Найти тему
Две Войны

Единственная страна Европы, которая отказалась выдавать власовцев Советскому Союзу

Русская освободительная армия Власова большую часть времени существовала лишь на бумаге, и играла в основном лишь пропагандистскую роль. Лишь в самом конце войны, когда дела гитлеровцев пошли из рук вон плохо, РОА стала играть роль настоящих регулярных военных формирований. Большой роли на фронте они не сыграли, и в боевом плане оказались крайне неэффективны.

Тем не менее, эти пропагандистские бренды - «РОА», «Власов», «власовцы» - были очень широко разрекламированы ведомством Йозефа Геббельса. Даже у нас в стране термин «власовцы» стал универсальным — применимым ко всем коллаборационистам, перешедшим на службу к врагам. Стал самим символом предательства.

Послевоенная судьба «власовцев» была горькой. По настоянию Советского Союза, все они, как граждане СССР, подлежали выдаче на Родину, в суровые руки отечественного правосудия.

С этими требованиями победителей согласились все страны Европы, даже нейтральная Швейцария. Нигде в Европе коллаборационисты не могли найти себе надёжного убежища. Только одна маленькая страна, площадью всего в 160 квадратных километров, вдруг отказалась выдавать Советскому Союзу «власовцев».

Большой отряд военнослужащих РОА привёл в эту мини-страну белоэмигрант, кадровый сотрудник германской разведки (абвера), генерал власовской армии Борис Смысловский (чаще всего его называют двойной фамилией, вместе с одним из основных его псевдонимов: Хольмстон-Смысловский.

На самом деле, этот человек никогда не сотрудничал с генералом Андреем Власовым, хоть лично и встречался с ним три раза. Смоленское воззвание Русского комитета Власова Смысловский подписать отказался.

В 1943 году Хольмстон-Смысловской получил звание полковника германской армии, а в начале 1945 года - используя своё влияние в немецком Генеральном штабе и отчаянное положение на фронте, добился приказа о передаче 3-й дивизии РОА под своё командование, несмотря на то, что тогдашний командир дивизии генерал М. М. Шаповалов сдавать её отказывался.

4 апреля 1945 года, за несколько недель до окончания войны, дивизия Смысловского получила громкое название Первой Русской национальной армии, а её командир был повышен в звании до генерал-майора вермахта. Хотя до численности армии она, конечно, не дотягивала даже близко. Но в той ситуации его могли хоть маршалом сделать, там не до этого было.

Ничем не отличившись на фронте, эта «армия» 3 мая 1945 года была выведена своим предводителем в Лихтенштейн, где она была интернирована на территории княжества, которое оставалось независимым и нейтральным государством на протяжении всей войны.

Смысловский по пути смог прихватить с собой для солидности и члена русской императорской фамилии - великого князя Владимира Кирилловича.

Лихтенштейн объяснил Советскому Союзу отказ в выдаче «власовцев» тем, что командир укрывшейся в княжестве «армии» генерал Смысловский гражданином СССР не был, и никогда таковым не являлся.

На резонные возражения представителей Советского Союза, что «армия» его состоит всё-таки из граждан СССР, по большей части, - советские офицеры получили возможность приехать в Лихтенштейн и забрать с собой всех, кто решит вернуться на Родину добровольно.

⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars

Смысловский. Фото в свободном доступе.
Смысловский. Фото в свободном доступе.

Кроме того, Лихтенштейн отказался выдать СССР Смысловского и его бойцов с командирами, мотивировав это отсутствием юридической силы Ялтинского соглашения на территории Лихтенштейна, как государства нейтрального.

Желающих вернуться на Родину, даже под риском отправки в лагеря, а то и физической расправы, нашлось на самом деле немало. Не менее половины «власовцев» из дивизии Бориса Смысловского поддались на уговоры советских представителей и приняли решение возвратиться в СССР. Антисоветская пропаганда впоследствии голословно утверждала, что все они были казнены.

Борис Смысловский же, не испытывая судьбу, переехал из Европы в Аргентину, и вернулся в так радушно принявший его Лихтенштейн только в 1966 году вернулся в, где и прожил до самого 1988 года. Причём в 1966-1973 годах привлекался к работе в качестве советника Генерального штаба бундесвера.

Это Владимир «Две Войны». У меня есть Одноклассники, Телеграмм. Пишите своё мнение! Порадуйте меня лайком👍

А как Вы думаете, почему правительство Лихтенштейна не выдало власовцев?