VII всесоюзный конкурс артистов эстрады, Время, вперед!, Болгария, сольники
Начало 1983 года выдалось богатым на разнообразные события.
Изменения в составе, инструменты
Вначале года у группы появляются новые клавиши – Hohner Clavinet D6 и в команду приходит новый техник Сергей Молчанов («Вандутий»).
Hohner D6 притаранил, по-моему, еще Лебедев. Александр Ситковецкий
Диск-гигант
В январе мы подписали договор с фирмой "Мелодия" на запись долгоиграющей пластинки. В нее войдут композиции "Корабль", "Старинная баллада", "Электронные часы" и "Реквием памяти Леннона", а также наш старый номер - "Монолог" (он прозвучал в фильме "Шляпа") и инструментальная пьеса "Белый город". Работа над диском уже началась.1
В сентябре в программке [2] концертов в УСЗ «Дружба» о диске опять напомнили:
В начале будущего года в фирме «Мелодия» выйдет новый большой диск с записью лучших произведений московского ансамбля.
Однако этому альбому так и не суждено было выйти…
На волне успеха в Тбилиси, вышедшего миньона и сборника “Лауреаты Тбилиси-80”, фирма Мелодия логично предполагала выпустить наш полный альбом, разговоры были вполне конкретные, ожидания - реальные. Вполне возможно, какого-то рода рабочий договор мог быть заключен - работа ведь оплачивалась. Помню, музыканты получили аж по 80 руб каждый за запись первого альбома. Другое дело, что репертуар потом поменялся, но работа же была сделана )) Александр Ситковецкий
Пресса
В одном из журналов (издание пока определить не удалось) выходит статья Левона Минасяна «Автограф» — отточеннее, острее, лучше...» [3] с большой качественной цветной фотографией коллектива.
Музыку в «Автографе» пишут в основном двое — Александр Ситковецкий и Леонид Гуткин. Сочетание разноплановой в жанровом отношении музыки —- четких гармонических построений Ситковецкого, тяготеющего скорее к классическому року, и более сложных, ритмических сочинений Гуткина — позволяют заметно разнообразить стиль ансамбля.
«Автограф» подолгу работает над своими композициями, каждая из них претерпевает пять-шесть редакций. И этот постоянный поиск в сочетании с высоким исполнительским мастерством гарантирует ансамблю устойчивый интерес у слушателей.
Гастроли
Первые выступления в новом году стали своеобразным продолжением прошедшего сезона, тот же зал, но уже сольная программа.
13-17 января, 5 концертов в московском ДК ЗВИ.
Новые песни
К этим концертам группа заканчивает работу над двумя новыми треками:
Размышления (муз. и сл. Александр Ситковецкий), ставшие долгожителями, в программе до 1987 года, и
В мастерской (муз. и сл. Виктор Михалин), это была первая песня написанная Виктором для группы, исполнялась до 1985 года.
Песня у меня получилась также естественно, сразу и музыка и стихи, не потому что я намеренно не отдал поэтам, а потому что у самого получилось так, как задумал и меня это устроило. У Михалина всегда был талант и вкус к написанию стихов и, в отличие от наших “официальных” поэтов, он никогда не боялся более интимных, любовных и более эмоциональных тем. Александр Ситковецкий
Один из концертов этой серии был записан с пульта и известен сейчас, как «Концерт в ДК Ильича».
В январе 1983 г. я был на концерте "Автографа" в ДК завода им. В. Ильича. Магнитофон я не брал, но видел - с пульта звукорежиссера велась запись на катушечный магнитофон. В конце мая в студии звукозаписи на Варшавке появилась запись концерта, как две капли воды похожая на ту, что я слушал в ДК. Сергей Зубков
Гастроли
21-26 января, 6 отделений в Театре Эстрады
В конце января нам предстояла серия концертов в Театре эстрады в Москве. Рок-группы тогда в эту цитадель высокой московской культуры не допускались в принципе, потребовались мои усилия, растущее признание в родном Москонцерте и связи в Главном управлении культуры Москвы, чтобы эту стену разрушить. Вместе с разрешением на концерт возникла и проблема — элитный московский зал для избалованной эстрадной Публики нужно было заполнить «нашим» зрителем. Игорь Куликов придумал простую и эффективную штуку — повесить в ведущих московских вузах, от МГУ до Пироговки со всеми «медами», флаеры (нынешним языком) с объявлением о концертах.4 Александр Ситковецкий
[Чтобы качественно озвучить] нам разрешили использовать их приличную аппаратуру, и мы объединили системы. Александр Ситковецкий
Поехав покупать в сам Театр Эстрады билеты на эти концерты, мы столкнулись там с музыкантами группы, приехавшими на шестых (желтых) «Жигулях» Ситковецкого наблюдать, как продают билеты на их концерты. И что же? Nobody cares! Музыкантов, кроме нас, никто и не узнал, ибо, как легко догадаться, по телевизору их не показывали. Всеволод Баронин
Мы очень переживали. Александр Ситковецкий
Группа «Автограф» (руководитель А. Ситковецкий) исполнила уже знакомые слушателям песни и композиции, такие, как «Ирландия — Ольстер», «Пристегните ремни безопасности», новые работы — «Электронные часы», «Корабль» и другие.6
Программа «Пройди свой километр» не оставила равнодушными зрителей. «Автограф» продемонстрировал не только высокий исполнительский уровень, но и свою гражданскую, социальную позицию.7
Программа «Пройди свой километр», вся такая-растакая в защиту мира от дедушки Рейгана. В роли конферансье – нестареющий Александр Масляков с какой-то белибердой на тему «миру – мир, войне – какашка (от прогрессивных музыкантов Запада)», каковой текст сочинил чуть ли не Леонид Захаров из «Комсомольской правды»; а в первом отделении – эстрадно-политический говнобалет «Герника» под чудовищного качества фонограмму, вестимо, группы Space. «Автограф» же играл короткую версию концертной программы, каковую открывала короткая (и быстрая) версия «Пролога» – то есть пьеса начиналась с четырехтактного синтезаторного пассажа, и потом сразу же игралось вступительная клавишно-басовая партия. Помнится, что народ расходился с концерта в недоумении – ну да, это была не обычная публика «Автографа», а «широкий слушатель» пребывал в те годы в очумении от утверждений, что «рок – это опасная антисоветская музыка». Но зал был заполнен процентов на 90, не менее…5 Всеволод Баронин
Мир дому твоему
В начале года фирма «Мелодия» по заказу Советского комитета защиты мира выпускает 8-трековый альбом-сборник с антивоенными песнями, на который попадает «Монолог» «Автографа», записанный летом 1981 года в ГДРЗ. Эта пластинка стала первым официальным изданием песни «Монолог».
Гастроли
Первый выездной тур года начался с 10 сольный концертов (по 2 в день) в Казани, 10-14 февраля, в концертном зале Молодежного центра.
