Найти тему
Яблоко Магритта

Баухаус в Тель-Авиве: мифы и реальность

Официальная версия звучит так: вскоре после прихода нацистов к власти в Германии в 1933 году, знаменитая школа Баухаус в Берлине закрылась, а ее выпускники разъехались по миру, продвигая и распространяя т.н. интернациональный стиль в архитектуре. Многие архитекторы еврейского происхождения отправились в Эрец Исраэль, бывшую территория Османской империи, которая управлялась тогда британцами по мандату, выданному Лигой наций. Во-первых, тогда же в Германии начинаются гонения на евреев, пока носившие характер дискриминации, но в конце концов приведшие к Холокосту. Во-вторых, идея сионизма — еврейского государства на этой исторической земле — набирали оборот в Европе начиная с конца XIX века. 
Так или иначе, в одно и то же время в одном и том же месте собралась сильная команда архитекторов, ранее накопивших опыт в самой передовой европейской школе архитектуры и дизайна.

Что такое Баухаус?
Баухаус (нем. Bauhaus) — это влиятельная школа дизайна, архитектуры и прикладного искусства, которая была основана Вальтером Гропиусом в 1919 году в Веймаре, Германия. Школа существовала до 1933 года, переезжая из Веймара в Дессау, а затем в Берлин. Баухаус стремился объединить искусство, ремесло и технологии, и его подход к дизайну был революционным для своего времени, акцентируя функциональность, простоту и геометрические формы.
Преподавание в Баухаусе основывалось на идее, что дизайн должен отвечать потребностям общества и что красота и практичность могут сосуществовать. Школа стала колыбелью для многих выдающихся художников и архитекторов, таких как Василий Кандинский, Пауль Клее и Ласло Мохой-Надь.
Стиль Баухауса оказал огромное влияние на развитие современного дизайна, архитектуры и искусства, и его принципы до сих пор актуальны. В 1933 году школа была закрыта под давлением нацистского режима, который видел в ней угрозу своей идеологии.

-2

Итак, в начале 1930-х в подмандатную Палестину приезжает несколько десятков тысяч человек, и жилья катастрофически не хватает. Тель-Авив, возникший в 1909 году как квартал старинного арабского Яффо, в 1934 году получает статус города. Нужно начинать активно строительство, но как строить?
Идеи немецкого Баухауса был воплощены здесь в жизнь не столько потому, что в распоряжении были архитекторы с релевантным опытом. Этот стиль предполагал функциональность — ясные линии, простые объемы, отсутствие украшений. Всё это идеально подходило для быстрой и недорогой застройки целого города.

Нельзя забывать про идеологическую составляющую, которая в архитектуре всегда очень сильна. Задача не просто обеспечить переселенцев жильем, нужно построить новый город, непохожий ни на какие другие, как предвестник будущего государства. К тому же в это время идеи сионизма и социализма идут рука об руку, а минималистичная архитектура без буржуазных украшательств отражает концепцию всеобщего равенства как нельзя лучше.

-3

Как же проектировался "Белый город"?
— такое название получили несколько районов Тель-Авива, построенных в стиле баухаус в 1930-х и 1940-х годах.

Еще в 1925 году британский архитектор Патрик Геддес разработал градостроительный план, предложив систему застройки вдоль морского побережья, чтобы морской бриз распространялся по всему городу). Основу планировки города составляли невысокие многоквартирные дома, окруженные небольшими садами, сами же улицы больше походили на тенистые аллеи.
Однако полностью реализовать идею "города-сада" не удалось, так как в 1930-е нужно было срочно расселять где-то беженцев. Прибывшие из Европы архитекторы опирались именно на план Геддеса, но увеличили плотность застройки. Концепция функционализма, предлагающая недорогое, но удобное и продуманное жилье без декоративных излишеств, оказалась очень актуальной при строительстве нового города. Архитекторы также учли жаркий и солнечный климат Израиля, проектируя здания с плоскими крышами, небольшими окнами и просторными балконами.

