Найти в Дзене

Общая характеристика объемно-планировочной структуры центральной части г. Нижний Новгород (выдержки из историко-культурных исследований)

Оглавление

Часть 5.

Рис.1. Современный план центральной части города Нижний Новгород. Источник: https://maps.stamen.com
Рис.1. Современный план центральной части города Нижний Новгород. Источник: https://maps.stamen.com

VII этап. История города от прихода к власти большевиков до начала научной реставрации кремля (с осени 1917 года до 1948 года)

С приходом советской власти рабочие поселки Кунавино и Сормово получили статус городов. В Нижнем Новгороде начало активно вестись жилищное строительство. Строились, в основном, малоэтажные жилые дома, но над проблемой многоэтажного строительства работали. Первым многоэтажным капитальным жилым домом в городе был спроектированный в 1925-1927 гг. архитектором А. Яковлевым дом на углу Пискунова и Дзержинского. Создавались также дома-коммуны. В 1920-1930-е гг. под жилье постепенно приспосабливаются здания Нижегородской ярмарки, которая, однако, продолжает работать в период Новой экономической политики в 1922‑1929 гг. Помимо решения жилищного вопроса, в 1918 году в городе открывается Нижегородская радиолаборатория под руководством М.А. Бонч‑Бруевича. Здесь сотрудником Лосевым был изобретен аппарат «Кристадин» – первый детекторный радиоприемник. Благодаря этому открытию в 1921 году Нижегородское областное радио начало регулярное вещание.

Рис. 2. Радиолаборатория. Период создания изображения: 1918 г.
Источник: https://pastvu.com/p/315597
Рис. 2. Радиолаборатория. Период создания изображения: 1918 г. Источник: https://pastvu.com/p/315597

В 1920-е гг. Нижний Новгород постепенно оправлялся от потрясений, вызванных Первой мировой и Гражданской войнами. Работают предприятия, хороший урожай способствует улучшению продовольственного положения в городе. С 1928 года были начаты работы по планировке Нижнего Новгорода, которые проводились производственной комиссией Нижегородского университета под руководством А. Иваницкого. В том же году по его же предложению образовывается Большой Нижний Новгород, в состав которого включаются Сормово, Кунавино и другие поселения. Город с этого момента делится на районы. В этом же году упраздняется Нижегородская губерния, а Нижний Новгород становится центром края.

1920-1930-е гг. являются важным этапом в становлении и формировании советской архитектуры Нижнего Новгорода. В 1928 году в городе возникает проектное бюро Нижгубсовнархоза, которое позднее переименовывается в проектную контору Крайпроект. В 1931 году организовывается филиал московского Гипрогора. Разрабатываются различные проекты. В это же время в городе обращается внимание на развитие спортивных сооружений. В Канавинском районе в 1928-1930 гг. возводится стадион «Локомотив». Строятся также административные, учебно‑просветительские и другие типы зданий. В 1931 году по проекту архитектора А.З. Гринберга в кремле был построен Дом Советов. Здание было скомпоновано из двух четырехэтажных корпусов, пересекающихся под прямым углом. С южной стороны к корпусам по задумке архитектора примкнул застекленный цилиндр, где располагался амфитеатр зала заседаний и фойе.

Рис. 3. Дом Советов. Период создания изображения: 1931-1932 гг.
Источник: https://pastvu.com/p/816507
Рис. 3. Дом Советов. Период создания изображения: 1931-1932 гг. Источник: https://pastvu.com/p/816507

В 1931-1935 гг. на набережной имени Жданова (ныне Верхневолжская) возникает гостиница «Центральная» (ныне «Россия»).

1930-е гг. стали для города периодом бурного роста промышленности. Периодом превращения его в крупный индустриальный центр. В 1932 году начало работать крупнейшее промышленное предприятие города – Горьковский автомобильный завод. В январе с конвейера уже сошел первый грузовик ГАЗ–АА. Параллельно шло возведение Соцгорода для проживания работников автозавода. В том же 1932 году Нижний Новгород был переименован в город Горький, в связи с 40‑летием литературной и общественной деятельности пролетарского писателя Максима Горького. Помимо автозавода в 1930-е гг. был также возведен авиационный завод, шло строительство других рабочих поселков. Для жилья также строятся здания в центре Горького. В самом начале улицы Минина возводится представительный жилой дом с использованием безордерной системы. Развивается инфраструктура. В 1930-е гг. был построен первый постоянный мост, соединявший правый и левый берег Оки, а также Боровский мост через Волгу.