Мы были вначале насторожены. Несколько удивил возраст аудитории - от 16 до 45. Но опасения не подтвердились, публика оказала нам теплый прием, хотя слушатели наверняка ждали другого. Под словом "рок" очень многие сейчас понимают в первую очередь только развлекательную музыку... Мы довольны тем, что нас поняли...1
Вы должны были выступать в Казанском Дворце спорта, но... Магомаев.... Да ещё с Женой.... И вы выступали в Казанском Дворце Молодёжи. Я, москвич, много раз слушал вас и до, и после... но тогда ... в КДМ - ... или я не прав, что это был один из ваших великих концертов?8 Михаил Антал
В концертных графиках всякое бывает, Магомаев с Синявской были звездами первой величины, мы - нет, поэтому все возможно. Те концерты в Казани/Горьком помню, ничего великого в них, к сожалению, не было. Ну, за исключением объемов местной водки-бензинки, поглощенных уважаемыми членами коллектива… а также той “пипы”, которую вырвало на х*й )) Александр Ситковецкий
Переезд в Горький и еще 8 концертов (по 2), 17-20 февраля в ДК ГАЗ
Прямо в середине переполненного концерта, у нас «вылетели» все динамики. Басовые JBL и Electro-Voice, серединные JBL, ну, в общем, — все! Работать остались лишь «пищалки» и «пьезы», т. е. ничего ниже трёх килогерц из нашей могучей звуковой системы и прямого звука со сцены в зал не поступало.
Могучий Шура Осипов полез в басовый «бин». «Бин» — это внушительных размеров тяжёлая звуковая колонка-лабиринт, призванная усиливать и «бросать» басовые частоты как можно дальше. Далеко в сокровенных недрах «бина» те басы излучал драгоценный американский JBL E140. Шура долез так глубоко, как мог, и изнутри раздался его радостный вопль: «Сит, пипу вырвало на х*й!!»
Поясняю: «пипа» — это круглый картонный колпачок в центре диффузора; если эту пипу «вырывает на х*й», значит, тот динамик испытал невероятные нагрузки и разрушился.
Выяснилось, что «вылетели» в основном не динамики, а наши надёжные «концы» — американские усилители мощности Peavey CS-800, все, кроме одного, который прокачивал «пищалки».4 Александр Ситковецкий
Вызванный из Москвы специалист восстановил аппаратуру и гастроли были продолжены.
Был со своей девушкой на концерте "Автографа" в ДК ГАЗа в тогда еще Горьком. Впечатление было сильное и от музыки, и от сценографии. Моя подруга, до того времени не слушавшая никого, кроме Пугачевой, Леонтьева, Антонова и Ротару, вышла после концерта по хорошему обалдевшая и всю дорогу до дома восторгалась концертом, говоря, что "не думала, что рок может быть таким классным" )) И предложила завтра пойти еще раз на концерт. Я был не против, но увы - билетов не было не то что в кассах, но даже у перекупщиков.9 Михаил Деев
Пресса
В газете «Комсомолец Татарии» выходит крошечное, но очень ёмкое интервью «В Казани нас поняли» [1], взятое Борисом Мазиным.
В мае мы едем в Болгарию. Приглашены в Венгрию и Чехословакию. Этому в немалой степени способствовали отклики на наши выступления, опубликованные за рубежом.
Инструменты
Примерно в это время Александр Ситковецкий меняет свою основную гитару Fender Stratocaster на Les Paul.
Как обычно, подвернулся случай: в Вильнюсе мне предложили поменять Витину древнюю ASBA на новенький Gibson Les Paul Custom 1976 года цвета Wine Red. There was no looking back since… На многие годы сочетание LP Custom-Orange сформировали звук гитары «Автографа».10 Александр Ситковецкий
На следующий день я принёс мой новый «Лес Пол Кастом» на репетицию «Автографа». Открыл кейс, достал красивый, впечатляющий инструмент. После «Стратокастера» — очень тяжёлый и очень убедительный. Воткнул напрямую в Orange. Вывернул все ручки гитары и усилителя до конца. Взял аккорд. Ребята переглянулись, подошёл Игорь Куликов и сказал: «Саш, вот это я понимаю». Мой Wine Red LP Custom моментально «лёг» в непростую, насыщенную прог-рок-партитуру звучания группы. Солируя или дополняя клавиши Макаревича, в разы усиливая риффы с басом Гуткина, — с этой гитарой звук ансамбля приобрёл тот лоск, то production quality, которое поставило точку в поиске общего звучания группы. Мы зазвучали как одно целое.4 Александр Ситковецкий
Виктор Михалин взамен Асбы получил от Москонцерта красные барабаны Amati, а еще чуть позже и у Леонида Макаревича появилась обновка - Hohner Clavinet E7 (вместо D6).
E7 - точно Игорь Куликов [достал] Александр Ситковецкий
К середине марта обновление инструментов завершилось, такими они и останутся на долгое время:
гитара – Gibson Les Paul Custom 1976
бас-гитара – Ibanez Roadster RS-924
клавиши – Wurlitzer 200A / Hohner Clavinet E7 / Roland JP-4 / Moog MultiMoog
барабаны – Amati 4090
Монолог
Еще до завершения всех инструментальных перестановок группа снимает на ТВ песню «Монолог».
Судя по стационарным софитам на высоком потолке - это телестудия. На Шаболовке нас не снимали, остается только Останкино, а какая студия - не знаю. Александр Ситковецкий
Для какой программы производились съемки неизвестно, возможно, они были сделаны для новой передачи Главной редакции программ для молодежи «До 16 и старше», первый выпуск которой вышел в эфир в октябре 1983.
Это было лучшее, что тогда было. Артура первый раз увидел в программе “До 16 и старше”, какой-то рыжий парень пел Монолог. Потом уже узнал, что это “Автогаф”.11 Сергей Чебыкин
В 1985 году клип был включен в фильм-концерт ТО «Экран» «Желаем счастья вам» и сегодня порой можно встретить датировку его именно этим годом.
Первый раз мы увидели себя на “голубом экране” осенью 1984-го (мы были в Харькове). Там был ужасно смонтированный Монолог, который уже не помню, где снимали (в студии). Пел Артур, но у меня впечатление, что запись - с Брутяном. Александр Ситковецкий
В качестве аудиодорожки для съемок была использована концертная запись, сделанная в сентябре 1982 года в киноконцертном зале «Новороссийск», где Артур поет очень похоже на Сергея Брутяна.