Думаю, из моего рассказа уже понятно, что не баухаусом единым строился Тель-Авив. Я уже упоминала о роли британца Патрика Геддеса, вспомним добрым словом и главного реформаторы архитектуры ХХ века Ле Корбюзье. Архитекторы “Белого города” активно использовали его передовые идеи, среди которых плоская крыша-терраса, ленточное остекление, а также свободные фасады и планировка — это возможно благодаря тому, что стены перестали быть несущими, а опоры находились внутри здания. Эти принципы сам Ле Корбюзье определил как "5 отправных точек современной архитектуры".

Собственно пятый пункт и стал одной из главных фишек тель-авивского модернизма (баухаусом без кавычек называть его всё сложнее) — дома на столбах. Такие здания можно увидеть во многих городах Израиля. Решение стало популярным из-за климата — тенистое пространство под домами продувалось со всех сторон, а посаженные под опорами растения давали прохладу. К тому же высокий первый этаж обеспечивал жителям приватность.

Считается, что первым зданием на опорах в ТА стал Дом Энгеля на бульваре Ротшильда, построенный в 1933 году по проекту архитектора Зеева Рехтера (на фото). Хотя пространство под опорами изначально проектировалось как зона отдыха во время жары, со временем жители стали использовать его как парковку, места для хранения чего-либо или даже застраивать, добавляя площадей дому. К тому же дома на опорах, построенные 90 — 80 лет назад, далеко не всегда соответствуют современным требованиям безопасности и сейсмоустойчивости, так что при реконструкции зданий пространство под столбами нередко закладывают. Дому Энгеля повезло, он был подвергнут современной реставрации, в ходе которой здание было модернизировано, но сохранило исторический облик, в том числе зеленую зону под опорами. На фото также можно увидеть, как устроена знаменитая израильская система капельного орошения, которая позволяет дать воду буквально каждому кустику.
Считается, что первым зданием на опорах в ТА стал Дом Энгеля на бульваре Ротшильда, построенный в 1933 году по проекту архитектора Зеева Рехтера (на фото). Хотя пространство под опорами изначально проектировалось как зона отдыха во время жары, со временем жители стали использовать его как парковку, места для хранения чего-либо или даже застраивать, добавляя площадей дому. К тому же дома на опорах, построенные 90 — 80 лет назад, далеко не всегда соответствуют современным требованиям безопасности и сейсмоустойчивости, так что при реконструкции зданий пространство под столбами нередко закладывают. Дому Энгеля повезло, он был подвергнут современной реставрации, в ходе которой здание было модернизировано, но сохранило исторический облик, в том числе зеленую зону под опорами. На фото также можно увидеть, как устроена знаменитая израильская система капельного орошения, которая позволяет дать воду буквально каждому кустику.

Не хочется показаться занудой, а этот блог я придумала не для того, чтобы разбирать споры об искусствоведческих терминах. Однако мне важно рассказать, почему раскрученные понятия “баухаус” и “Белый город” не слишком корректны, хотя миф о “баухаусе” в ТА оказался очень продуктивным в деле популяризации тель-авивской архитектуры среди туристов, а также способствовал сложению важного культурологического нарратива внутри израильского общества.

Дисклеймер: застройка Тель-Авива 1930-х — 1950-х годов — редкий пример столь высокой концентрации модернисткой архитектуры (ок. 4 тыс. зданий). Признание в 2003 году UNESCO  “Белого города” памятником всемирного наследия как образца нового градостроительства и архитектуры  XX века способствовало сохранению зданий, многие из которых уже обветшали и даже были заброшены. UNESCO отмечало также уникальную адаптацию интернационального стиля к местным особенностям, в том числе климатическим.

-5

В 1984 году в Тель-Авивском музее искусств была проведена выставка под названием «Белый город: интернациональный стиль архитектуры в Израиле. Портрет эпохи». Её куратор Микаэль Левин представил Тель-Авив как результат творческих экспериментов архитекторов еврейского происхождения, получивших образование в Европе. Он рассматривает архитектуру “Белого города” как продолжении традиций европейского модернизма, и в особенности баухауса. Широко разошелся каталог выставки, а сама экспозиция в дальнейшем была показана в Еврейском музее Нью-Йорка, в общем дело пошло. Хотя Левин нигде не пишет, что “Белый город” впрямую наследует именно баухаусу и отмечает другие влияния, но аудитория подхватила именно эти два термина, которые уже позже начали активно использовать гиды, риэлторы и журналисты. Квартиры в таких домах стали расти в цене, городские активисты стали бороться за сохранение этой застройки и реставрацию зданий, а не их снос ради строительства тель-авивских небоскребов. К властям городам приходит осознание, что в их руках не просто ветхие здание, но ценный актив, который поможет повысить привлекательность ТА для туристов.

