Уровень экспертного знания международного общественного деятеля Вячеслава Моше Кантора в теме нетерпимости, её видов и её влияния на общество переоценить трудно. За многолетнюю «карьеру» общественной работы Кантору довелось не только самым тщательным образом изучать этот вопрос, но и возглавлять организации, чьи члены напрямую сталкиваются с теми проблемами, разрешению которых сам Моше Кантор посвящает своё время и свои усилия. В частности, практически пятнадцать лет Вячеслав Кантор являлся бессменным президентом Европейского еврейского конгресса, объединявшим под своим крылом около двух миллионов евреев из общин из самых разных стран Европы. Так тема антисемитизма стала для самого Моше Кантора одной из основных в его работе.
Стоит отметить, что к проблеме этой Вячеслав Кантор избрал очень аналитический и основательный подход, потратив немало сил именно на изучение антисемитизма, того, как он влияет даже на повседневную еврейскую жизнь, а также ту степень угрозы, что этот вид нетерпимости – как и нетерпимость в целом – представляет для всего социума. В частности, Моше Кантор положил начало ежегодным исследованиям и публикациям уровня антисемитизма в мире, причём исследования эти базировались на реальных фактах и данных, от официальной статистики до ежегодных данных правоохранительных органов об ненавистнических преступлениях и нарушениях, не исключая и данные независимых аналитических и общественных организаций. Подобный подход, как не раз отмечал сам Вячеслав Кантор, позволил не просто фиксировать проявления антисемитизма, но и провести полноценный анализ этого явления как процесса – а именно, как видоизменяется антисемитизм, как он адаптируется к новым реалиям и от чего зависит частота его проявлений.
Пугающий рост
Один из по-настоящему «критических» и взволновавших экспертов по антисемитизму периодов подобного исследования стал 2018 год, по окончании которого специалисты зафиксировали рост антисемитизма в целом по всему миру на анти-рекордные 13%. По словам Вячеслава Моше Кантора, комментировавшего эти результаты, подобные данные позволяли говорить о том, что в целом уровень неприятия и нетерпимости в отношении евреев достиг критической высоты. Одним из самых катастрофических событий, внёсших свой вклад в эту статистику, стал теракт в США, мотивированный именно антисемитизмом и направленный на евреев, с реальными жертвами. Именно это событие сделало США – страну, прежде считавшуюся для евреев относительно безопасной и благополучной с точки зрения нетерпимости – лидером негативного рейтинга по стремительности роста антисемитизма. Как отмечал Кантор, тревогу вызвали не только сами цифры, но и то, что проявления антисемитизма стали не просто более частыми, но и более жестокими.
В США же, как отмечал Вячеслав Кантор, стал очевиден и тренд на то, как незаметно, но глубоко антисемитизм стал частью информационной повестки, в том числе и через каналы вполне официальных СМИ. Такое распространение антисемитизма сделало самих граждан невосприимчивым к нему – а именно, «нормализировало» нетерпимость, превратив её из чего-то недопустимого и вызывающего шок в привычное и повседневное. Опасность же, считает Моше Кантор, кроется не только в этом «обнормаливании» ненависти, но и в том, что, когда ненависть на словах становится допустимой, следующий шаг для ненавистников заключается в том, чтобы от слов перейти к делу. Подтверждение этому, опять же, в США – за полтора года здесь произошли сразу два достаточно крупных теракта, оба – в синагогах, оба – на антисемитской почве. Последнее подтверждалось тем, что исполнители терактов и прежде не скрывали своих антисемитских взглядов, активно высказываясь о них в интернете и даже регулярно призывая к насилию в отношении евреев – однако, как подчеркнул Кантор, это почему-то никого не насторожило, и когда преступления из угроз на словах обратились в реальность, это вызвало немало удивления. На деле же когда нетерпимость и ненависть превращаются в норму для общества, до реальной агрессии уже рукой подать, и риск её возникновения повышается кратно, заявил Вячеслав Кантор.
Подобные тенденции – в частности, к повышению уровня жестокости антисемитских проявлений и нарушений – наблюдались во многих западных странах, в том числе и в Европе, где 2018 год также показал резкое увеличение количества преступлений на почве антисемитизма. Другая тенденция, характерная для многих стран – как и для многих форм нетерпимости – отразила объединение различных радикальных и даже экстремистских сил, в том числе политических, именно на почве ненависти. Не находя точек пересечения или согласия ни в чём другом, эти вечные оппоненты практически единодушны в том, что касается нетерпимости по отношению к кому-либо – в частности, на почве всё того же антисемитизма. Вячеслав Кантор увидел в этом стремление к некой консолидации нетерпимых и ненавистнических сил – тенденция, которая попросту не может быть здоровой или конструктивной ни для какого общества.