Если мне не изменяет память, то данный эпос был спет в Кинотеатре «Новороссийск». Артур Беркут
Я был удивлен (и сбит с толку) насколько похоже на Брутяна по подаче… Новороссийск, Артур в группе без году неделя. Учили его все, но спец. установки на Брутовский хрип не было, наверное, сам так хотел. Александр Ситковецкий
Потому что он был и остаётся моим Teacher. Артур Беркут
Еще одна почти детективная история, связанная с клипом, это присутствие в кадре клавиш Yamaha DX7. У группы их тогда не было, вероятнее всего они были взяты специально для съемок
Может быть и для клипа специально… Александр Ситковецкий
Но проблема в том, что согласно японской Wiki [12] модель DX7: выпущена в мае 1983 г., а съемки проходили не позднее середины марта, т.е. на момент съемок этих клавиш в принципе не могло существовать.
Что касается DX-7 - слава передовым советским спекулянтам! Кто сказку сделал былью. :) DX-7 уже появился в магазинах в Германии, а симпатичных стюардесс на межд. рейсах и продажных советских дипломатов никто не отменял, ими пользовались (по-всякому)) все ведущие спекули. [Стоили] около 8000 тех рублей… Александр Ситковецкий
По прошествии многих лет «Монолог» является самой ранней из сохранившихся записей, сделанных советским телевидением.
VII всесоюзный конкурс артистов эстрады. Начало
В 1983 году мы рискнули участвовать во Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Это, прямо скажу, отчаянное решение было принято из-за того, что если в начале 80-х рок-музыка еще как-то развивалась на профессиональной сцене, то в 1983 году началось «закручивание гаек». Я понимал, что на одной популярности в этих условиях далеко не уедешь.13 Александр Ситковецкий
Идея пришла от старших - отца и Сергея Христофоровича Мелика - нашего непосредственного начальника и куратора в Москонцерте. Умный Гуткин сообразил, что есть знаменитая тема Г. Свиридова “Время, вперёд!”, что может стать нашим прорывом наверх в советской эстрадной иерархии. Всем понравилась идея и быстро сделали мощную инструменталку, основной риф - Гута. А я, сложив все составляющие, понял, что нам есть с чем идти на советский конкурс, очень нужный для зарубежного будущего группы. Что (“зарубежное”) для меня тогда было важнее всех творческих достижений... Александр Ситковецкий
3 марта в ДК ВОС состоялось прослушивание для конкурса.
Комиссия отбирала участников из коллективов, подавших заявки Александр Ситковецкий
В результате
Москонцерт выдвинул нас и оркестр народных инструментов Володи Назарова. Александр Ситковецкий
Гастроли
Добившись права выступать на конкурсе группа отправляется в Ярославль - 7-9 марта, 6 концертов (по 2), ДК ЯМЗ,
а затем в
Рыбинск, 10-12 марта, еще 6 сольных концертов (по 2), ДК Полёт
В те времена 10-15 концертов на сцене 5-тысячника ни у кого никаких «ахов» и «охов» не вызывали, все было достаточно прозаично.
Однако нам не разрешалось играть сольные программы, поэтому первое отделение собиралось из артистов самых разных жанров, которые работали в Москонцерте, а во втором отделении играл «Автограф». Понятное дело, что люди шли на «Автограф», потому что это было интересно. Но «добивка» в виде первого отделения, особенно если там выступал какой-нибудь Народный артист СССР, сразу повышало статус концерта, и это позволяло филармонии делать цену билета на концерт в 5 рублей.
Если билет на концерт стоил 5 рублей, то, умножая 5 рублей на 5 тысяч, получается 25 тысяч рублей — по тем временам это были колоссальные деньги. А если учесть, что в одном городе мы давали по 10 концертов, то за один гастрольный тур мы зарабатывали по 250 тысяч рублей. Из этих денег артисты получали всего лишь по 200 с небольшим рублей. Остальные деньги уходили Москонцерту и филармонии, которая организовала эти концерты. Поэтому филармонии были очень богатыми организациями.14 Юрий Фишкин
Фотосессия
Весной по заказу Госконцерта для предстоящей поездки в Болгарию, к которой группу готовили с начала года, на базе группы в ДК ВОС была проведена фотосессия.
Готовили упорно и высокопрофессионально, как всегда.4 Александр Ситковецкий
С одной из фотографий для афиши вышла забавная история.
Госконцерт взял фотографию для рекламного буклета, потом выяснилось, что их не устраивают волосы и нас всех подретушировали. Александр Ситковецкий
Всем участникам группы сделали короткие стрижки.
Они потрудились, по тем временам это чудеса были редкие, попробуй вот так вот убери. Сергей Рылеев
VII всесоюзный конкурс артистов эстрады
Конкурс стартовал 16 марта на двух концертных площадках: Театр эстрады и ДК им. Зуева, «Автограф», выступавший в Вокально-инструментальном жанре, вступил в борьбу 18 марта. 26-го состоялся II тур и 31-го – третий.
Мы прошли на 3-й тур и на конкурсном выступлении в Театре Эстрады (там еще был ансамбль Рымбаевой и др.) играли Время и Реквием. Сыграли неплохо, хотя и волновались. Нам дали 2-е место (1-е - Назарову), звание лауреатов всесоюзного конкурса (что впоследствии спасло от уничтожения коллектива по примеру Круиза, Аракса, отлучения от Москвы, как Машины и пр.) и денежную премию, которую мы честно пропили на след. гастролях в Пскове )) Александр Ситковецкий
В то время пробиться в лауреаты «без поддержки» было весьма трудно. Надо было выходить на сцену и «убивать» членов жюри своим талантом.13
Получив вторую премию, музыканты могли потом "прикрываться" ею как пропуском на большую сцену. То был "год борьбы за выживание группы". С другой стороны звание лауреатов конкурса открыло перед ними двери Железного занавеса, и "Автограф" отпустили на первые зарубежные гастроли - сначала, как водится, в Болгарию.15
VII Всесоюзный конкурс артистов эстрады, мероприятие ответственное, от результатов которого зависела жизнь и карьера многих лицедеев. 16 дней проходил этот марафон под бдительным оком жюри во главе с народным артистом РСФСР композитором Я.А.Френкелем. "Автограф" стал участником этого официозного мероприятия, хотя музыканты, по их собственным словам, выглядели совершенными инопланетянами в Георгиевском зале Кремля. Группа получила II премию и следом - высокие концертные ставки, современную аппаратуру. Композитор Георгий Гаранян на страницах "Комсомольской правды" отметил "филигранную технику исполнения" группы. После конкурса "Автограф" уверенно повез свою филигранную технику за пределы СССР, внося определенный вклад в дело уничтожения мифа о том, что все русские поголовно ходят в валенках, гоняют веником белых медведей и бренчат по пьяни на балалайках.16 Маргарита Пушкина
Гастроли
Уже в качестве лауреата «Автограф» отправляется во Псков, где с 7 по 10 апреля в Доме офицеров дает 8 концертов (по 2 в день).
Отмечали лауреатство Всесоюзного Конкурса Артистов Эстрады. Приличная рублёвая премия, которую мы честно пытались пропить. Получилось не очень — раззадоренные дармовой выпивкой в ресторане гостиницы, техники начали буянить, и Феликсу с Игорем Куликовым пришлось всерьёз разнимать начинавший драться коллектив.4 Александр Ситковецкий
Композиция «Время, вперед!» входит в концертную программу.
