном оружии появились особые знаки "За фехтовальный бой", но это уже тема следующей статьи...)

Источник:

Владимир Глазков - "Оружие Великой войны. Наградное и призовое холодное оружие Российской армии"

P. S. Эти турниры не имели никакого отношения к тем, что проводились в Москве, в зале Русского Гимнастического общества, у Тараса Петровича Тарасова. Эти - официальные, государственные, те - частные.

На продолжение работы и развитие канала:

2202 2007 1964 2231 - Сбер

4100 1468 8051 968 - Юмоней