"Тувинский воин"
Саянские горы. Там за холмом
мальчик рождён батыром.
Он жить может в юрте, где горы, тайга,
а может командовать миром...
Край скифских курганов, китайских дворцов, а также тувинских шаманов,
сокрыто то место от взора врагов,
шапкой таёжных туманов.
Как terra incognita скрыты от глаз,
Саяны их защищают.
Монгольские степи в предгорье Саян, травою своей обнимают.
Затерян в кольце Саянских вершин,
их мир прекрасен и тонок.
И голос, что песню поёт нам о них,
от сердца идёт, он звонок...
Протяжный напев летит над тайгой,
он славит тувинских батыров.
Их сила - характер, каждый - боец,
в бою или схватке турниров.
Они от медведей, маралов, волков,
взяли природную силу.
И мудрость Саянских затеряных гор несут они целому миру.
С природой сроднился тувинский народ,
с руки хищных коршунов кормит...
На лошади гордо с детства в седле,
их конь никогда не уронит...
Они самобытность смогли сохранить,
в битвах больших Империй.
Их кони по прежнему быстро бегут,
как реки горных артерий.
Их "черною смертью" Гитлер назвал,
боялись даже их вида...
Атаки коней их быстрых в бою,
предвестник объятий Аида...
Они обращают в бегство врагов,
посмевших восстать на Россию.
Потомки смелых батыров в бою,
сражения знают стихию!
И помнят тувинцы батыров своих,
что бились с фашистской ордой.
И, каждый, кто смело сражался с врагом,
отныне великий герой.
"Тоол маадырлыг"¹ повествует для нас
о древних тувинских кумирах.
Сегодня такие встречаются нам,
в российских военных мундирах.
В предгорьях священной Монгун-Тайги
старшим в роду был рождён...
Из рода Салчак воин Саид,
в гвардейцы был посвящён.
Привык управляться он с табуном,
он с детства в степи обитал.
В Росгвардии тоже табун у него,
под ним сейчас мощный УРАЛ.
И вновь как и прадед его на войну,
за русских пошёл воевать.
И снова тувинцы для русских страну им помогают спасать.
С "железом" давно Салчак был знаком,
он токарь-универсал...
И, только наивный считает:
в степи зря с ним он жизнь связал...
Его позывной в отряде "Якут"
и это совсем не случайно.
Они ведь тувинцам близкий народ,
и дружат они изначально.
А быт на войне аскетичный совсем,
но так уж тувинец привык.
Чтоб мяса кусок и чай с молоком,
без всяких иных заковык.
Бесстрашно воюет воин Салчак,
рискуя собой каждый раз,
когда посылает его командир,
с отрядом своим на Донбасс.
А дома его ждёт вся семья,
младшие братья, Отец.
И, чтоб воевать им не пришлось,
Салчак идёт в бой, боец.
Мечтает о доме тувинский боец,
юрту свою поставить.
И также как прадед его и Отец,
род свой большой прославить.
И в этой мечте есть сакральный мотив: юрта, очаг и степь.
А также, чтоб трубку с огня раскурить и песни тувинские петь.
Ведь это и есть главный удел:
мир свой от войн сохранить.
Поэтому нынче воин Салчак
идёт на войну служить.
(Автор Андрей Зюков, Андрей Z. )
1. маадырлыг тоол (героическое сказание).