"Время, вперёд", прямо "маленький" шедевр в их исполнении. В исполнении того времени... Помню, как в 84м... или в 85м мы все на ней дружно помешались, и даже на танцах её играли)), ей открывали... А позднее тарификацию с ней проходили, Московскую комиссию "убили" наповал... максимальные "ставки" назначили)))).17 Александр Ширяев
Студия
В паузе между гастролями группа отправляется в студию, где записывает тот самый Парафраз из музыки к кинофильму «Время, вперед!», принесший коллективу лауреатство на недавно закончившемся конкурсе.
Пользуясь укрепившимся официальным статусом группы, я “пробил” запись Свиридова. Писали той же весной в ГДРЗ (Государственный Дом Радиовещания и Звукозаписи) на Качалова, инженера не помню, но шикарный 56-канальный пульт Neve в 5-й студии помню очень хорошо. Александр Ситковецкий
Гастроли
23-24 апреля, 4 концерта (1+3) в подмосковных Ватутинках, Дом офицеров.
Концерты прошли легко и успешно.4 Александр Ситковецкий
Это были последние концерты с Леонидом Лебедевым в качестве звукорежиссера.
Замена звукорежиссёра
Лебедев попросил меня встретиться с ним на следующий день в Москве.
Приехав, Лёня объявил, что в середине мая он уезжает со своей американской девушкой Линдой Ли Брюс в Америку. Для меня это стало крайне неожиданным и неприятным известием. На конец мая Госконцертом был подтверждён наш выезд в Болгарию, и отсутствие на первых заграничных гастролях «Автографа» ведущего звукорежиссёра группы, да и просто важного во всех отношениях члена нашего небольшого коллектива, становилось серьёзной проблемой. Ещё надеясь на возможный выход из положения, я спросил, успеет ли он вернуться к 23 мая — дню нашего выезда. Лебедев ответил, что да, собирается вернуться в срок и едет с нами в Болгарию.
Взяв день на размышления и посоветовавшись с отцом, я понял, что Лебедев вовремя не вернётся. Если вообще вернётся. Тогда под моё честное слово я попросил его написать официальное заявление в Москонцерт об уходе по собственному желанию без даты. Договорились, что документ будет лежать у меня дома в столе до 23 мая, и если к отходу поезда в Софию Лебедев займёт своё место на полке в купе, я торжественно уничтожаю заявление на его глазах. Если этого не происходит и он не появляется, по приезде из Болгарии я отношу его заявление в отдел кадров Москонцерта, и его увольняют по моей просьбе. Для меня это было тяжёлым решением, но я знал, что группа должна была двигаться вперёд — с Лебедевым или без него, а Болгария должна была стать первой ступенькой на нашем длинном пути в большой мир.
А потом я позвонил Юре Фишкину.
Начиная с первых профессиональных выступлений «Автографа», Юра Фишкин был с нами всегда, когда ему позволяла основная работа. Со временем он твёрдо занял место второго пилота справа от Лебедева и на концерте работал с эффектами, плёнкой и другими вспомогательными приборами. Пультом — святая святых звука группы, то есть общим звучанием и балансом ансамбля, — командовал маэстро Лебедев.
Фишкин приехал, как обычно, в костюме — он всё ещё работал начальником на автобазе в Нагатино и в каждый выезд с «Автографом» отпрашивался на работе. Мы сидим на скамейке у моего подъезда. На той скамейке на Беговой весной 1983 года я предложил Фишкину перейти на работу в Москонцерт и стать главным звукорежиссёром «Автографа». Юра попросил день на обдумывание. Позвонил утром следующего дня и сказал, что согласен.4 Александр Ситковецкий
Гастроли
28 апреля «Автограф» вылетает в Одессу, где запланировано 12 концертов во Дворце спорта.
Фишкин сел за пульт. Александр Ситковецкий
Группа успешно отыграла дебютный концерт 28 апреля и утренний на следующий день.
Весной 83-го, с большой компанией друзей ходили на концерт в одесском дворце спорта... Все номера народ принимал просто на ура, а ведь музыка у них была не такой уж и простой для восприятия...18 Олег Кравцов
Вечернее представление не предвещало ничего неожиданного…
Сценические декорации состояли из огромной, очень красивой свечи, с подсвечником где-то на 100 свечей, только вместо свечей были лампы включены. После вступления к «Реквиему», где голос сквозь эфирные помехи говорит, что «вчера, 8 декабря, четырьмя выстрелами в упор был убит Джон Оно Леннон», раздавался трагический хоральный аккорд на мощном звуке, загорались эти свечи, в зале зажигали зажигалки и даже при трех концертах в день на этом месте мурашки по коже проходили. И в этот торжественный момент вместо мурашек мы услышали безумный, душераздирающий звук падающего грохота! Ведь у Вити барабанная установка была огромная, на ней всегда стояло 10-12 активных микрофонов на полную мощность. А он потерял сознание и упал из-за барабанов на всю эту кухню.19 Александр Ситковецкий
30 апреля история повторяется – утренний концерт проходит удачно, вечерний срывается.
Но еще хуже было, когда [тоже самое] произошло на следующий день. Народ уже решил, что его реально «дуют» и собрался нас бить – только когда все увидели скорую и бездыханного Витю с синим лицом, люди успокоились и стали расходиться».19 Александр Ситковецкий
В результате из 12 запланированных концертов 3 были сыграны полностью, 2 частично и 7 отменено.
После Одессы коллектив покидает ассистент звукорежиссера Борис Мицюра, а Виктор Михалин до Болгарии лежал в больнице.
Пресса
29 апреля в «Альбоме «Звуковой дорожки» [20] напечатана небольшая заметка о группе с большой фотографией Сергея Жабина.
Впервые они приняли участие в столь авторитетном смотре молодых талантов как Всесоюзный конкурс артистов эстрады. Это было первое участие рок-группы в столь солидном конкурсе.
А через месяц группа едет на гастроли в Болгарию, где даст шесть концертов в крупнейших городах страны и выступит с концертом в качестве гостя международного фестиваля «Золотой Орфей».
Болгария
25 мая группа выезжает в Болгарию на свои первые заграничные гастроли, где в течение 12 дней даст 12 концертов в 11 городах.