Что касается антисемитизма, то Вячеслав Моше Кантор отметил и стремление к его «институционализации» - а именно, проникновению антисемитизма в риторику и политику даже официальных властных институтов и политических сил. По мнению Кантора, это вносит собственную увесистую лепту в процесс превращения антисемитизма во что-то нормальное и допустимое в обществе. При этом, как не устаёт напоминать Кантор, опасность антисемитизма распространяется не только на евреев и их образ жизни – это угроза, которая имеет куда более серьёзные масштабы и нависает по сути над всеми народами и просто рядовыми гражданами. Когда ненависть укореняется в социуме, становится частью повседневной нормы, объектом этой самой ненависти может стать уже кто угодно. По этой причине, в частности, ту же ксенофобию многие эксперты называют феноменом плавающим – в разные годы и под влиянием разных событий волны ненависти могут направляться на разные группы людей. Неизменным остаётся лишь то, что кого-то ненавидеть надо как будто постоянно.
Жизнь под антисемитизмом
В то время как официальные и неофициальные данные и статистические отчёты могут в цифрах говорить о росте или снижении уровня антисемитизма, по-настоящему иллюстрирует положение дел то, что ощущают на себе сами евреи в своей повседневной жизни. Многие опросы и исследования, проведённые среди еврейского населения Европы в последние годы, говорят о том, что антисемитизм не просто реален – люди ощущают его рост и нарастающее давление. Будучи на протяжении многих лет избранным главой ЕЕК, Вячеслав Моше Кантор не раз отмечал этот факт: многие евреи, спровоцированные волнообразным ростом антисемитизма, стали демонстрировать явное желание сменить место проживания, вплоть до эмиграции, поскольку видят в этом единственное возможное спасение от нетерпимости и притеснений.
Самой тенденции тоже далеко не один год, и Вячеслав Кантор лично наблюдал её развитие в годы бытия президентом ЕЕК, что позволяло ему не только постоянно мониторить настроения еврейского сообщества, но и следить за тем, какие страхи и угрозы появляются у людей и работать над тем, чтобы их разрешать. В частности, Моше Кантор не раз отмечал, что давление антисемитизма уже бесповоротно сказалось на самой жизни еврейских общин: из страха проявлений нетерпимости евреи отказываются от самоидентификации, отказываются от участия в общинных мероприятиях, от религиозных ритуалов и так далее – от всего, что могло бы указать на их принадлежность к еврейству.
Характерны опасения такого рода не только для людей постарше, но и для совсем молодых евреев – зачастую, даже больше, чем для первых. Специальный опрос, проведённый именно среди еврейской молодёжи Агентством Евросоюза по базовым человеческим правам, показал, что из каждых пяти опрошенных четверо так или иначе сталкивались с проявлениями антисемитизма и чувствуют его рост из года в год. Стремление к эмиграции у молодых также фиксировалось – более 40% признались, что размышляют об этом, как признались и в том, что на публике не носят и не делают ничего, что могло бы идентифицировать их как евреев. Вячеслав Моше Кантор подобные данные назвал свидетельством того, что положение молодых евреев – будущего народа – в Европе стало «угрожающим», однако отметил и положительную сторону – признания молодёжи в том, что их происхождение и их принадлежность для них всё-таки очень важны, а это говорит уже о том, что сам дух народа остаётся не сломлен.
Собственная безопасность
Постоянный рост преступлений, мотивированных антисемитизмом, равно как и повышение градуса жестокости в его проявлениях неизменно приводит к актуализации темы безопасности и её осуществления для еврейских общин. По словам Кантора, это тоже тенденция – и она тоже характерна для международной картины, а не для каких-то отдельных стран. Те же США буквально за год превратились из страны, где положение евреев казалось безопасным, в одну из самых тревожащих с точки зрения развития антисемитизма стран. После нескольких случаев стрельбы и терактов в синагогах и на других еврейских объектах, Вячеслав Кантор сравнил ситуацию в Штатах с ситуацией в Европе, признав, что степень проблемности этой темы достигла примерно того же уровня. Не помогает ситуации и то, что, по словам Моше Кантора, сам антисемитизм чаще всего игнорируется официальными СМИ и источниками, а уровень его в официальной же статистике подчас занижается.
