Найти тему
Твой Иркутск | IRK.ru

Как банк помогает раскрывать схемы мошенников

Оглавление

Около 90%, то есть подавляющее большинство мошеннических звонков россиянам, по-прежнему совершается из Украины. Данными расследований поделились представители Байкальского банка Сбербанка. Сбер активно включен в работу по выявлению преступных схем и профилактике преступлений, где злоумышленники для кражи средств и данных используют телеком-технологии. В конце года на площадке банка в Иркутске прошел традиционный круглый стол, финансисты и правоохранители озвучили масштабы проблемы и обсудили взаимодействие по предотвращению мошенничества.

Аферисты не дремлют

5 миллиардов попыток телефонного мошенничества было предпринято в 2022 году. Общая цифра по кредитам, которые граждане России пытались оформить под воздействием злоумышленников, превысила 200 миллиардов рублей. Четверть всех хищений совершается с использованием кредитных средств. 500 миллионов рублей – максимальная сумма, похищенная у одного гражданина. Как вам цифры?

-2

Данные за 2023 год подсчитают в начале следующего, но вряд ли можно рассчитывать на значительное снижение активности аферистов, вооруженных телефоном и интернетом. Учитывая, что одни только жители в Иркутской области, случается, за сутки отправляют мошенникам по 10-13 миллионов рублей. Жертвы, словно под гипнозом, ведутся на уловки всевозможных якобы «служб безопасности банков», специалистов инвестиционных домов, спасателям «близких родственников и лжесотрудников государственных организаций». По данным Центробанка РФ, за последние четыре года, с 2019 по 2022, зафиксирован рост реализованного мошенничества в два раза, в деньгах – до 14,2 миллиарда рублей за 2022 год.

«Мы видим рост активности практически по всем видам киберпреступлений, — констатировал председатель Байкальского банка Сбербанка Александр Абрамкин. – Противостояние высокотехнологичной преступности, совершенствование кибербезопасности – тема крайне важная, и с каждым годом ее актуальность только увеличивается, причем и в бизнес-среде, и на уровне государства, а также для каждого из нас. Злоумышленники тоже вступили в гонку цифровых вооружений, нацелившись на персональные данные граждан, на российскую инфраструктуру, на серверы государственных структур и частных компаний. Необходимо постоянно совершенствовать средства защиты, механизмы реагирования и профилактики такого рода преступлений».

Приманки типовые, но жертвы ловятся

За круглым столом в Иркутске эксперты рассказали о тенденциях в сфере мошенничества и наиболее распространенных сегодня схемах. И хотя аферистам очень помогают всевозможные современные сервисы, вроде мессенджеров и возможности подменить телефонный номер, главным оружием мошенников остается социальная инженерия. Она применяется в 94% процентах случаев киберпреступлений. Проще говоря, умеют они заговорить или в рассылке «зацепить», чтобы ввести жертву в состояние паники, напугать или, наоборот, посулить баснословные доходы. Отлично работают с человеческими слабостями – страхом или алчностью.

-3

Перевод или взнос на «безопасный счет» - самая распространенная схема социальной инженерии. Это при том, что банки и полиция не устают повторять: те, кто заставляет вас спасать деньги на безопасном счете – они и есть самые настоящие, опасные преступники. Хитрые «разводилы» сообщают потерпевшим о якобы мошеннических действиях в отношении из счетов, предлагают перевести имеющиеся деньги в надежное место. Вот здесь надо сразу прекратить разговор, положить трубку и позвонить в банк по номеру телефона, указанному на обратной стороне практически любой карты.

-4

Кроме мнимых «безопасников» банка, настороженно рекомендуем воспринимать звонки от представителей МВД, а также не надиктовывать данные своих карт голосовым роботам, тем более, если они сами первыми настойчиво звонят под разным предлогом. И не раскрывайте по телефону свои данные, пароли и коды как будто-то бы менеджерам компаний сотовой связи. Мошенники и эту роль примеряют, а потом, проникнув в личный кабинет, настраивают переадресацию и могут следом доступ к банковским счетам и картам получить.

Также в предпраздничный период аферисты в мессенджерах или по электронной почте начинают активно рассылать сообщения с вредоносными ссылками. Полиция просит сохранять бдительность. Выглядят такие «обманки» как новогодние поздравления или предложения о выгодной покупке, подарках. Переходя на страницу, жертву просят заполнить форму с персональными данными и выдать информацию по банковской карте. В итоге, деньги со счетов жертв отправляются к мошенникам. И отследить их, а тем более вернуть, очень непросто. В большинстве случаев невозможно. Хотя прогресс в расследованиях всё-таки есть.