Первая страна - Болгария. Была такая поговорка: "Курица - не птица, Болгария - не заграница". Обычно в Болгарию выпускали в целях проверки "на вшивость". Если моральная устойчивость не страдала под обжигающими взглядами черноглазых девушек, коллектив могли послать и подальше.16 Маргарита Пушкина
К гастролям в Болгарии мы не готовили экспортный вариант [программы], как это иногда бывает, решив показать ту, с которой мы выступаем в нашей стране.7
26 мая - Перник, Драматический театр
27 мая - София, Летний театр
28 мая - Червен Бряг, Читалище
29 мая - Велико Тырново, Летний театр
Переезжали каждый день в новый город. Александр Ситковецкий
Поначалу двухнедельное турне шло вяло, залы были полупустые, но под конец гастролей ситуация изменилась к лучшему: группой заинтересовалась публика, появились представители прессы и телевидения. Для болгар было настоящим открытием, что в Советском Союзе существует рок-музыка.15
30 мая - Русе, Летний театр Народной армии
Начал накрапывать дождь. Прямо на нашу супер-пупер-аппаратуру. Фишкин с командой укрыли, как могли, сцену целлофановой плёнкой.4
Виктор Михалин чувствует себя очень плохо, но на концерт выходит.
31 мая - Торговиште, Спортивный зал
1 июня - Варна, Дом народного флота
2 июня - Солнечный берег, Летний театр
На этот раз популярный фестиваль состоял из серии гала-концертов, которые собрали довольно большое количество популярных имен. «Автографу» довелось выступать в одном концерте с болгарским певцом и композитором Эмилом Димитровым. (Мы выступали во втором отделении).7
На "Золотой Орфей" приехали утром, когда настраивались музыканты [Эмила Димитрова]. Впечатлительных арт-рокеров поразил вид звукорежиссера в белом костюме, сидевшего за столиком, на котором стояли стаканы с виски и закусками. Правда, звук был паршивый, так как аппарат представлял собой нечто доисторическое... "Автограф" добавил свой комплект - и победа была за нами! Концерт стал триумфом группы из СССР...16 Маргарита Пушкина
Мы приехали «гостями» на фестиваль «Слънчев Бряг» на Солнечном Берегу, где по чётным годам проводился знаменитый «Золотой Орфей». Помню, с каким высокомерием на нас посматривали музыканты и техники местных звёзд — Эмила Димитрова. Хитрый Фишкин договорился о том, чтобы две звуковые системы — Димитрова и нашу — объединить в одну, но при этом «мастера», управление звуком, были у него в руках. С первым нашим громогласным аккордом стало ясно, что никто и никогда на этой площадке так не звучал. Музыканты тоже были «в ударе», и нас приняли на ура, с парой настоящих «бисов».4 Александр Ситковецкий
3 июня - Хасково, Читалище
4 июня - Хисар, Римская крепость
Всем нам надолго запомнился концерт в маленьком городе Хисаре на развалинах древнеримской крепости, где выступление «автографа» в сочетании с экзотической архитектурой вызвало особенные эмоции.7
Выступление в городе Хисафе на развалинах древнеримской крепости вызвало у музыкантов вполне понятные эмоции - они ощущали себя почти "Pink Floyd", играющими в Помпеях...16 Маргарита Пушкина
5 июня - Панагюриште, Читалище
6 июня - София, Читалище Кирила и Мефодия
Последний концерт тура состоялся в столице Софии в Читалище Кирилла и Мефодия при университете. С момента первого выступления в Болгарии в полупустом зале прошло две недели и одиннадцать концертов, с каждым из которых волна слухов о русской чудо-рок-группе только усиливалась. И в последнем концерте совпало всё — наша, студенческая, публика, прекрасный звук, уверенная энергия со сцены и ответный энтузиазм из зала.4 Александр Ситковецкий
После заключительного “ураганного” концерта в Софии студенты Университета нас не отпускали и уговорили сыграть несколько песен у них в кафе. Наш аппарат и инструменты уже собрали, играли на чем было, мне попался приличный черный Les Paul, точно играли Часы и еще что-то. Александр Ситковецкий
В июне 1983 года ансамбль с большим успехом завершил свое первое зарубежное турне по Болгарии, где в качестве почетного гостя участвовал в гала-концертах фестиваля «Золотой Орфей» и был отмечен прессой (композиция «Ирландия.Ольстер» была признана лучшей антивоенной песней).15
Все было впервые. У нас была некоторая популярность в Союзе, но в Болгарии о нас не знал никто. На первых концертах двухнедельного турне по различным городам страны в зале собиралось человек сорок... На последних полный зал, представители прессы, телевидения. «Автограф» открыл для болгарских слушателей нашу рок-музыку, о существовании которой они практически не имели представления. Но главное — открылись глаза и Госконцерта, который вдруг понял, что «длинноволосых рокеров» можно пускать за границу. Был определенный успех, привезли мы и деньги. Как я понимаю, это сыграло важную роль в дальнейших гастрольных планах Госконцерта, организующего коммерческие гастроли советских артистов за рубежом.13 Александр Ситковецкий
Тарификационная комиссия
15 июня в Министерстве культуры СССР прошла тарификационная комиссия, которая перевела «Автограф» в коллектив высшей категории, соответственно повысив концертные ставки. Комиссия рекомендовала разрешить группе выступления с сольными концертами.
Пресса
1 июля «Московский комсомолец» опубликовал большое материал Николая Рыбинского «Автографы на болгарской земле» [7] по итогам прошедших заграничных гастролей группы.
Это был первый выезд советской рок-группы за пределы нашей страны, что само по себе чрезвычайно ответственно.
Гастроли
28-30 июля, 3 выступления в сборной солянке в ЦПКиО в Москве – редчайший случай, когда «Автограф» выступает без одного из своих музыкантов.
Мы только приехали из кровавой первой Болгарии, когда Витя "умирал" перед и во время каждого концерта, не было рабочих, все таскали сами и все остальные прелести. По приезде ВМ ложится в больницу на реабилитацию, а нам нужно играть...
Сборная программа Москонцерта, меня обязывают выступить, хотя бы с 2-мя песнями, настаивает сам (покойный) Борис Сергеевич Брунов, уже тогда легенда, плюс "навалился" весь директорат Москонцерта.
Пригласили Володю Полонского из Самоцветов, он честно выучил Ремни и Ольстер и мы играли с ним весь уикенд, вполне прилично. Александр Ситковецкий
На этих концертах в команде появляется новый помощник звукорежиссера.
Сашу Посвянского, студента Мерзляковки, по-моему по валторне, привел Гуткин, интервью со мной он прошел прямо в Зеленом Театре ПГ, где мы готовились к тому концерту с Володей Полонским на барабанах вместо Вити. Он сел за пульт рядом с Фишкиным на 2-м концерте, как ассистент, потом он стал нашим прогрессивным консультантом по электронным эффектам, а также исполнял "электро-пантомиму" )) в Головокружении, с чем попал во французский фильм "Rock Аround Kremlin" в 1985 (там были мы, Аквариум, Машина и кто-то еще из Питера, по-моему). Александр Ситковецкий
После замены звукорежиссера и его ассистента техническая группа «Автографа» стала следующей:
Юрий Фишкин – звукорежиссер
Александр Посвянский – ассистент звукорежиссера, электронные эффекты
Александр Зейгерман – художник по свету
Юрий Цурков – лазеры
Техники: Олег Куликов, Николай Шевченко (дым, медик), Сергей Воробьев, Борис Модоров (дым), Сергей Молчанов
Плюс
Пётр Вавиленко (“мёртвая душа” на зарплате)
Игорь Куликов (профессиональный спекулянт на ставке техника)
Новые песни
В августе группа вводит в программу 3 новые песни:
Старый город (Л. Гуткин – В. Михалин, А. Ситковецкий), продержавшийся в программе до 1985 года.