Что же всё-таки не так со знаменитым “баухасом” в “Белом городе”?

✔️ Из десятков архитекторов, строивших Тель-Авив, выходцами из Баухауса достоверно были трое — Шломо Беренштейн, Арье Шарон, Шмуэль Мистечкин. По-моему, маловато для того, чтобы говорить о продолжении баухауса в Эрец Исраэль.
Из них только Арье Шарон стал одним из отцов-основателей современной архитектуры Израиля, но и он не был сосредоточен на строительстве именно “Белого города”, а проектировал киббуцы и больницы по всей стране.

✔️ Проектировали “Белый город” другие архитекторы — Зеев Рехтер, Соломон Гепштейн, Иегуда Магидович, Пинхас Безунски, Ицхак Рапопорт, Рихард Кауфман, Женя Авербух и многие другие. Кто-то из них учился в Европе (но не обязательно в Баухаусе и даже не всегда в Германии, а во Франции, Бельгии и Италии, кто-то был родом и получил образование в Российской империи, а кто-то сформировался как архитектор уже в Эрец Исраэль.

✔️ Говоря об архитектуре Тель-Авива, всё чаще используют вместо “баухауса” неоднозначный, но куда более общий термин “интернациональный стиль”, который объединяет такие явления архитектуры, как брутализм, конструктивизм, функционализм или рационализм. Действительно, при строительстве Тель-Авива были заимствованы идеи и приемы важнейших архитекторов ХХ века, включая Ле Корбюзье, Миса ван дер Роэ и других. Основатель Баухауса Вальтер Гропиус — лишь один из них.

✔️ Что касается “Белого города”, то и это не совсем точно — Тель-Авив не белый и возник не на пустом месте. Подробнее о формировании этого мифа можно прочитать в книге израильского архитектора Шарона Ротбарда, ссылку на нее и свой небольшой комментарий я привожу в постскриптуме. Там как раз речь идёт о моей любимой коллизии “архитектура на службе у идеологии”. 👇

✔️ Интернациональный стиль (точнее его специфический и синтетический тель-авивский вариант) оказал значительное влияние на современную израильскую архитектуру. Характерные черты международного стиля, такие как белые фасады, балконы и плоские крыши, можно найти по всей стране, а не только в Тель-Авиве. Например, наследие модернизма в Хайфе не получило такого внимание, хотя безусловно заслуживает его.

-6

PS

“Белый город” обычно позиционируется как нечто, возникшее на пустом месте — буквально на песчаных дюнах, это точка отсчета для истории израильской архитектуры, до которой словно бы ничего не было. Такая точка зрения полностью игнорирует не только историю арабского Яффы и той городской среды, которая в нем существовала, но и нивелирует значения плана Геддеса, например. Профессор факультета архитектуры Академии искусств «Бецалель» (Иерусалим) Шарон Ротбард рассказывает о том, как “Белый город” стал главным брендом Тель-Авива, что вынесено за рамки архитектурной истории Израиля и почему городское строительство всегда связано с политикой. Автор посвящает существенную часть книги рассказу о том, как на самом строился новый город: последовательно вытесняя на юг исторические арабские районы Яффы («черный город»), отсекая евреев от палестинцев и закладывая тем самым фундамент ближневосточного конфликта.Тут важно понимать, что книга, написана с позиции критики официальной мифологии Израиля, это часть т.н. “левого дискурса” и наглядно демонстрирует мой тезис о том, что архитектура и идеология неразрывно связаны, и даже разговор об истории архитектуры можно вывести нас на прямую конфронтацию по вопросу палестинско-израильского конфликта, например. Но даже если такая позиция вам совсем не близка, я призываю всё-таки прочитать хотя бы бесплатный фрагмент этой книги, потому что это отличная и аргументированная иллюстрация такой позиции, и её важно знать и учитывать, чтобы сформировать своё мнение. https://design.wikireading.ru/15354

#баухаус

#белыйгород

#тель-авив

#архитектура

#интернациональныйстиль