Помимо строительства новых домов происходил снос старых зданий. В центре были разрушены многие культовые постройки, в частности, Благовещенский собор, церковь митрополита Алексея. Продолжал ветшать и Нижегородский кремль. Особенно сильно пострадала Ивановская башня. Для высвобождения места под новое строительство в 1920 – 1930-е гг. в кремле были разобраны Симеоновская и Успенская церкви. Близ кремля был демонтирован кремлевский элеватор.

Темпы развития города увеличивались. В 1933-1936 гг. в составе Горького были образованы новые районы, в черту города вошел Автозавод. Интенсивность проводимых преобразований требовала разработки генерального плана. Проектные работы были закончены в 1937 году. Основу планировки составляла концепция компактного города на берегах Оки с трехлучевыми радиальными полукольцевыми системами улиц в Нагорье и Заречье. Эта концепция была предложена А. Иваницким. План был одобрен, но его утверждению помешала Великая Отечественная война.

К 1939 году в Горьком проживало 644100 человек. В предвоенные годы город обладал значительным промышленным потенциалом, что позволило ему занять одно из ведущих мест в производстве продукции, необходимой фронту в период Великой Отечественной войны. В октябре 1941 года, когда враг находился на подступах к Москве, в городе был создан Горьковский городской комитет обороны, который организовал размещение эвакуированных предприятий и специалистов военного производства: танков «Т-34», подводных лодок «Щука» на «Красном Сормове», «БМ-13» («Катюша»). За годы войны горьковчанами – тружениками тыла было поставлено Красной Армии от 20% до 30% произведенных в стране основных видов вооружения, техники и снаряжения. Город Горький снабжал армию самолетами, танками, броневиками, минометами, автомобилями, снарядами, минами, гранатами и другой военной продукцией. Помимо этого, неоценимый вклад в общую победу над врагом внесли горьковчане, ушедшие на фронт. Всего из Горьковской области за годы войны было призвано свыше 880 тысяч человек[1].

Еще во время Великой Отечественной войны, в 1943 году у Георгиевской башни кремля началось сооружение монументальной лестницы к Волге. Строительство было окончено в 1949 году. Лестница называлась Волжской, однако позднее она получила неофициальное название «Чкаловская» по располагавшемуся в верхней части лестницы открытому в 1940 году памятнику легендарному летчику-испытателю В.П. Чкалову.

За годы Великой Отечественной войны городское хозяйство значительно износилось. Поэтому в послевоенный период внимание было сосредоточено на ремонте жилого фонда, начинают проводиться работы по реконструкции городского водопровода, уделяется внимание развитию городского транспорта. В 1947 году в городе было открыто троллейбусное движение. Из-за недостатка средств в послевоенные годы проводилась реконструкция капитальных зданий и их приспособление под общественные нужды. Особенно это касалось центральных районов города. Так, здание Волжско-Камского банка на улице Маяковского (современная Рождественская) было приспособлено под театр комедии, а в бывшем доме архиерея разместилась консерватория (улица Пискунова, 40).

Город Горький на тот момент все еще состоял из малосвязанных между собой частей с разбросанными между ними рабочими поселками, деревнями и пустырями. К тому же размещение некоторых возникших за годы войны заводов и жилых домов для рабочих не предполагалось генеральным планом 1937 года. Вследствие этого план нуждался в корректировке, которая была произведена в ленинградском Гипрогоре коллективом под руководством Н. Солофненко в 1947-1949 гг. Разработанный план касался прежде всего функционального зонирования территории. Вместе с этим по плану возникали новые промышленные и коммунально-складские зоны, изменялась транспортная схема, снижалась этажность застройки, но система магистральных улиц, которая составляла планировочный каркас города, существенно не менялась. Генеральный план был рассмотрен дважды, но в итоге утвержден не был и не получил дальнейшего развития. Проведению комплексных мероприятий по инженерной подготовке и благоустройству города мешало проведение ведомственного строительства.

