Конспект занятия является частью системы работы по формированию элементарных математических представлений у воспитанников средней группы детского сада; конспекты представлены последовательно на канале ОбРаз.
В конспектах подробно описываются слова и действия педагога в соответствии с методикой ознакомления детей дошкольного возраста с основными математическими понятиями.
Уважаемые коллеги, подписывайтесь на мой канал! Хочу быть вам полезной.
В конце статьи - "волшебная фраза" специально для Тебя на сегодня))
Занятие № 24.
Задачи:
Формировать представление о (об):
· цифрах как условных знаках, обозначающих числа (уровень узнавания) – цифра «8».
Продолжать формировать представление о (об):
· понятии «половина»;
· независимости числа от качественных и пространственных признаков множеств.
Продолжать развивать умение:
· сосчитывать группу предметов количественным счетом (1,2,3,4,5,6,7,8);
· устанавливать отношения между группами предметов опосредованно (через число, полученное в результате счета);
· называть последовательность времен года.
Воспитывать:
· культуру познания, интеллектуальные чувства;
· чувство уверенности в себе и комфортности в окружающем.
Наглядный материал: круговая цветовая модель года; цифры от «1» до «8»; цифра «8», вырезанная из бумаги, с равными по величине кругами.
Раздаточный материал: набор цифр от «1» до «8», наглядное пособие
Предварительная работа: рассматривание цветов (тюльпаны, нарциссы), открыток к празднику 8 Марта.
Ход занятия.
1. – Ребята, какое время года наступило? (весна). Какой сейчас месяц?
- Какое время года было перед весной? (зима).
- Какое время года будет, когда весна закончится, после весны? (лето).
- Сколько всего времён года?
- Какое время года мы ещё не назвали? (осень).
Воспитатель показывает круговую модель года.
- На этой модели изображены разным цветом все времена года: белым цветом – зима (Как вы думаете, почему зиму обозначили белым цветом), зелёным цветом – весна (Почему зелёным?), красным цветом – лето (Почему?), жёлтым – осень (Почему?).
- Давайте назовём все времена года по порядку…начиная с весны…теперь, начиная с зимы… начиная с осени…
Воспитатель обращает внимание детей на модель, как на подсказку.
- Поставь…стрелочку на время года, которое у нас сейчас.
Ребёнок выставляет стрелку модели на сегмент зелёного цвета.
- Какое сейчас время года?
- Да, вот уже …пять (или четыре) дней, как идёт весна. Какой праздник мы будем скоро отмечать? (праздник всех женщин, мам, бабушек, День 8 Марта).
- Когда у нас будет утренник? (завтра; или был «вчера»).
- Восьмого марта не забудьте ещё раз поздравить своих мам; вместе с папой купите маме цветы.
2. Воспитатель обращает внимание на нарисованные на доске цветы (тюльпаны занимают большую площадь доски, чем нарциссы).
– Мальчик Вова и девочка Аня тоже решили купить маме цветы. Вова купил тюльпаны, а Аня – нарциссы. Как вы думаете, кто купил больше цветов? Почему ты так думаешь?
- Что надо сделать, чтобы проверить? (сосчитать).
- Мальчики, сосчитайте (тихо, про себя) тюльпаны, а девочки сосчитайте нарциссы.
- Сколько Вова купил тюльпанов? (семь).
- Сколько Аня купила нарциссов? (семь).
- Что можно сказать о количестве тюльпанов и нарциссов? (их поровну; тюльпанов столько, сколько нарциссов).
- Вот видите, просто тюльпаны нарисованы подальше друг от друга, и кажется, что их больше, а на самом деле тюльпанов и нарциссов поровну, по семь.
- Артём, найди цифру «7» и поставь её на доску.
Ребёнок выбирает из набора цифр и выставляет на доску цифру «7».
- Потом Вова решил купить ещё один тюльпан.
Воспитатель дорисовывает ещё один тюльпан.
- Сколько теперь тюльпанов? Сосчитай, Катя.
Ребёнок считает тюльпаны на доске.
- Сколько всего тюльпанов? (восемь).
- Чего теперь больше: тюльпанов или нарциссов? (тюльпанов больше, чем нарциссов)
- Чего меньше?
- Аня тоже решила купить ещё один нарцисс.
Воспитатель дорисовывает один нарцисс.
- Сколько стало нарциссов? Сосчитай, Ваня.
- Чего больше? Чего меньше? Поровну, по сколько?
- Число восемь обозначается цифрой «8».
Воспитатель выставляет на доску цифру «8».
- Перед женским праздником цифру «8» можно увидеть на всех открытках.
- Посмотрите, какая у меня есть цифра «8» - большая, вырезанная из бумаги. Цифра «8» - волшебная, она состоит из двух половинок – двух одинаковых по размеру и форме частей.
Воспитатель складывает цифру пополам.
- Назовите геометрическую фигуру, на которую похожа половина цифры «8» (круг).
- На что ещё похожи половинки цифры «8»?
- Поэт Маршак сочинил такое стихотворение:
У восьмёрки два кольца
Без начала и конца.
- Постарайтесь запомнить это короткое стихотворение. Давайте повторим его.
Воспитатель разворачивает силуэт цифры.
- А если перевернуть цифру «8» вверх ногами, она изменится? Давайте проверим.
Воспитатель переворачивает цифру несколько раз.
Если я перевернусь,
То совсем не изменюсь. (Г.Виеру)
3. Физминутка.
- Вот так цифра! Даже развеселила нас.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Руками коленей коснулись.
Сели-встали, сели-встали
И на месте побежали.
4. – Перед вами набор всех цифр, которые мы изучили. Выложите их на столе перед собой по порядку. Не забудьте, что выкладывать надо слева направо.
Индивидуальная работа.
- Покажите пальчиком цифру 3…5…4…8…7…2…
- Сложите все цифры.
5. – Рассмотрите картинку. Назовите цветы, которые на ней изображены (ромашки, тюльпаны, розы, нарциссы).
- Сосчитайте, сколько всего роз, сколько нарциссов, сколько ромашек, сколько тюльпанов, и поставьте под этим цветком в таблице нужную цифру («Мы уже выполняли такие задания»).
Двум разноуровневым подгруппам могут быть предложены разные виды заданий, отличающиеся количеством объектов. Задания могут быть дифференцированы и внутри подгруппы.
Дети выполняют задание. Индивидуальная работа (в т.ч. количественный счёт).
Если в подгруппе все задания одинаковы, то проводится опрос:
- Сколько всего тюльпанов? Сколько роз? Нарциссов? Ромашек? Каких цветов больше, чем остальных? Каких цветов меньше остальных?
6.Рефлексия.