Примеры диссоциации: на что похоже душевное отделение?
Диссоциации служат (неосознанной) стратегией преодоления трудностей в результате травмирующих переживаний или серьезных внутренних конфликтов. Человек исчезает из реальности, забывает прошедшие события, чувствует себя чужим, раздробленным, не как единое целое, не присутствующим здесь и сейчас полностью и т. д.
Многие люди испытывают диссоциацию в повседневной жизни, они совершенно не осознают, что это может быть психологическая защита и стратегия для выживания психики. Диссоциации являются частью вашего повседневного опыта, поэтому вы считаете их нормальными и не замечаете. Возможно такая форма внутреннего бегства берет свои истоки из вашего детства, и продолжается во взрослой жизни. Она стала вашей спасительной стратегией и служит для преодоления прошлых и текущих негативных переживаний в качестве защитного механизма.
Что такое диссоциации?
Самым простым примером диссоциации, может быть погружение в мысли и внутренний мир во время поездки на автомобиле по хорошо знакомому маршруту, когда мы даже не осознаем, где мы находимся, как останавливаемся на красный цвет светофора и как проезжаем перекрестки.
Но есть также диссоциации, которые возникают в контексте вытеснения. В таких случаях сознание отключается от прошлых воспоминаний, негативных мыслей или неприятных чувств. Восприятие себя или своего окружения больше не является полностью интегрированным в вашу действительность. Мышление и чувства отделены друг от друга организмом, как своего рода защитная функция.
Диссоциация ощущается по-разному. Она варьируется от провалов в памяти, автоматического функционирования в повседневной жизни (без реального осознанного присутствия), уменьшения болевых ощущений, отсутствия эмоций, чувства отстраненности и так далее.
Вы можете почувствовать, что вам не хватает воспоминаний о каком-то периоде времени. Кроме того, вы можете чувствовать себя оторванным (диссоциированным) от себя, то есть от своих воспоминаний, впечатлений, своей личности, мыслей, чувств, своего тела и поведения. Или вы чувствуете себя оторванным от окружающего мира. Таким образом, ваше чувство идентичности, память и / или сознание являются фрагментарными.
В диссоциативном переживании могут возникнуть три приоритетных явления, которые суммируют то, что ощущается как диссоциация:
- Чувство оторванности от себя или от окружающей среды.
- Недостаточная память о личной информации, связанной со стрессом или травмирующими переживаниями.
- Чувство собственного Я или воспоминания воспринимаются как фрагменты (как отдельные осколки, которые невозможно или трудно собрать воедино).
Примеры диссоциации
Как описывают свой диссоциативный опыт люди, у которых в прошлом были травмирующие переживания в детстве?
Диссоциация не всегда ощущается одинаково. Существует множество примеров впечатлений от переживаний.
Примеры диссоциации: переживание идентичности
Например, для женщин, которые вспоминают сексуальное насилие в детстве и до сих пор страдают от травмирующих переживаний, диссоциация ощущается примерно так:
«Мое детство похоже на фильм. Я вижу фотографии и видео этого, но для меня это похоже на то, что я вообще не была в том месте и это происходило не со мной.»
Женщина, перенесшая насилие, в беседе с психологом рассказывает:
Когда я занимаюсь сексом с мужчинами, я делаю все автоматически. Я не присутствую в ситуации. Такое ощущение, что с моим телом что-то происходит. Я совсем в этом не участвую.
На вопрос, почему она занимается сексом, хотя, по ее собственному признанию, это не приносит ей удовольствие, она отвечает:
«Мой отчим принуждал меня к сексуальным отношениям с пятнадцати лет. Сейчас, когда кто-то приглашает меня на свидание, я чувствую себя вынужденной переспать с этим мужчиной. Я иду на взаимные уступки. В конце концов, это часть отношений. В противном случае партнер меня отвернет.
Другая женщина описывает следующее:
«В сексе я соблазнительница. Роковая женщина. Я превращаюсь в совершенно другого человека. После секса мне кажется, что я совсем не тот человек, что был некоторое время назад».