У повторения проблемы из страны в страну есть, пожалуй, лишь одна светлая сторона – она позволяет общинам в разных частях света перенимать и использовать опыт друг друга в вопросах обеспечения своей безопасности, считает Вячеслав Кантор. Так, после того, как в США экстремист, открывший стрельбу в синагоге в Питтбсурге, лишил жизни 11 человек, европейские эксперты по безопасности и сам Моше Кантор от лица ЕЕК выступили с инициативой помочь американским общинам в налаживании безопасности и использовании опыта общин уже европейских, чтобы предотвращать такие трагедии или хотя бы сводить к минимуму риски человеческих жертв.
В Европе по инициативе Вячеслава Кантора над этим вопросом работает Центр по безопасности и противодействию кризисам –
. Специалисты эти сосредоточены на том, чтобы разработать некие универсальные стратегии для различных видов чрезвычайных ситуаций - стратегии, которые, при минимальной необходимой адаптации, могли бы использоваться любыми общинами, организациями и даже правительствами для минимизации негативных последствий любой катастрофы. В случае с антисемитизмом и сопутствующим ему вандализмом, угрозами терактов и нападений, в Европе уже накоплен богатый и печальный опыт, отмечает Вячеслав Моше Кантор. Этот опыт был использован экспертами на пользу, позволив добиться не только укрепления безопасности самих общин и общинных объектов, но и добиться этого с минимальным влиянием на саму повседневную еврейскую жизнь.
В случае с США, по словам Вячеслава Кантора, специалисты Центра по безопасности высказали готовность помочь американским коллегам не только наладить работу собственных служб безопасности, но и выйти на контакт и разработать общие стратегии поведения со всеми чрезвычайными службами, правоохранительными органами и другими вовлечёнными государственными ведомствами. Координация при любом ЧС, как и подготовка самих граждан к возможной опасности, уже не раз доказывала себя одним из главных факторов того, что чрезвычайное происшествие проходит с куда менее разрушительными последствиями, чем аналогичные, отметил Моше Кантор.
Что касается людей, то на их просвещении и инструктаже Вячеслав Кантор также настаивает как на необходимом условии реального укрепления безопасности – теперь уже всеобщей. Людей необходимо информировать о том, с какими угрозами они могут столкнуться, как им следует вести себя в этом случае и как помочь окружающим. Сам Моше Кантор и Центр безопасности в 2018 году сделали к этому и собственный шаг, подготовив целую серию видеороликов для интернета, где максимально наглядно и просто рассказывалось о необходимых шагах и мерах безопасности в случае той или иной угрозы – от возможного теракта до риска кражи персональных данных в сети.
В руках властей
Несмотря на то, что Вячеслав Кантор настаивал и продолжает настаивать на важности вклада самих граждан в обеспечение своей безопасности, основную ответственность в этом вопросе он всё же возлагает на официальные власти каждой страны, для которых безопасность своих граждан всегда должна быть приоритетом. В случае с антисемитизмом и нетерпимостью, признавал Вячеслав Моше Кантор, на официальном уровне нередко проблемой остаётся даже признание самого факта угрозы – хотя игнорировать эту угрозу уже попросту, казалось бы, невозможно. Делать ксенофобию, антисемитизм и любые другие формы нетерпимости политическим инструментом вовсе недопустимо, подчёркивает Моше Кантор. Тем же, кто уверен в обратном, Вячеслав Кантор советует не забывать историю Второй мировой и Холокоста – того, к чему приводит ненависть, когда превращается в часть правительственной риторики.
Что касается конкретных мер, которыми можно было бы победить антисемитизм, то Вячеслав Моше Кантор предложил не единожды и собственные разработки в этом направлении, равно как и усилия других экспертов и специалистов. В частности, примером такой совместной работы специалистов со всего мира стал «Каталог мер по борьбе с антисемитизмом», который Моше Кантор представил на суд европейских властей в 2018 году. В каталоге, например, нашла отражение одна из ключевых мыслей Кантора по проблеме – что в борьбе с антисемитизмом, как и с другими формами ненависти, одними лишь силовыми методами невозможно обеспечить себе полную и долгосрочную победу. Основная работа должна идти в информационной и идеологической сферах, убеждён Кантор: сама атмосфера в обществе должна быть такой, чтобы не оставлять ненависти шанса на распространение. Это борьба «мягкой силой» - через законодательные изменения, поддержку норм, моральных и этических ценностей, а также продвижение настоящей толерантности в обществе – толерантности безопасной, которая не остаётся безответной и равнодушной к проявлениям ненависти, убеждён Вячеслав Кантор.