Старый город был следствием перегруза концептуальных полотен в концертной программе и необходимости её разрядить чем-то похожим на песни. Ну, в нашем понимании, а также моей любви (до сих пор) к группе Police. Леонид Гуткин
Добрый день (Л. Гуткин – М. Пушкина), исполненный на концертах всего лишь несколько раз.
Вообще её не помню. Но, судя по некоторым рифам, была создана под впечатлением от прослушивания альбома венгерской группы Edda, который появился в моей коллекции. Песня слабая, честно говоря. Мы с неё начинали концерт одно время. Но потом появилась Истина и более сильные номера, и она как-то сама ушла в небытие без особых сожалений. Леонид Гуткин
Помню, что было просто хорошее настроение. Проснулась хипповая любовь ко всему человечеству:)) Немного суховато, конечно, но опять же - музыка обязывала. Маргарита Пушкина
Длинная дистанция (Л. Гуткин), инструментальная реинкарнация «Белого города» также надолго не задержавшаяся в программе.
Белый Город превратился в Длинную Дистанцию во-первых по причине длины. Мы немного играли её на концертах и пока дело доходило до вокала, все уже умирали со скуки (включая музыкантов). Во-вторых, вокальная часть, судя по резонансу от концертов, была тяжеловата, как по музыке, так и по стихам. Поэтому решили из инструментального интро сделать самостоятельную пьесу, которая, кстати, довольно долго и успешно просуществовала в нашем репертуаре. Леонид Гуткин
Новые песни впервые были представлены публике на концертах “южного” тура. Виктор Михалин снова в строю!
Гастроли
25-27 и 29 августа, Краснодар, Театр оперетты, 8 сольных концертов (по 2 в день)
Думаю, это была первая серия концертов, где Фишкин был официально оформлен на работу в Москонцерт и уволился со своей автобазы. Александр Ситковецкий
Очевидно, что два воскресных концерта (28 августа) были перенесены на понедельник, но по какой причине это произошло вспомнить не удалось, возможно, из-за каких-то технических или организационных проблем принимающей сторону, т.к. у группы проблем не было.
С нами - Витей или др. точно все было в порядке и аппарат не убирали - я бы запомнил. Наверное, просто сбой в расписании. Александр Ситковецкий
Затем Ставрополь, 31 августа – 4 сентября, 10 концертов (по 2) в местном цирке.
В Макара запустили помидором в Ставрополе мы играли в цирке круговом, естественно, мы не могли его толком озвучить, как могли там все расставили и народ возмущался и макар получил. Александр Ситковецкий
Как минимум один концерт был записан.
Притаскивали магнитофоны. Замечательное выступление было. В цирке Ставрополя. Дмитрий Андрианов
Не имел счастья видеть в живую, но прийдя из армии в 1983 году и востановившись в Ствропольском муз училище заслушивался концертом записанным с пульта, это был шедевр!21 Андрей Дронов
Дальше два дня по два концерта в подмосковном Клину, 10-11 сентября, ДК ПВО
и дебют еще двух новых песен:
Мода (муз. и сл. А. Ситковецкий), в программе до 1985 года.
Тогда все происходило естественным путем. Мы писали новые песни, понимая, что оформляется новая программа, уже вторая после первой, основанной на программе Тбилиси-80. Александр Ситковецкий
Стихи для нескольких простых песен я написал сам. В процессе работы над музыкой я просто услышал в голове нужные слова и сразу все сошлось – получилась песня.22 Александр Ситковецкий
Истина (А. Ситковецкий – М. Пушкина), одна из “нетленок” группы, игралась на концертах до середины 1986.
[Написана] точно на рояле в спальне на Беговой. Потом, попробовал ту же последовательность аккордов на JP-4, на том, моем собственном, звуке. Понравилось. Этот же звук потом появится в Ленноне. Или наоборот )) Когда уже была мелодия (там и припева толком нет) куплет логически “вылился” в инструментальный проигрыш, соло синтов. Гитарного соло на всей этой “барочной” конструкции я не слышал. Александр Ситковецкий
Просто показалось, что на такую музыку должен быть такой вот текст, пафосный, общечеловеческий:))) Тема вечная. Музыка обязывала делать подобный лексический выбор. Детали уже не помню. Маргарита Пушкина
Замена звукорежиссёра (реприза)
Костюмерная «Автографа» в «Дружбе» перед самым первым концертом той серии. Мы — под трибунами, поэтому всё пространство раздевалки утыкано бетонными столбами-подпорками. Саундчек уже позади, Феля суетится с пропусками для друзей, жён, детей и важных людей, музыканты неторопливо натягивают сценическую одежду, Гут дует в фагот в углу…
Открывается дверь, входит Лёня Лебедев. Внезапно. Наступает тишина — Лебедев вернулся из Америки. Негромким голосом он просит меня позвать из зала Фишкина, Зея и Цуркова. Когда все собрались Лёня по очереди подходил к каждому — начал с Гуткина — и спрашивал, согласен ли он с тем, что Сит его уволил.
Только Витя и Макар отказались отвечать и сказали, что воздерживаются, остальные все сказали, что со мной согласны. Как я понимаю, это стало для Лебедева неожиданным и крайне неприятным сюрпризом. Да, c Витей и Лёней они были очень дружны, и я совершенно их понимаю, но того, что Гут, Артур и весь наш «звук» и «свет» встали на мою сторону, он точно не ожидал. Да и я, признаться, тоже. К тому же всё произошло абсолютно неожиданно, за пять минут до выхода на сцену с премьерой новой программы, и было понятно, что для всех нас это было стократно важнее, чем разборки с бывшим звукорежиссёром группы.4 Александр Ситковецкий
Дебют новой программы
Поверить сейчас трудно, но весь год тогда мы в «дырах» между гастролями — днём перед концертами на выезде, вечерами в гостинице — продолжали создавать новый репертуар. К сентябрю совершенно новая программа была готова, и мы также были готовы показать её московской публике. Феликс сумел даже отпечатать программки с репертуаром.4 Александр Ситковецкий
Та программа мне нравится, она звучит значительно свежее и современнее тбилисской. Видно, что мы, как группа, набрались опыта. Александр Ситковецкий
16-25 сентября, 10 концертов, УСЗ «Дружба».