Рис. 4. Горький. Городской центр. Проект планировки. Общий вид макета. Период создания изображения: 1940-е гг. Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=23990380
Рис. 4. Горький. Городской центр. Проект планировки. Общий вид макета. Период создания изображения: 1940-е гг. Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=23990380

В 1940-е гг. внимание было обращено на Нижегородский кремль, который в течение очень долгого времени ветшал и медленно разрушался. Воздействию атмосферных осадков подвергались стоявшие без покрытия стены. Кирпичная и белокаменная кладки многократно промерзали и увлажнялись, что приводило к отслоению облицовки, а где-то и к отслоению каменного массива.

Рис. 5. Часовая и Северная (Ильинская) башни Кремля. Период создания изображения: 1940-1950 гг. Источник: https://pastvu.com/p/312047
Рис. 5. Часовая и Северная (Ильинская) башни Кремля. Период создания изображения: 1940-1950 гг. Источник: https://pastvu.com/p/312047

Количество насыпного грунта, скопившегося с внутренней стороны стен кремля, достигло 25-30 тыс. кубометров. Деформация некоторых участков стен кремля была катастрофичной и угрожала дальнейшему существованию памятника. Нижегородский кремль требовал срочного проведения инженерно‑укрепительных и архитектурно-реставрационных работ.

На данном историческом этапе был построен «Дом Советов», которому позднее будет присвоен статус объекта культурного наследия федерального значения. Вместе с этим в рассматриваемый период была пострена «Гостиница «Россия»», а также «Жилой дом» (ул. Минина, 1 (литера А)), которым впоследствии будет присвоен статус объекта культурного наследия регионального значения.

-6

VIII этап. История города от начала научной реставрации кремля до открытия Нижнего Новгорода для иностранных граждан (с 1949 года до 1990 года)

Работы по восстановлению кремля были начаты Горьковским участком Республиканской специальной научно-реставрационной мастерской осенью 1949 года. Памятник первоначально был обследован, затем был восстановлен опытный участок стены. Эти работы проводились под руководством архитектора И.В. Трофимова, с которым вместе работали также архитектор Я.Н. Трофимов, историк И.А. Кирьянов, а также проводившие обследование архитекторы С.Л. Агафонов, Е.П. Агафонова, В.М. Дворяшин, В.Н. Рымаренко, Н.В. Ушаков, инженеры П.В. Баландин, А.М. Башкиров, В.Н. Баутин, Д.В. Рудаков, П.И. Тихонравов и М.Г. Устинов. С 1951 года научным руководителем и автором проекта реставрации был утвержден С.Л. Агафонов. Непосредственно реставрации предшествовали подготовительные работы, включавшие изучение архивных материалов, археологические изыскания, проведение обмеров, составление проектов.

Рис. 6. План Дмитриевской башни Нижегородского кремля. Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=16065325
Рис. 6. План Дмитриевской башни Нижегородского кремля. Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=16065325

Только в 1961 году проект реставрации Нижегородского кремля был окончен. Очередность реставрации определялась степенью аварийности того или иного участка кремля и его ролью в общем благоустройстве города. В результате было установлено четыре очереди работ. Первая очередь включала реставрацию прясел стен от Коромысловой башни до Георгиевской, выходивших на центральную площадь нагорной части города. Ко второй очереди относились работы по восстановлению стен и башен речного фасада, то есть от Георгиевской до Тайницкой башни. Реставрации подлежала вся северная сторона кремля за исключением полностью разрушенного нижнего участка. К третьей очереди были отнесены прясла, расположенные по бровке Почаинского оврага на западной стороне кремля. К четвертому этапу относилась реставрация нижней части северной стороны кремля. Здесь стена была разрушена до земли, а точное месторасположение Борисоглебской и Зачатской башен без раскопок установить было нельзя.