К диссоциации приводят ранее пережитые негативные эмоции
Безобидные переживания в повседневной жизни могут эмоционально отбросить человека назад в травмирующие переживания из прошлого. Такое может случиться, даже если вы, больше не можете вспомнить эти переживания с когнитивной точки зрения. Угрожающая ситуация не существует в реальности в чистом виде, поскольку, будучи взрослым, вы в большинстве случаев понимаете, что сейчас не происходит ничего катастрофичного. Но мы оцениваем это глазами ребенка, который эмоционально пережил страх в детстве.
Тревожные расстройства возникают из-за связи пережитых в детстве негативных эмоций и провоцирующего события в настоящем.
Отрывок из рассказа женщины после ссоры с партнером:
«В наших отношениях никогда не было насилия. Однажды мой парень был в ярости, и я внезапно почувствовала дикий страх перед ним. Я была в полной панике из-за того, что он угрожал мне разрывом. Из моих глаз катились слезы, я чувствовала себя одинокой и никому не нужной. Я чувствовала, только невыразимую пустоту. Я просто хотела умереть.»
Когда человек оказывается в отношениях, характеризующихся дисбалансом и токсичными паттернами, у него могут возникнуть эмоции, оценки и модели поведения, унаследованные из детства.
Провалы в памяти могут также быть признаком диссоциации
Пример 1
«Когда я пытаюсь вспомнить вчерашний день, все становится черным. Я понятия не имею, что я сделал. Я помню, как шел по улице, где раньше жил мой дядя. Однако я больше ничего не помню».
Пример 2
«Внезапно я оказалась в парке ночью. Я помню, как поссорилась со своим парнем. Я не понимаю, как я туда попала. Это было похоже на приступ ярости, полный отчаяния, и только в парке я снова пришла в себя.»
Пример 3
«Мои воспоминания о прошлом, и, даже о предыдущей неделе, то есть о недавнем прошлом, словно в тумане. Я помню все отрывочно и словно в тумане.»
Пример 4
«Бывают периоды, когда я больше не знаю, добился ли я чего-то или что я вообще сделал. Есть только один серый цвет, я не могу вспомнить как прошел мой день.»
Пример 5
«Я сижу на диване и в какой-то момент осознаю, что прошло уже несколько часов. Как будто время летит незаметно, а я ничего не делаю. Я понятия не имею, на что я потратил время. Я думаю, я был погружен в свои мысли.»
Пример 6
«Моя подруга сказала мне, что мы говорили об этом совсем недавно. Но я этого не помню. Как бы я ни старался, в моей голове нет воспоминаний. При этом это была важная тема.»
Диссоциация - восприятие
Пример рассказанный мужчиной
«Когда я испытываю сильный стресс, я слышу голоса. Они не представляют угрозы или что-то в этом роде. Скорее нейтрально. Они могут быть совершенно разными. Это может быть мужской голос. Иногда слышен голос ребенка, говорящего "Мама?". Я знаю, что это не исходит извне, но они у меня в голове. Так что я не шизофреник или что-то в этом роде.»
Описание женщины с точки зрения ее восприятия:
«Я странно живу в повседневной жизни. Я часто отвлекаюсь. На самом деле я почти никогда не бываю в себе по-настоящему. Если мне нужно на чем-то сосредоточиться, мне всегда нужно сначала вернуться в свою жизнь.»
На что похожа диссоциация нарцисса?
Нарцисс конструирует повествование о своей жизни, которое частично конфабулировано (придумано) и целью которого является подкрепление, демонстрация и доказательство правдивости фантастически грандиозных и часто невозможных заявлений Ложного "Я".
Интроекты - внутренние голоса нарцисса, представления о родителях, образцах для подражания в основном негативны и садистичны. Вместо того, чтобы оказывать помощь, мотивировать и направлять, они усиливают его эго- недовольство тем, кто он есть. Они вызывают у ребенка стыд, порицание, боль, угрызения совести, ярость и множество других негативных эмоций.
Изобретая новое - "ложное Я", ребенок вырабатывает иммунитет к безразличию, манипулированию, садизму, удушению или эксплуатации - короче говоря, к жестокому обращению, которому подвергают его родители или другие значимые взрослые в его жизни.
Группа немецких ученых, исследующих проблему нарциссизма провели эксперимент и попросили людей, страдающих нарциссическим расстройством личности рассказать о некоторых вещах, которые они делали в детстве. Взгляд в прошлое и переживания, могут помочь понять, почему они делают то, что делают сегодня.