Концерты-то были аншлаговыми, и весьма! Впрочем, они того стоили: «Автограф» выкатил на публику новую программу – будто новый альбом выпустил, и новинок девять штук набиралось: «Добрый день» (до сих пор считаю, что удачнее открывающего номера у группы за всю ее историю не было), парафраз на тему Г. Свиридова из музыки к кинофильму «Время, вперед!», «Мода», «В мастерской», «Размышления», «Длинная дистанция», «Старый город» и «Истина».
Звучал «Автограф» мощно и более чем прилично, и даже убогие программки продавались.
Трек-лист: «Добрый день» / «Монолог»* / «В мастерской»* / Парафраз на тему Г. Свиридова из музыки к кинофильму «Время, вперед!» / «Мода» / «Реквием памяти Джона Леннона» / «Марсианские хроники: Часть I – Начало экспедиции» / «Размышления» / «Длинная дистанция» / «Старый город» / «Старинная баллада» / «Ирландия. Ольстер» / «Электронные часы» / «Истина» (длинная версия)** / «Корабль».
*Игрался либо один номер, либо другой.
**Игралась, кажется, не на всех концертах.
Порядок композиций в первой части концерта (до «Реквиема…») вроде бы иногда менялся.23 Всеволод Баронин
На одном из концертов
Решив подшутить над Зеем, вместо отрепетированной открывающей концерт Истины мы начали с Корабля (Фишкин знал). Надо было видеть выражение лица Зея и Цуркова, Зей просто сразу включил весь свой свет и постепенно привел все в порядок. Истиной мы заканчивали концерт и по публике поняли, что эксперимент не удался. На след день (я настоял, чтобы вопреки принятым 2-3 концерта в день, в Москве мы играли лишь один в день) Истина открывала концерт и осталась на этом месте на годы. Александр Ситковецкий
Сохранились и хорошо известны записи двух концертов сделанные во время той серии, они доступны в сети.
Дальше последовали:
Иваново, ДК Текстильщиков, 12 концертов (по 2 в нень), 27 сентября – 2 октября и
Калинин (Тверь), ДК Пролетарка, 8 сольных выступлений, 4-7 октября
19 октября в ДК Звездный (Томилино) перед двумя плановыми концертами состоялось прослушивание, которое скорее всего было связано с предстоящим решением разрешить группе играть сольные концерты в двух отделениях.
Баев, абсолютная чиновничья мразь в ранге зам министра культуры РСФСР в те годы даже до Черненко лично принимал решения о жизни/смерти рок-коллективов. Папа привез (и отвез обратно, Томилино под Москвой) его на концерт с нашей спец.программой для таких мудаков как он, и также взял на себя переговорно-дипломатические функции. Пронесло. Все профессиональные коллективы в тот период проходили переаттестацию с целью подтверждения их статуса или расформирования. Я просто использовал те концерты (плановые по Москонцерту) для показа “правильной” для МинКульта программы, чтобы не делать спец. прослушивание на базе с аппаратом без света. Александр Ситковецкий
C 22 по 25 октября «Автограф» в Кемерово, 8 концертов (по 2) в большом зале Областной филармонии.
Был на концерте "Автографа" в филармонии в Кемерово. Восхитительный концерт!!! Высокопрофессиональное исполнение, отменная акустика... До сих пор от воспоминаний мурашки по коже... и до сих пор - одна из любимейших групп!!!18 Евгений Хорошев
Первый раз услышал Автограф на концерте в Кемерово в 1983. Помню эпизод, когда в начале композиции Мода, Артур прошел в черном плаще, мимо меня из зала на сцену. Концерт произвел охрененное впечатление, после него я стал фанатом Автографа на всю жизнь.24 Ринат Фархутдинов
Мир и молодежь
3 ноября во второй студии «Останкино» проходит запись очередного выпуска недавно появившейся еженедельной программы «Мир и молодежь» Главной редакции программ для молодежи, режиссеры - Анатолий Малкин, Андрей Разбаш. Группа «Автограф», участвующая в программе, исполняет песню «Истина».
Убей, не помню, но по логике Истину из новой программы. Помню, что Истину потом раз показали по ЦТ… Александр Ситковецкий
Новую песню «Истина» на стихи Маргариты Пушкиной, которую советские телезрители могли слышать в одной из недавних программ «Мир и молодежь».25
Стоит отметить, что известный сейчас клип «Истина», взятый из музыкальной программы «Сегодня в студии» (ТО «Экран», 1984), составлен из двух записей, первая, где Артур в белой рубашке, это как раз запись для программы «Мир и молодежь» (1983), вторая, короткий фрагмент с Артуром в черной рубашке и немного другой прической, это более поздняя съемка, из программы «Рунд» (ГДР). Также думается, что вариант «Истины», записанный для программы «Мир и молодежь» был с длинным соло в начале песни, в имеющемся варианте оно обрезано, но впервые такое сокращение было сделано только в декабре 1983 для той самой программы «Рунд» телевидения ГДР.
Есть вопрос по аудио треку, который был использован в клипе, наиболее вероятно, что это запись с одного из концертов в УСЗ "Дружба", абсолютно точно, что запись велась. Возможно, но маловероятно, что была студийная сессия, однако музыканты никогда не вспоминали и не могут вспомнить о ее существовании. И есть еще небольшая вероятность, что это репетиционная запись, сделанная на базе группы, но о ней также нет никаких упоминаний.
Может специально записали с пульта на базе… Надо слушать. Александр Ситковецкий
Гастроли
Группа выезжает в Рязань, 5-8 ноября, 8 сольников (по 2), в КЗ им Есенина. Существует запись одного из концертов.
Я приходил к ним на репетицию договариваться с звукорежессёром и Виктор Михалин отстраивая свои барабаны ругался как последний сапожник. За червонец как помню уломал звукорежессёра.26 val25
Без передышки, 9-10 ноября два концерта в воинской части в Реутово.
Автограф приезжал к нам в армию в ноябре 1983 года в Реутово (в/ч 3419, 3111). Концерт был записан с пульта Автографа и у многих была эта запись. Наша запись сгорела при пожаре в 2002 году в Доме культуры.27 taler17
Дальше, 22 ноября два выступления в ДК ВВИА им. Жуковского и
23-24 ноября, 4 концерта (по 2 в день) в ДК МАИ.
Рядовой концерт группы, на котором я снимал сценическое действо на слайды. Народу в зале было не очень много, и вообще день был холодный, пасмурный и какой-то злой…23 Всеволод Баронин
27-29 ноября, 6 (3+2+1), Калининград, ДК им. Калинина
30 ноября – 2 декабря, Москва, Театр эстрады, 3 концерта, сохранились программки.
