В древней Церкви приходящие к святому крещению предварительно готовились через оглашение – наставление в вере (греч. κατηχησις). Этим словом обозначалось первоначальное научение в православной вере.
Оглашение совершалось на основании крещальных формул. По свидетельству св. мученика Иустина-философа, приготовление к Крещению заключало в себе оглашение «словом», то есть научение в вероучении, молитву, пост и воспитание в оглашаемом, пришедшем из языческого мира, христианского образа жизни.
Во времена до св. Константина Великого оглашение занимало три месяца, а иногда год или несколько лет. Существовали специальные катихизические школы, в которых преподавали и лица, не состоящие в духовном сане.
Крещение обычно осуществлялось во время больших двунадесятых праздников на так называемых «крещальных литургиях» – литургическим свидетельством этой практики являются стихи, которые поются на Литургии в некоторых Двунадесятых Праздниках: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся».
К III веку к наставлению в основах веры присоединилось изучение молитвы Господней. Оглашения проходили в форме бесед. Цель катихизических поучений составляла, как и теперь, необходимость преподать людям самую суть догматов, самые основные принципы христианской нравственности. Среди святоотеческого наследия немало догматических и экзегетических (толковательных) трудов посвящено этой теме.
☦️ Позитивный Батюшка ☦️ Священник Антоний Русакевич - подпишитесь