Найти в Дзене
Детский психиатр

Задержка развития речи. Ждать или не ждать?

Что начинает волновать родителей, когда ребенку исполняется год? Наличие первых слов. И чем дальше, тем волнительнее становится. Особенно, когда малыш «не вписывается» в нормы. Такое состояние в народе называют «задержка речевого развития» или коротко «ЗРР». Чтобы было понятнее, дальше я так и буду называть это состояние. Без наукообразных терминов. Всё-таки эта статья для родителей😉 Термин «задержка» подразумевает, что развитие языка или речевые навыки развиваются медленнее, чем ожидалось для данного возраста. По разным данным, во всем мире примерно у 15% детей диагностируется задержка развития речи. У мальчиков речевые нарушения встречаются чаще, чем у девочек. Хорошая новость: примерно половина 2-леток с задержкой речи догоняют сверстников к 3 годам. Дети, у которых своевременно формируются навыки сюжетно-ролевой игры, хорошее понимание обращенной речи - несмотря на “задержку” - имеют лучший прогноз, чем те, у кого провал по всем трем пунктам. Можно ли как-то предугадать развитие р
Изображение: Шедеврум
Изображение: Шедеврум

Что начинает волновать родителей, когда ребенку исполняется год? Наличие первых слов. И чем дальше, тем волнительнее становится. Особенно, когда малыш «не вписывается» в нормы. Такое состояние в народе называют «задержка речевого развития» или коротко «ЗРР». Чтобы было понятнее, дальше я так и буду называть это состояние. Без наукообразных терминов. Всё-таки эта статья для родителей😉

Термин «задержка» подразумевает, что развитие языка или речевые навыки развиваются медленнее, чем ожидалось для данного возраста.

По разным данным, во всем мире примерно у 15% детей диагностируется задержка развития речи. У мальчиков речевые нарушения встречаются чаще, чем у девочек. Хорошая новость: примерно половина 2-леток с задержкой речи догоняют сверстников к 3 годам.

Дети, у которых своевременно формируются навыки сюжетно-ролевой игры, хорошее понимание обращенной речи - несмотря на “задержку” - имеют лучший прогноз, чем те, у кого провал по всем трем пунктам.

Можно ли как-то предугадать развитие речевых проблем?

Один из систематических обзоров показал, что существуют факторы, влияющие на развитие речи (помимо здоровья, конечно), и это - социально-экономический статус семьи, уровень образования родителей, уровень вовлеченности родителей в общение с детьми. В принципе, всё логично и вытекает одно из другого. Чем хуже материальное положение семьи, тем сильнее родители озабочены поиском денег и выживанием, чем пальчиковым театром. Чем хуже уровень образования родителей, тем меньше они могут дать ребенку. Последний пункт, думаю, в пояснении не нуждается.

Нормы развития речи

10-12 недель: появляется улыбка, социальная вокализация (реакция на окружающее)

6 месяцев: слоговая речь (ма-ма-ма, гу-гу-гу, и т.д.)

С 8 месяцев мозг способен разделять отдельные слова в потоке речи.

12 месяцев: первые слова. Понимает простые команды. Может осознанно говорить «мама, папа». Если в этом возрасте не говорит слова — это еще не задержка речи.

15-18 месяцев: указывает части тела. Понимает простые команды без сопровождения жестами.

20-24 месяца: 50-100 слов, звукоподражания, фразы из двух слов. Понимает предложения.

2,5 года: фразы до 3 слов вместе. Понимает сложные инструкции.

3 года: предложения. Понимает вопросы «зачем, почему, сколько».

5 лет: полностью освоен грамматический строй речи

8 лет: окончательное созревание речи.

Стоит отметить, что не каждая «задержка речи» является поводом к беспокойству. Клинически значимая задержка — уровень развития менее 75% от ожидаемого уровня. Даже вы сами можете посчитать укладывается ли ваш ребенок в эту норму.

Формула определения нормы развития речи: норма развития/возраст.

Правило «возраст+1» для определения длины фразы. Например, 2 года — 3 слова, 3 года - 4 слова.

Для оценки понимания обращенной речи:

Делим возраст на 4 — это количество речи, которое ребенок должен понимать.

