В эти предновогодние дни побывать в любимом издательстве – само по себе подарок! Но я действительно не ожидала, что это будет так уютно и волшебно.
Причём волшебство начинается буквально с порога, когда видишь надпись: "Здесь издают звуки!" И невольно улыбаешься. А потом попадаешь в настоящую картинную галерею:
Пригласила меня на эту встречу Анна Агаева, pr-директор издательства. Мы познакомились совершенно случайно: я просто написала рецензию на аудиокнигу Яны Вагнер, а Анна прочитала её и поблагодарила. Слово за слово, и вот уже мне кажется, что мы сто лет знакомы и даже дружим!
И вот я поднимаюсь на второй этаж здания по улице Ибрагимова, в Москве небывалый снегопад и холод (небывалый для южного жителя, конечно, но и местные говорят, что давно такого не было), я укутана, как капуста, а здесь, в этом уютном помещении, меня ждёт столько тепла и света, какой-то спокойной радости и дружественности, что я сразу согреваюсь. Правду говорят, что тепло идёт из сердца, а не от батареи)
Издательство занимает не так уж много места, там всего несколько звукозаписывающих студий и вспомогательных помещений, да и сотрудников не так уж много, но какое большое дело они делают, издавая все эти звуки!
И прежде всего надо... та-дам! – найти книгу и согласовать все тонкости сотрудничества с бумажным или электронным издательством, а также с автором или наследниками. С последними вообще могут быть большие трудности: не все наследники охотно соглашаются на аудиоиздание книг.
ВИМБО последнее время всерьёз нацелено на переиздание классики, пытаясь вдохнуть новую жизнь в незаслуженно преданные забвению хорошие книги, особенно жанровые. Наверное, вы заметили новые (хорошо забытые старые) книги Жапризо в свежем исполнении и множество любимых советских авторов: те же Ильф и Петров, например. Или "Мастер и Маргарита". Руководители попросили актёров, чтобы каждый выбрал книгу, которую хотелось бы озвучить. Алексей Багдасаров, например, предложил "Гиперболоид инженера Гарина".
С Алексеем, мэтром "озвучки", мне посчастливилось познакомиться и побеседовать. Давно знаю: если книгу озвучивает этот актёр, можно слушать без опасений, что книга не понравится. Именно он озвучивает любимые детьми книги Усачёва, а совсем недавно выпустил аудиоспектакль "12 месяцев", в котором выступал и в роли актёра, и как режиссёр:
Издательство не забывает традиции старой советской школы, стараясь делать свои аудиоспектакли по высоким стандартам, озвучивает классику. Да и новые имена они стараются искать. Например, Михаил рассказал мне о своём открытии в жанре фэнтези – нашей писательнице Юлии Идлис, чей удивительный мир завораживает продуманностью и необычностью, и о которой я даже не слышала, но теперь с интересом взялась прослушать её "Гарторикс".
Но вот книга для проекта выбрана. Думаете, это уже финишная прямая? Не тут-то было! Всё только начинается.
Оказывается, трудность звукозаписи книг даже не в том, что нужно изолированное специальное помещение (точнее, даже два через стеклянную стенку) и серьёзная аппаратура. Нет, тут сложен и многоступенчат сам процесс подбора "правильного" актёра – по голосу и интонации. Ведь далеко не каждый, пусть и прекрасный, актёр может читать одновременно женскую и мужскую партию так, чтобы мы понимали, кто сейчас говорит. Или детские голоса – да, есть травести, конечно, но тут ведь важен и характер персонажа, и внутренняя совместимость с героем.
А уж сколько сил и времени нужно потратить Маше, чтобы согласовать время записи, совместить его с другими, чётко и вовремя ликвидировать возможные накладки и неувязки! Анна так и говорит: "Это наш авиадиспетчер!"
Но больше всего меня обрадовало и поразило то, что редактор заранее расставляет в тексте все ударения! Как часто, слушая аудиокнигу, сделанную "на коленке", спотыкаешься о неправильные ударения в словах! Как же сильно это мешает восприятию текста! Даже больше, чем плохое качество записи. А в ВИМБО и это учли и предусмотрели.
Этим и многим другим занимается Мария Родионова. Именно она была главным редактором проекта "12 месяцев", о котором я выше вам рассказывала. Такие аудиоспектакли требуют дополнительного труда – ведь здесь задействован сразу десяток, а то и больше актёров. Под видео на своей странице я отдельным комментарием выложила звёздный каст актёров спектакля. Полюбопытствуйте, это и правда высокий класс.
А сколько сил и труда требуется звукорежиссёрам, чтобы потом всё свести воедино, а если есть какие-то шероховатости, то их надо исправить, причём так, чтобы новая перезапись не выглядела, как заплатка, а органично звучала в общем тексте.
Для этого актёру прокручивают кусок записи, чтобы он уловил свою интонацию, потренировался и сказал свой текст заново в том же диапазоне) Иногда таких заплаток множество. Анна рассказала, как несколько "слухачей" стояли над одним маленьким отрывком чуть ли не целый час, чтобы понять, что за лишний звук возник на фоне, если у актёра в этот момент отключен мобильный и он сидит в звукоизолированном "шкафу". Прямо детективная история!
Кстати, прослушивают запись дважды – сначала тот звукорежиссёр, который снимает и монтирует, а затем готовую книгу слушает "свежее ухо" – это как бета-ридер у писателя: тот человек, который этим проектом не занимался, поэтому может услышать даже то, что упустили создатели.
И вот только после этого книга отправляется в магазины и библиотеки, к нам! И этим занимается Елизавета Закреничная - координатор финансово-договорного отдела и интернет-магазина. вот она за работой:
Если вы заходили на канал ВИМБО здесь, в дзене, то обратили внимание, что там выложено множество весёлых и вообще классных видео самого процесса звукозаписи. Это действительно очень любопытно, я их всегда смотрю. Так вот этим занимается Николай Журавлев- звукорежиссер и видеограф:
И, наконец, не могу не рассказать об очень необычном оформлении помещений (см. галерею за первым фото статьи). Я обратила внимание, что по стенам развешаны любопытнейшие картины, причём видно, что все они руки одного мастера. И что же? Это всё не просто так! Это картины арт-директора Юлии Стоцкой. Именно она создает обложки Вимбо, например:
Друзья, мне хотелось бы передать вам поздравления от издательства ВИМБО, но лучше, чем они сами, я ничего не смогу сказать, поэтому заходите на их канал – там каждый день в эти дни выкладывают ролики с душевными поздравлениями от Алексея Багдасарова, Кирилла Радцига, Наталии Казначеевой и других прекрасных и любимых наших чтецов. Ссылку на канал издательства дам в первом комментарии.
С наступающим Новым годом!
Не забудьте подписаться на канал, чтобы не потеряться в новом году – здесь или в ОК, ВК и ТГ ❤️