Из рассказов страдающих НРЛ
Эти примеры дают очень четкое понимание, как и почему люди страдающие нарциссическим расстройством личности уходят в так называемый мир фантазий и создают себе ложное "Я"
1. “Я придумывал разные истории или версии того, как бы я хотел, чтобы моя жизнь развивалась. И теперь я понимаю, что я все еще делаю это много раз, даже будучи взрослым. Я даже не подозревал, что это было частью диссоциации!
Я также всегда закрывал свои чувства и учился быть бесчувственным, потому что в противном случае в детстве меня наказывали за проявление чувств. Это усложнило мою жизнь во взрослом возрасте и мою способность общаться с кем угодно – с друзьями или семьей ”. – С.
2. “Большую часть своего детства я вел себя так, как будто я был кем-то другим. Я хотел быть кем-то другим, кроме себя. Если верить лжи достаточно долго, в конце концов, она станет правдой ”. – Дж.
3. “Я создавал для себя новый мир каждую ночь, чтобы лучше засыпать, это был один из немногих способов сбежать и успокоить свой мозг”. – С.
4. “Я читал книги. Все, что могло отвлечь меня от того, где я был. Мои родители всегда говорили мне, что мне нужна 12-ступенчатая книжная программа, но на самом деле мне просто нужна была дополнительная помощь.” – М.
5. “Я часами погружался в свои мысли, выступая в роли разных" персонажей "в их собственных историях и живя своей собственной жизнью. Я был больше для нее, чем для себя, и мне было трудно вернуться в "реальный" мир до такой степени, что я обращался к реальным людям как к персонажам ”.– П.
6. “В детстве диссоциация заставила меня стать философски настроенным. У меня были периоды, когда окружающий мир казался мне нереальным, как будто я смотрел на экран; и я начал паниковать по поводу смерти и того, что происходит после нее, и было ли то, что я испытал, реальным или сфабрикованным моим мозгом.
Я также убедил себя, что если я расскажу кому-нибудь о своих чувствах, мир исчезнет ”. - Дж.
7. “Я буквально все время лгал. Только когда мне было чуть за 20, я понял, что лгал себе в детстве. Даже сейчас, когда мне почти 33 года, мои родители все еще думают, что я лгу обо всем.
К сожалению, никто из вас не желает слышать подробностей о том, как это расстройство повлияло на меня в детстве или как оно влияет на меня сейчас. Слава Богу, я больше не лгунья.
У меня даже сейчас довольно плохо с совестью. На это потребовались годы и годы интенсивного осознания. Я один из самых честных людей, которых знают все мои друзья.” – Н.
8. “Раньше я часами сидела перед зеркалом и смотрела на себя. Обычно по вечерам, когда все уже были в постели.” – Дж.
9. “Я не могу вспомнить определенные периоды или части своей жизни; некоторые недели, некоторые месяцы, некоторые годы. Меня беспокоят вещи, которые я не могу вспомнить, и поэтому я задаюсь вопросом, почему я реагирую так, как реагирую ”. – М
10. “Я научился быть спокойным. Я терял часть времени, и как только я осознавал, что вернулся в реальный мир, я не понимал, что происходит.
Я сидел в классе и кивал – я никогда не говорил, если меня не просили сделать это напрямую. Я боялся, что кто-нибудь заметит, что я делаю, и спросит меня об этом. Я стала той милой девочкой в классе, которая никогда не разговаривает. – Д.
11. “Я старался не дышать, потому что, если бы кто-то знал, что я дышу, он бы причинил мне боль каким-то образом. По сей день, я останавливаюсь, когда кто-то говорит, что слышит, как я дышу. Я тоже увлекся книгами и всегда хотел жить другой жизнью.
Есть большие части моего детства и даже моей взрослой жизни, о которых у меня просто нет или остались только плохие воспоминания. И я никому не доверяю. Я знаю, что счастье ведет к страданиям. Потому что я не заслуживаю хороших вещей.” – Э.
12. “В подростковом возрасте я часто" отключался "– я ловил себя на том, что часами смотрю в пустоту, охваченный депрессией, диссоциацией и деперсонализацией” – Х.