1 год — 25%

2 года — 50%

3 года — 75%

4 года — понимает всё

“Красные флаги»

Но бывают ситуации, когда бить тревогу стоит как можно раньше. Поэтому перечислю признаки, заметив которые стоит обратиться за консультацией к специалисту.

любой возраст — проблема вовлечения в социальные активности

6 месяцев — низкая вовлеченность в звуковые взаимодействия, редкий смехи вокализации, отсутствие реакции на звуки извне

9 месяцев — нет особой реакции на свое имя, нет лепетной речи

12 месяцев — нет жестов, не использует «мама», «папа» по назначению

18 месяцев — менее 5 слов. Не понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами

24 месяца — словарный запас менее 50 слов. Нет фраз из 2 слов. Понимает менее 50% речи от незнакомого взрослого.

36 месяцев - не выполняет инструкции без жестового пояснения. Нет фраз из 3 слов и более. Понимание менее 75% речи незнакомого взрослого

до 36 месяцев — потеря навыков речи, особенно с регрессом социальных навыков

А теперь о грустном. Всегда озвучиваю родителям, что речь - это не изолированный навык. Проблемы с её формированием могут “потянуть” за собой и другие аспекты. Многочисленные исследования выявили, что отклонение речевого развития в 18 месяцев прогнозирует проблемы с речью, планированием, памятью в более старшем возрасте. Проблемы с речью в 2 года значимо предсказывают трудности распознавания текста в будущем (дисграфия, дислексия). У детей в возрасте от 3 до 5 лет речевые нарушения являются наиболее распространенной причиной зачисления в специализированные образовательные дошкольные учреждения. Среди школьников трудности в обучении, являющиеся следствием речевых нарушений в более раннем возрасте, являются причиной назначения специальных условий образования.

Так же не лишним будет написать о заболеваниях, одним из симптомов которых будет задержка речи.

Потеря слуха. Тут объяснять не нужно. Понятно, что нейросенсорные нарушения слуха средней и тяжелой степени приводят к выраженным речевым нарушениям. Хочу отметить один момент, т. к. часто слышу этот аргумент от родителей. «Мы проходили скрининг в род.доме. Слух нормальный. Зачем снова проверять?» Дело в том, что результаты теста новорожденного могли быть ложноотрицательными, потеря слуха может быть легкой или у ребенка может быть прогрессирующая потеря слуха.

•Глобальная задержка развития и умственная отсталость.

Задержка речи может быть первым признаком детей с глобальной задержкой развития.

• Аутизм.

• Хромосомные аномалии.

• Неврологические расстройства.

Эпилепсия. Например, синдром Ландау-Клеффнера — редкое судорожное расстройство, связанное с регрессом речи и языковых навыков и, следовательно, является частью дифференциального диагноза при аутизме.

• Слуховая агнозия, глубокое нарушение понимания речи, приводящее к неблагоприятным воздействиям на формирование экспрессивной (обращенной) речи.

Туберозный склероз - генетическое заболевание. Характеризуется наличием туберов в головном мозге - участков фокальной корковой дисплазии, которые нарушают цитоархитектуру коры мозга.

Расщелина неба.

• Другие состояния здоровья. Мета-анализ показывает, что у детей, рожденных недоношенными, наблюдаются стойкие задержки в развитии.

Ждать или не ждать?

На сегодня считается, что лучше не ждать. Просто ждать и отдать в детский сад - недостаточно. В 2 года главное — создать обогащенную языковую среду дома, т.е. много разговаривать с ребёнком, а не включать фоном мультики и сказки. Взаимодействие с людьми ускоряет развитие речи (прямое взаимодействие, в игре). Ребенку проще обучаться, если родители адаптируют свою речь (ограниченный лексикон, короткие фразы, множество повторений, выделение интонаций), сопровождают слова действиями. После 2 лет можно начать работу со специалистом, хотя бы в режиме мониторинга. И не забывать о занятиях дома. Они дадут больший эффект, чем полное отсутствие занятий. Но главное не переусердствовать. Не сидеть по часу с 2-летним ребенком за столом, тыкая пальцем в книгу и заставляя повторять. Никакого насилия и слез.

Существует ещё много речевых нюансов, но я рассказала основное. Если есть вопросы, пишите в комментариях.