В целом, первые три этапа работ были завершены к 1965 году. После укрепления всех сохранившихся до наших дней сооружений кремля были начаты работы четвертой очереди. В 1974 году на первоначальном месте была поставлена Борисоглебская башня, как футляр над подлинными фрагментами древнего сооружения. Из-за недостатка финансирования с конца 1970-х гг. и сложной гидрогеологической ситуации в подгорной части кремля, к сожалению, не удалось осуществить все запланированные работы по восстановлению памятника[2].

Одновременно с реставрацией стен и башен кремля проводилось восстановление зданий внутри него. Наиболее древним сооружением, повергнувшимся реставрации стал Михайло-Архангельский собор. Археологические исследования собора проводились в 1960 году под руководством профессора Н.Н. Воронина. Восстановительные работы были окончены в 1962 году. Тогда же, к 350-летию событий 1612 года в Архангельский собор были перенесены останки Кузьмы Минина. До этого, как полагают исследователи, прах известного нижегородца покоился в ограде Архангельского собора, затем в 1672 году был перемещен а Спасо‑Преображенский собор, а в 1834 году вновь был перенесен в гробницу, размещенную в подвале нового здания собора. В советские годы, при постройке дома Советов саркофаг был вскрыт и сохранен до перезахоронения в 1962 году в отреставрированном Архангельском соборе, в котором и по сей день покоятся останки Кузьмы Минина.

Рис. 7. Архангельский собор. Период создания изображения: 1960-1979 гг.
Источник: https://pastvu.com/p/671648
Рис. 7. Архангельский собор. Период создания изображения: 1960-1979 гг. Источник: https://pastvu.com/p/671648

Еще в 1958 году кремль включили в состав Горьковского (ныне Нижегородского) историко-архитектурного музея заповедника, он стал памятником федерального значения. Это обстоятельство стало подтверждением более бережного отношения к памятникам истории, архитектуры и культуры.

На фоне возрождения Нижегородского кремля продолжалось развитие самого города. В 1950 году в архитектурно-планировочной мастерской при горисполкоме (с 1951 года Горпроект) под руководством архитектора Н. Ушакова были начаты планировочные работы. Была проработана застройка основных площадей, подготовлен проект застройки Арзамасского шоссе, района улицы Бекетова, центра Сормовского района, «Ленинского городка» в Канавино, запроектирован парк Ленинского комсомола. При проектировании жилых и общественных зданий большое внимание уделялось их архитектуре. Наиболее значительные работы обсуждались на собраниях Горьковского отделения Союза архитекторов СССР. Причем если требования по соблюдению норм и технических условий носили обязательный характер, то замечания творческого плана имели рекомендательный характер. Это давало возможность архитектору проявить себя. Однако большое количество амбициозных проектов оставалось на бумаге, поскольку они требовали сноса существующей застройки и материально-технических затрат. В условиях острой нехватки жилья работы по реконструкции городского пространства и ликвидации ветхого жилья тормозились. Новая застройка производилась, как правило, на свободных территориях, разрозненно или кварталами около заводов[3]. Так, например, застраивалась свободная территория в Соцгороде и в поселке Строителей. Применялись типовые проекты малоэтажных жилых домов. Также в рабочих поселках возводились общественные здания и учреждения, благоустраивались парки. Строительство велось и в центральной части Нижнего Новгорода. Отдельные дома возводились на улице Дзержинского (ныне Алексеевская), Белинского и других. Фасады этих домов, а иногда и внутреннее убранство обогащались различными формами и заимствованиями из архитектуры давно минувших лет. В 1952 году по проекту архитектора В. Рымаренко на улице Свердлова (ныне Большая Покровская, 9) появился пятиэтажный дом, удачно вписавшийся в историческую застройку начала улицы. Годом позже на этой же улице (ныне Большая Покровская, 29) по проекту архитектора Л. Рождественской был выстроен еще один жилой дом. На площади Маркина появилось здание Горэнерго, выстроенное по проекту архитектора А. Тюпикова. Благоустраивались набережные: на Верхневолжской и Окской набережных появились решетки.