Как не обмануться

«В Сбербанке за 10 месяцев 2023 года количество пострадавших от мошенников снизилось на 32% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Общий объем предотвращённого мошенничества за январь-октябрь составил 235,2 миллиарда рублей», — сообщил заместитель председателя Байкальского банка Дмитрий Жоров. Эффект дает не только профилактическая работа с разной аудиторией по повышению финансовой грамотности и «цифровой гигиены», но и мощный заслон, мониторинг мошеннической активности с помощью современных технологий, использующих, в том числе искусственный интеллект. Не случайно тема недавнего круглого стола в Иркутске была сформулирована как «Технологии искусственного интеллекта и цифровая грамотность для устойчивого развития региона».

-5

Дмитрий Жоров сообщил, что в целом в Сбере более 200 миллиардов рублей и 5 миллионов клиентов спасено благодаря собственной антифрод-системе. Эффективность такого мониторинга очень высокая — 99,6%. Умная система использует более 100 моделей искусственного интеллекта и анализирует более 10 миллиардов трансакций. Для определения мошеннических звонков, например, антифрод полагается на расшифровку и сопоставление цифровых «слепков» голоса. В итоге, становится возможным «перехватывать» звонок в процессе. Сбер первым из российских банков начал выявлять телефонное мошенничество в режиме реального времени. Компания объединила усилия с операторами связи, внедрение технологичного решения поддержали Tele2*, МТС, Билайн, Мегафон и Yota.

Кроме того, Сбер применил стратегию «Антидроп». «Дропы – это клиенты, которые принимают на свои карты украденные средства. Банк, всевозможные алгоритмы, модели и сценарии, выявляет вероятные переводы на дроперов и берет эти операции под особый контроль, — пояснил Дмитрий Жоров. - В итоге доля карт Сбера у таких участников мошеннических схем за последние два года сократилась с 55 % до 15%».

В то же время Сбер развивает свою просветительскую онлайн-площадку «Кибрарий», где собирается бесплатная библиотека знаний по кибербезопасности. Она помогает людям и компаниям сохранить деньги и данные. Ресурс содержит материалы, полезные бизнесу и даже экспертам.

В специальном разделе «Кибрария» публикуются расследования деятельности мошеннических группировок – их вместе с силовиками проводят эксперты кибербезопасности СберБанка. Доказано, что киберпреступность не имеет географических границ. По информации Сбера, 90% мошеннических звонков совершается из Украины. Один из типовых колл-центров обнаружили сотрудники Росгвардии в апреле 2022 года в опустевшем офисе в городе Беряднске Запорожской области. Специалисты СберБанка помогли в расследовании, изучив найденные жёсткие диски компьютеров этого преступного центра.

Любопытной информацией о том, как организована работа аферистов, представители Байкальского банка поделились с участниками дискуссии в Иркутске. Полистайте слайды.

Очевидно, что телефонное мошенничество стало настоящей преступной бизнес-индустрией. Ее дельцы арендуют помещения, нанимают персонал, платят ему зарплату и бонусы, закупают специальное оборудование и программное обеспечение, запускаю новые колл-центры по принципу франшизы. В мошеннической сфере задействуют современные технологии – облачные CRM-системы, готовые скрипты для разговора, есть круглосуточная ИТ-поддержка, специальные сервисы создания поддельных электронных документов и даже бухгалтерской отчётности.

Как противостоять такому напору?

«Мы в Сбере считаем, что совершенствование кибербезопасности должно базироваться на четырёх основных составляющих, — подытожил предлагаемую стратегию Александр Абрамкин. - Это национальная платформа фрод-мониторинга, национальный аналитический центр киберугроз, координационный SOC (центр по обеспечению информационной безопасности) и система профессионального обучения и сертификации, то есть подготовка кадров. Соответственно, именно на этих направлениях всему профессиональному сообществу, компаниям и государству необходимо фокусироваться в ближайшее время. Это нужно делать как можно быстрее и всем вместе».

Пока компании-лидеры в области продвинутых технологий и госструктуры пытаются централизовано решить проблему мошенничества, каждому из нас стоит и самостоятельно научиться отражать атаки злоумышленников.

Об актуальных схемах аферистов и способах защиты рассказывает канал «Осторожно, мошенники!» в Сбербанк Онлайн. Возьмите на вооружение.

-6

Чтобы вовремя поставить на стоп подозрительную операцию по счетам родного человека, например, пожилых родителей, есть смысл подключить сервис «Защита близких от мошенников».

Также не лишне обновить в память и еще раз рассказать близким о распространенных схемах фишинга и вишинга.

На сегодняшний день, в том числе силами Сбера, аккумулирована огромная база данных о мошеннических технологиях. Выработаны рекомендации, как не попасться на уловки. Оружие против преступников есть – давайте мобилизуемся и будем бдительны! Не дайте обмануть себя. Берегите свои данные и деньги!

*Теле2

Ольга Брайт, специально для IRK.ru Автор фото Александра Луканина<\p>