13. “В детстве и в подростковом возрасте я представлял неодушевленные предметы моими тайными, заботливыми защитниками, которые поддерживали и утешали меня, когда я в этом нуждался.
Если мне приходилось спать на полу, волокна ковра "поддерживали меня в вертикальном положении" и обеспечивали как можно больше пушистого комфорта.
Мистер Коуч укачивал меня, когда мне приходилось спать на нем в течение нескольких лет. Он выглядел как самодовольное, коренастое, скромное существо там, где были прикреплены складки и пуговицы.
Он был теплым и защищал меня по ночам. И иногда, когда я плакал, я замечал полосы света, отражающиеся от моих ресниц.
Когда я щурился и смотрел в сторону теплого уличного фонаря, они выглядели как яркие, нежные руки, тянущиеся вниз, чтобы дать мне понять, что они со мной.” – Р.
14. “На каждом свидетельстве было написано, что я хорошая девочка, но слишком много мечтаю, не могу довести работу до конца.
Я не могла объяснить это своей маме, которая отшлепала меня за плохие отзывы, потому что я не знала, что происходит. Теперь я верю, что это была диссоциация ”. – А.
15. “Членовредительство. Мне нужно было увидеть кровь, чтобы быть уверенным, что я настоящий. Я часами читал в ванне. Чувство парения и чтения заставило бы меня почувствовать себя в другом мире ”. – Г.
16. “Я проводил время, играя с куклами, но больше занимался" созданием своего собственного мира ", который не ограничивался только куклами – он проникал мне в голову. Я был им больше, чем собой, и пытаться быть собой было невозможно.
Когда я стал старше, мне было трудно найти себя, и мои страхи усиливались каждый раз, когда я выходил из дома. Сейчас у меня проблемы с расстройством личности.
Мне поставили диагноз в 13 лет, а сейчас мне 17. Это все еще борьба каждый день. Но никто не знает” – Т.
17. “Однажды в школе у меня был ужасный опыт выхода из тела, вызванный беспокойством, и после этого я довольно долго делал все возможное, чтобы избегать школы.” – М.
18. “Я пытаюсь чрезмерно компенсировать то, насколько прекрасной была / есть моя жизнь. Я продолжаю испытывать это и сегодня. И я не извиняюсь перед людьми за это. Но, конечно, никто на самом деле этого не понимает, если только он не делает или не чувствует то же самое. Так что сейчас я просто стараюсь держать язык за зубами. Но это просто выходит наружу, как словесная рвота ”. – С.
19. “Раньше я всегда брызгала себе в лицо холодной водой, чтобы попытаться избавиться от нее. Иногда это действительно помогало ”. – К.
20. “Я научил себя не дрожать. В 5 лет я ходил в школу в свитере вместо куртки на морозе. У меня была куртка, я видела ее каждое утро перед тем, как идти в школу, но мама не разрешала мне ее носить ”. – К.
21. “Я эмоционально отключаюсь. Обычно это длится около 24 часов, когда мне нужно время, чтобы ‘перезагрузиться’, не разговаривая с людьми. Раньше люди говорили, что я мертва внутри, но через некоторое время они поняли это и дали мне необходимое пространство. К счастью, я делаю это не так часто, как раньше”. – Р.
22. “Я завела кучу друзей, у которых были поразительно реальные личности, биографии и внешность. Кроме того, я был заядлым лжецом в отношении этих” людей" и сценариев ". – С.
23. “Я просидел в туалете два часа, слушая одну и ту же песню, потому что у меня не было чувства времени. Я помню, как смотрел на свои руки, пытаясь понять, кому они принадлежат ”. – Б.
24. “Я лежал в постели, ворочаясь с боку на бок, не в силах уснуть. Разговаривал по радио. Иногда обливался словами, которые были надуманными. Я действительно думал, что собираюсь кого-то утешить. Мне потребовалось несколько часов, чтобы заснуть”. – Ч.
25. “В детстве я часто прятался в своей комнате и вздрагивал при малейшем шуме. Обычно я вел себя бунтарски и незаинтересованно.
Я думал, что если буду вести себя безразлично к своему жестокому отцу, это избавит меня от душевной боли. В конце концов, это стало причиной большего, потому что я дистанцировался от своей матери, братьев и сестер. Так что я часто вел себя не так, как надо.” – Р.