Вместе с архитектурой в городе активно развивались предприятия. Особо здесь стоит отметить Сормовский завод, который в 1940-1950-е гг. значительно расширил свое производство. Помимо паровозов и вагонов, был налажен выпуск речных и морских судов. В 1950-х гг. конструкторы завода под руководством Ростислава Алексеева создали новые типы судов «Ракета» и «Метеор». Судно на подводных крыльях «Ракета» совершило первый пассажирский рейс Горький – Казань 25 августа 1957 года. Интенсивное развитие заводов оборонного значения привлекали особое внимание со стороны иностранных спецслужб. В результате, в 1959 году город был закрыт для посещения иностранцами.

В условиях закрытости город продолжал развиваться. Еще в 1957 году вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О развитии жилищного строительства в СССР», в котором была поставлена задача ликвидировать дефицит жилья путем ускоренного строительства экономических квартир. Для упорядочения государственного строительства в 1957-1958 гг. в Горьком были созданы Главволговятскстрой, управление капитального строительства горисполкома, а также проектный институт Гипрогорьковстрой. Благодаря этому решению, а также благодаря налаживанию производства новых строительных материалов на заводах, стало возможным перейти к проектированию и строительству крупных жилых районов и микрорайонов. Дома возводились по типовым проектам. С течением времени возникали новые их серии. Помимо расширения масштабов строительства в 1960-е гг. началась реконструкция районов с ветхой застройкой. Были расчищены откосы между Похвалинским съездом и Краснофлотской улицей (ныне Ильинская улица), на улице Горького и Ковалихинской сносятся старые дома. В Сормовском и Автозаводском районах разбираются бараки и некоторые деревни. Вместо старых построек возводятся новые дома.

Вместе с улучшением жилищно-бытовой ситуации производится благоустройство городских территорий. Так, были проведены работы по укреплению и озеленению волжских и окских откосов. На территории кремля, к 20-летию Победы в 1965 году был сооружен мемориальный комплекс, посвященный воинам-горьковчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Архитекторами выступили Б.С. Нелюбин, В.Я. Ковалев и С.А. Тимофеев. На стеле были высечены слова посвящения и имена погибших, на боковой стеле выбиты стихи нижегородского поэта В.В. Половинкина. Рядом расположилась плита с Вечным огнем. В 1970 году в комплекс вошел танк Т-34.

Развивалась инфраструктура города. В 1964 году был построен путепровод через железную дорогу на Московском шоссе. Годом позже построили новый Молитовский мост через Оку из железобетона. В 1968 году отсюда до Волжского моста началась прокладка скоростной магистрали. В некоторых местах были построены подземные переходы.

В результате активно ведущегося строительства и увеличения численности населения требовалась разработка нового генерального плана. Предыдущий план 1949 года устарел. Первый вариант нового плана был разработан в 1962 году, второй – в 1964 году. Спустя три года он был утвержден Советом Министров РСФСР. Проект предполагал деление города на функциональные зоны, а именно промышленные, коммунально-складские, селитебные и внешнего транспорта. Эти зоны, как правило, были изолированы друг от друга. Селитебные зоны с жилыми домами, общественными зданиями, зонами отдыха делятся на городские планировочные районы. Генеральный план предполагал в пределах планировочных районов создание системы жилых районов, состоящих из микрорайонов, являющихся элементами, как планировочной структуры, так и социальной организации жилой застройки, обеспечивающей повседневное и культурно-бытовое обслуживание населения. К тому же предполагалась дифференциация городских улиц и дорог по транспортному назначению и интенсивности скоростного движения. Предполагалось строительство метрополитена[4]. Помимо генерального плана были составлены проекты детальной планировки и застройки города, а также осуществлялось строительство новых крупных жилых массивов. Так, например, был построен отдельный квартал №17 по Сормовскому шоссе. С 1964 года в городе стали возводиться девятиэтажные и отдельные 12-ти и 14‑этажные односекционные типовые дома.

С середины 1960-х гг. была начата реконструкция центральной части города. В 1966 году был объявлен закрытый конкурс на проект детальной планировки и застройки центра Горького. Победителем стал коллектив Горьковгражданпроекта, состоявший из архитектора Ю. Бубнова, В. Ковалева, Ю. Коновалова, Б. Нелюбина, Н. Ушакова и Г. Широкова.