Опять же, если я ничего не путаю, с Масляковым в роли конферансье и длительными бу-бу-бу про «миру – мир, войне – @#&». Концерт стал своего рода доказательством того, что зал Театра Эстрады мелковат для рок-музыки, тем более такой помпезной, как у «Автографа». Трек-лист: «Добрый день» / «Ливень» / «Старый город» / «Мода» / Парафраз на тему Г. Свиридова из музыки к к/ф «Время, вперед!» / «Реквием памяти Джона Леннона» / «Марсианские хроники: Часть I – Начало экспедиции» / «Размышления» / «Длинная дистанция» / «Старинная баллада» / «Ирландия. Ольстер» / «Электронные часы» / «Истина».23 Всеволод Баронин
4 декабря, 2 отделения в ДК им. Русакова для Сокольнического РК ВЛКСМ.
Москонцерт состоял при Сокольническом Райкоме КПСС и, соответственно том же райкоме ВЛКСМ. ДК им. Русакова был “придворным залом” парт/комс организации и нам полагалось играть там, когда ни попросят. Плюс, было важно поддерживать хорошие отношения с выездными комиссиями обеих организаций. Александр Ситковецкий
Завершилась серия в ленинградском СКК им. Ленина, где «Автограф» 7 (1+1+1+2+2) раз выходил на сцену по отделению с «Весёлыми ребятами», 7-11 декабря.
Был на их концерте в СКК в Питере. Акустика в зале была кошмар, но сам концерт на всю жизнь.28 etopapakarlo
По завершении тура, 15 декабря группа вылетает в ГДР.
После успешных выступлений с программой «Время, вперед» в Государственном театре эстрады телевидение ГДР пригласило нас для участия в традиционном эстрадно-развлекательном шоу «Рунд».25
Rund
В этом году съемки проходили в городе Магдебурге. В программе участвовали десять коллективов, среди которых были ведущие ансамбли страны — «Пудис», «Принцип», а также «Элан» из Чехословакии, «БАП» из ФРГ. Телеконцерт транслировался по каналу Интервидения по многим социалистическим странам. Сложность съемки была в том, что все участники выходили в эфир без предварительной записи. В ГДР мы исполнили нашу новую песню «Истина» на стихи Маргариты Пушкиной.25
Я пошел в тон-ваген (передвижка), организаторы послушали запись и сказали, что для формата передачи это очень долго (почти 6 минут). Тогда, с моего разрешения, они виртуозно сократили как вступительное, так и длиннющее финальное соло в два раза, что привело песню к удобоваримым 4-м минутам. С тех пор мы так ее и играли, так как короткий вариант оказался более динамичен и прекрасно работал, как открывающая концерт песня. Снимали по-социалистически долго, а мы радовались какой-никакой загранице и вкусной еде. Александр Ситковецкий
18 декабря «Автограф» снова в Болгарии.
Болгарское ТВ
18-19 декабря, София, ТВ ЧНГ
Болгарское телевидение сняло наш сольный концерт из шести композиций. Две из них будут включены в новогоднюю музыкальную программу.25
На ТВ мы могли играть только под фонограмму. Мосфильма еще не было, но были записаны во ВГИКе и ГДРЗ в 1980-1982 Ливень, Монолог, Старинная Баллада, День и Ночь, Корабль, Хроники (обе части), Истина (с базы) опять же. Да и три записи из Тбилиси еще не устарели. Было из чего выбрать, но Ливень не писали точно - считали уровень недостаточным, да и запись была в моно... Александр Ситковецкий
19 декабря группа возвращается на родину и завершает год короткой серией выступлений в Москве и Подмосковье.
Гастроли
23-24 декабря, ансамбль играет 3 (1+2) концерта в ДК Москворечье.
В концерт включены не только известные песни, но [и новые], это «Добрый день» и «Старый город», «Мода» и «В мастерской», прозвучит и пьеса Георгия Свиридова «Время, вперед».25
25 декабря «Автограф» дважды выступает в ДО ВВА им. Гагарина в Монино и
заключительные представления года проводит в Звездном городке, 26 декабря.
ДК ЗГ, но про космонавтов честно не помню… Александр Ситковецкий
Пресса
Под конец года, 24 декабря, «Московский комсомолец» снова напомнил об «Автографе» в своей рубрике «Пять минут на интервью» [25].
Весной мы отправимся в гастрольную поездку на Кубу, летом выступим в качестве почетных гостей на «Золотом Орфее», а в ноябре предстоят ответственные выступления в Венгрии. Завершится год нашей второй поездкой в ГДР на международный фестиваль «Рок-музыка в борьбе за мир», в котором впервые примет участие советский коллектив. Конечно, будут гастроли по городам страны, где мы еще не были, много концертов в Москве.
Сольники
28 декабря 1983 года Министерство культуры СССР выпустило приказ «О предоставлении права на выступления с сольными концертами в двух отделениях». Этим приказом группе официально разрешалось давать сольники, хотя и до этого «Автограф» уже выступал с сольными концертами, так в 1983 из 169 выступлений в Союзе 146 были сольными, но это были выступления по особым (разовым) разрешениям или чрезвычайным обстоятельствам, теперь же группа могла это делать без дополнительных согласований.
Период с 1981 года по 1983 год в истории благополучной группы "Автограф" можно смело назвать "жизнью на колесах". Постоянные гастроли, стадионные и клубные аншлаги, разношерстная публика... Группа стала одним из самых кассовых коллективов Москонцерта, и ничего загадочного в этом не было - понятие о профессиональной советской рок-музыке только утверждалось, и жажда услышать ее собственными ушами и увидеть собственными глазами была велика...16 Маргарита Пушкина
Вообще, весь 1983 год у меня ассоциируется не столько с творческой деятельностью, сколько с борьбой за выживание группы.13 Александр Ситковецкий
Карта событий 1983 года
- Рок-группа «Автограф». Программка концертов
- Александр Ситковецкий It’s a Long Story... – М.: Бослен, 2023
- Н. Рыбинский Автографы на болгарской земле. – Московский комсомолец, 1 июля 1983
- "Автограф" - первые прог-рокеры СССР. История, хиты и секрет популярности. Часть 1. Комментарии. – Дзен, 2 сентября 2020
- Автограф 1985. Артур Беркут. Комментарии. – Дзен, 2021
- ヤマハ・DXシリーズ . - Wikipedia
- Владимир Марочкин Ю. Фишкин: «Было, конечно, смешно. Но сначала было страшно». – Специальное радио, 6 октября 2008
- Автограф: от Intro до Coda. – www.avtograf25.ru, 26 февраля 2005
- У музыкантов из ансамбля Автограф многое впервые. – Московский комсомолец, апрель 1983
- Автограф из далекого прошлого. Луч света из 1984 года. (музыкальный альбом). Комментарии. – Дзен, 2022
- Пять минут на интервью. – Московский комсомолец, 24 декабря 1983
- Концерт группы Автограф в концертном зале имени Есенина г. Рязань 1984 год. Комментарии. – youtube, 6 ноября 2023
- Александр Ситковецкий Рабочий журнал. 1972-1990.