Найти в Дзене
SFERA — Pro Технологии

Российские специалисты готовят целую серию компактных реактивных двигателей. Но зачем они?

Оглавление

Порой одно научное открытие или разработка дает мощнейший импульс к развитию целой отрасли. Так случилось и с новым малоразмерным газотурбинным двигателем (МГТД). Специалисты наперебой предлагают варианты его использования и с нетерпением ждут начала массового производства.

SFERA — Pro Технологии — Подписывайтесь...
SFERA — Pro Технологии — Подписывайтесь...

Опасные птички

В Самарском национальном исследовательском университете имени академика Королёва проводятся испытания первого образца серии МГТД-22 «Колибри». Работа над ним ведется совместно с сотрудниками малого инновационного предприятия «3Д Куб».

Уникальный механизм предназначен для малогабаритных, скоростных и грузоподъемных реактивных беспилотников и обладает впечатляющими характеристиками:

масса — 2,1 кг;

максимальная тяга — 220 Н (22,4 кгс);

расход топлива на максимальной тяге — 0,73 л/мин;

эксплуатационный потолок — 9000 м;

длина — 30,6 см;

диаметр — 11,8 см;

топливо: авиационный керосин;

оснащен встроенной системой управления, электрическим запуском двигателя, возможностью дистанционного перезапуска во время полета;

конструкция предусматривает возможность установки электрогенератора, подзаряжающего аккумулятор носителя.

«МГТД-22 — это компактный и мощный генератор энергии. На 1 свой килограмм веса «Колибри» даёт 10 кг тяги. Это очень хороший показатель. Это означает, что МГТД-22 способен поднять в воздух достаточно габаритный летательный аппарат. С нашей точки зрения, применение такого двигателя открывает новые возможности отечественным разработчикам БПЛА», — рассказывает о двигателе главный инженер проекта Антон Полтораднев.

В ближайших планах расширение линейки более габаритными и мощными моделями МГТД-40 «Чайка» массой 4 кг, тягой 400 H (40,8 кгc) и МГТД-100 «Орел» массой 13 кг, тягой 1000 H (102 кгc).

SFERA — Pro Технологии
SFERA — Pro Технологии

Возрожденное новаторство

Самые популярные двигатели для БПЛА — электрические и ДВС, включая поршневые. Газотурбинные экземпляры тоже применяются в отрасли, но на более крупных аппаратах. МГДТ дороже в производстве и эксплуатации (высокий расход топлива), однако обладают несомненными преимуществами. Компактные, легкие и мощные устройства способны поднять в воздух большую массу и развивать скорость, неподвластную ДВС и электромоторам. Средствам ПВО будет труднее перехватить аппараты с таким «сердцем».

Подобные технологии использовались уже в СССР, где была достаточно развитая школа реактивных газотурбинных двигателей. Тогда они даже применялись на беспилотниках, но были гораздо массивнее. Современные же образцы станут компактнее и опаснее для противника.

Не только для БПЛА

Разработчик предполагает установку серии МГТД в первую очередь на перспективных БПЛА. Однако эксперты сулят ей более масштабное будущее. Благодаря самарским двигателям Россия получит новые скоростные ударные дроны и разведывательные аппараты, подойдут они и для машин вертолетного типа. «Колибри» можно устанавливать на быстрые и маневренные реактивные мишени, которые используются для подготовки экипажей средств ПВО.

SFERA — Pro Технологии — Поставьте лайк...
SFERA — Pro Технологии — Поставьте лайк...

«МГТД-100 «Орёл» вполне может применяться на тяжёлом разведывательном БПЛА, который способен преодолевать значительные расстояния и подниматься на большие высоты. Кроме того, тяга в 100 кгс обеспечивает возможность установки разнообразной полезной нагрузки — оптико-электронных приборов, дальномеров», — предлагает свой вариант главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.

Начать применение МГТД можно будет с уже имеющихся дронов, например, повысить ТТХ «Гераней» и «Ланцетов». А в дальнейшем механизм могут ждать преобразования с переходом в другой класс:

«МГТД легко можно «конвертировать» в один из трёх типов авиационных двигателей: турбовальный, турбореактивный и турбовинтовой. Функциональное назначение малоразмерных ГТД может быть самым разным», — говорит Полтораднев.

Еще один вариант — оснащение дополнительной силовой установкой планирующих авиабомб, создание некоего гибрида планирующей бомбы и миниатюрной крылатой ракеты.

SFERA — Pro Технологии
SFERA — Pro Технологии

Не повторить, а превзойти

Подобная бомба SPICE 250 ER с миниатюрным турбореактивным двигателем существует в арсенале Израиля. А Иран очень успешно использует микротурбореактивный Ranseh-1 МГТД в своих дронах-камикадзе и крылатых ракетах.

РФ с ее уровнем компетенций создать подобное не составит труда. Ведь в том, что МГДТ нужны для различных видов беспилотников, сомневаться не приходится. Поэтому скоро нужно ждать новых сюрпризов от российских оружейников.

Мы много сил вкладываем в качество статей. Поддержите нас лайком и подпиской, если вам это нравится.

Читайте также:

Материал создан при поддержке проекта SFERA