Рис. 8. Конкурсный проект планировки и застройки центра города. I премия. 1967 г. Горьковгражданпроект. г. Горький. Макет. Период создания изображения: середина XX в.
Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=40845838
Рис. 8. Конкурсный проект планировки и застройки центра города. I премия. 1967 г. Горьковгражданпроект. г. Горький. Макет. Период создания изображения: середина XX в. Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=40845838

Согласно проекту, административный центр города располагался в кремле, а общественный размещался на площади Ленина. Последнюю начали обустраивать, в 1970 году здесь был открыт памятник В.И. Ленину, позже к нему добавилась скульптурная группа, символизирующая революционную борьбу пролетариата. В это же время завершалась застройка ансамбля набережной Федоровского и Ковалихинской улицы. В центре было возведено здание речного вокзала.

Город Горький продолжал расти и развиваться, менял свой облик. Благодаря применению типовых проектов, индустриальных методов строительства, выполнению различных задач, направленных на создание благоприятных условий жизни населения, удалось решить жилищный вопрос. Вместе с этим однообразие типовой застройки приводило к утрате городом своего уникального облика.

В 1970-е гг. во всех районах города продолжилось жилищное строительство. В 1974 году был запроектирован район Кузнечиха-2, расположившийся в юго‑восточной части Горького. В районе центрального городского кольца была сделана попытка использовать приемы старой застройки для достижения композиционного и стилистического единства существующих зданий и вновь создаваемых.

В 1970-1980-е гг. в городе было построено большое число общественных построек. Среди них театр юного зрителя на улице Максима Горького, Дом пионеров Сормовского района на улице Коминтерна и другие. На территории кремля на месте уничтоженной соборной церкви Успения Божьей Матери в 1974-1976 гг. было возведено здание обкома КПСС. Новые здания были разнообразными, в их архитектурном облике усматривается стремление по‑новому интерпретировать накопленный опыт. В 1980-х гг. в городе возникло несколько проектов жилых и общественных зданий, в которых используются формы преимущественно XVII в. Среди них первоначальные варианты проектов Дворца бракосочетаний на улице Воробьева (современная Малая Покровская улица), реконструкция здания облисполкома и т.д.

Помимо нового строительства велась реконструкция старых зданий. Так, бывший главный ярморочный дом был переоборудован в Дом торговли. Внутренняя и внешняя архитектура здания была сохранена. На современной Большой Покровской улице был реконструирован дом 1912 года постройки, в котором разместился театр кукол. Продолжалась реконструкция и благоустройство территории кремля. Здание бывшего кадетского корпуса было перестроено, в нем разместился облисполком. Проводилось озеленение западной части кремля. К 30-летию Победы в южной его части была открыта выставка оружия, выпускавшегося в городе Горьком в годы Великой Отечественной войны.

Рис. 9. Кремль. Мемориал «Горьковчане – фронту». Период создания изображения: 1975 г.
Источник: https://pastvu.com/p/956700
Рис. 9. Кремль. Мемориал «Горьковчане – фронту». Период создания изображения: 1975 г. Источник: https://pastvu.com/p/956700

В 1970-е гг. проводилась также реконструкция и архитектурное оформление интерьеров различных предприятий общественного питания в центре города.

Реконструкция центра была определена проектом его детальной планировки и застройки 1975 года. В 1986 году этот проект был скорректирован из-за изменения общего отношения к охране исторической среды городов и разработки проекта зон охраны памятников истории и культуры города Горького. Согласно проекту, центр города представляет собой систему взаимосвязанных бульваров, площадей, набережных, расположенных по обеим сторонам реки Оки. Центр располагался в границах: правый берег Волги – улица Белинского – площадь Лядова – Молитовский мост – улица Июльских дней – Московский вокзал – территория жилого комплекса «Мещерское озеро» и Стрелка. В основу планировочной структуры нагорной части центра по плану была положена исторически сложившаяся радиально‑полукольцевая система улиц, ориентированная на кремль. Эта система была закреплена еще генеральным планом 1937 года. Предполагалось, что в нагорной части главенствующее значение будет отведено Октябрьской улице. Появятся две новые площади, новая улица вдоль Почаинского оврага и набережная от бывшего Казанского вокзала до Молитовского моста. Предполагалось восстановление фуникулеров возле кремля и у гостиницы «Нижегородская». Для сохранения включенных в ансамбль центра памятников культуры и архитектуры вокруг кремля выделялась заповедная зона, в границах улиц Нестерова, Октябрьской, Краснофлотской (Ильинской) и Черниговской, а также выделялись отдельные участки площади Лядова, улиц Минина, Короленко и Свердлова (ныне Большая Покровская). На них будут строиться только малоэтажные кирпичные здания по индивидуальным проектам. Проект также содержал ряд предложений по территории Заречья и вне границ заповедной зоны.

В 1983 году был разработан генеральный план, в котором определялась перспектива развития города на первую очередь строительства до 1990 года и на расчетный 25-летний срок до 2010 года. Генеральный план предполагал увеличение жилой площади, а также территории города и его населения (до 1,8 млн. человек). Планировалось развитие города в юго‑западном направлении до санитарно-защитной зоны аэропорта, в северо‑западном направлении до поселка Б. Козино, на восток – с включением поселка Афонино и на юг – до берега Оки, до будущего Автозаводского моста. Проект фиксировал некоторые важные положения, среди которых можно назвать более бережное отношение к исторической городской среде, к памятникам культуры, истории и архитектуры; создание дублирующих магистралей в радиальных направлениях и строительство скоростной дороги, связывающей Московское, Арзамасское и Казанское направления.

Важным этапом в развитии города стало строительство метрополитена. Он был открыт в 1985 году. Первый пусковой участок метро имел протяженность 7,8 км и состоял из шести станций: Московская, Чкаловская, Ленинская, Заречная, Двигатель революции и Пролетарская. Предполагалось, что новый вид транспорта будет способствовать быстрому перемещению рабочих на Горьковский автомобильный завод.

Большое внимание уделялось сохранению архитектурного наследия города. Это выражалось не только в проведении реставрации кремля и сооружений, расположенных на его территории, но и других зданий центральной части города Горького. Еще в 1961 году в Печерском монастыре были начаты продолжительные по времени реставрационные работы. Спустя восемь лет они начались в Благовещенском монастыре. В 1980-е гг. проводится ремонт и реставрация зданий на современных Большой Покровской, Рождественской улицах, на Звездинке.

Возросший интерес к прошлому выражался не только в восстановлении прежнего облика исторически и архитектурно значимых зданий, но и в установлении памятников. Так, в 1985 году в сквере на Театральной площади был открыт памятник литературному критику, публицисту и уроженцу города Н.А. Добролюбову. Спустя четыре года на площади Минина и Пожарского установили памятник Кузьме Минину работы скульптора О.К. Комова. До этого на площади стоял другой памятник организатору нижегородского ополчения, который перенесли в Балахну.

Рис. 10. Памятник Кузьме Минину. Период создания изображения: 1990-1991 гг.
Источник: https://pastvu.com/p/559988
Рис. 10. Памятник Кузьме Минину. Период создания изображения: 1990-1991 гг. Источник: https://pastvu.com/p/559988

Важным событием стало возвращение городу в 1990 году его исторического названия. Он вновь стал Нижним Новгородом. В сентябре 1991 года город вновь стал открыт для посещения иностранными гражданами.

На данном историческом этапе были возведены «Памятник Н.А. Добролюбову» и «Памятник К. Минину», которые были включены в список объектов культурного наследия регионального значения. В рассматриваемый период, предположительно, также был построен «Жилой дом», являющийся в настоящее время выявленным объектом культурного наследия.

[1] Нижний 800. История города. [Электронный ресурс]. URL: https://nizhny800.ru/history/

[2] Нижегородский кремль / С.Л. Агафонов. – 2-е изд., доп. и перераб. – Нижний Новгород: Кварц, 2010. С. 69, 71.

[3] Бубнов Ю.Н. Архитектура города Горького: Очерки истории, 1917-1985 / Ю.Н. Бубнов, О.В. Орельская. – Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1986. С. 62-63.

[4] Бубнов Ю.Н. Архитектура города Горького: Очерки истории, 1917-1985 / Ю.Н. Бубнов, О.В. Орельская. – Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1986. С. 94-95.

-12