Найти тему

С чего начать поиск документов по семейному древу.

Оглавление

Я решила осветить здесь тему “С чего начать поиск документов по семейному древу”. Для начала расскажу несколько слов о своем опыте.

Мня зовут Маргарита Беркович и я старший специалист “Центра репатриации и иммиграционного инвестирования”.

  • Работаю более 3 лет в компании.
  • Провела свыше 500 консультаций по вопросам анализа документов для репатриации, составлении планов архивного поиска, подготовки к консульской проверке и написании резолюций.
  • Работала с нестандартными процедурами по поиску документов.
  • Имею большой опыт работы со сбором документов для семей, которые проходили репатриацию как в Израиле, так и в странах бывшего СНГ.
  • Регулярно прохожу обучения по альтернативным направлениям, а также обучения по повышению квалификации.
  • Показатель мой эффективности и профессионализма выражен в высокой оценке наших клиентов на открытых платформах.

Из моей статьи вы узнаете

  1. Как проанализировать документы из семейного архива.
  2. Какие вопросы необходимо задать своим родственникам перед началом поиска.
  3. Какие инструменты помогут осуществить более качественный поиск документов.
  4. Где искать полезную информацию в документе.
  5. Расскажу про сложный, но увлекательный кейс из нашей практики.

Как проанализировать документы из семейного архива

Давайте разберемся, какие документы могут быть полезны:

  1. Любые свидетельства, отражающие смену гражданского статуса: свидетельства и расширенные справки к ним. Обычно эти документы выдаются органами ЗАГСа. В некоторых регионах эту функцию также выполняют МФЦ, но они работают с оцифрованной базой ЗАГСов, а там бывает не полная информация. В ЗАГСе актовые записи обычно хранятся за последние 100 лет. Более древние актовые книги передаются в архив.
  2. Копии/фото/сканы метрических книг. ЗАГСы были созданы только в декабре 1917 года, а до этого такие события, как рождение/брак/смерть, регистрировались в метрических книгах соответствующих религиозных учреждений (церквей, синагог, костелов и других). Эти документы уже обычно хранятся в архиве.
  3. Военные билеты, наградные листы, учетно-послужные карточки, партийные билеты и другие удостоверения.
  4. Дипломы об образовании и трудовые книжки. Зная, где учились или работали ваши родственники, вы можете найти их личные дела, в которых может быть новая и полезная для вас информация.
  5. Письма ваших родственников друг другу, фото и многое другое
-2

Рекомендую разложить все имеющиеся документы по предкам: отдельно на маму/папу, дедушку/бабушку и так далее. Так будет нагляднее: сколько документов у вас есть на каждого предка и прослеживаются ли ним родственные связи.

Выпишите ФИО всех своих родственников, их даты рождения и места их основных событий жизни (от рождения до смерти). Эта информация в дальнейшем поможет вам определить, где нужно искать документы: в ЗАГСе или архиве, на территории РФ или за ее пределами.

Какие вопросы необходимо задать своим родственникам перед началом поиска

Проанализировав документы, вы сможете выявить “слабые” области, где у вас нет никакой информации. Определив их, составьте список вопросов к родственникам.

-3

Например, вы знаете, где родился ваш папа, но не знаете, где заключали брак его родители. Можно уточнить у родственников, где это было, где вообще жили и работали ваши бабушка и дедушка до рождения папы. Если никто ничего не знает, то рекомендуем начать поиск с того региона, где родился папа.

Какие еще могут быть:

  1. Служил ли ваш предок? Был ли он участником какой-либо войны?
  2. Были ли ваши предки в эвакуации/блокаде?
  3. Состоял ли ваш предок в партии?
  4. Есть ли у ваших предков братья/сестра? Как их зовут и другие их данные?
  5. Знают ли ваши родственники адреса проживания предков и так далее.

Внимательно фиксируйте всю информацию. Она поможет вам при составлении карты поиска.

Какие инструменты помогут осуществить более качественный поиск документов

Под инструментами я как раз имею в виду, например, карту поиска, список архивов и ЗАГСов и их приемные часы, оцифрованные базы и все, что может облегчить вам задачу по сбору документов на предков. Рассмотрим их более подробно.

Карта поиска. Рекомендую составить таблицу с документами, которые вам необходимо найти. Например, нужно найти свидетельство о браке бабушки и дедушки. Вы вписываете его в табличку.

Во втором столбике таблички можно прописать ведомство, где оно может храниться. Если вы знаете конкретный ЗАГС, то впишите его название.

Сделайте столбики с датой отправки запроса и столбиком получения ответа. Можно еще добавить столбик “статус” запроса или выделять нужным цветом, чтобы было нагляднее. Так вы точно не потеряете ни один запрос и вовремя напомните о себе архиву или ЗАГСу, что вы до сих пор не получили ответ на запрос.

-4

Список учреждений. Вам же будет удобнее, если вы соберете файл с необходимыми вам ЗАГСами, архивами, учреждениями, где учились и работали ваши родственники. Можно прописать там контактные данные, формат запроса (электронная анкета на сайте архива, письмо в произвольной форме по электронной почте, письмо почтой РФ или только личное присутствие).

Добавьте колонку с требованиями для запроса. Некоторые ведомства требуют доверенности от лиц, на которые вы делаете запросы, а также ряд документов (свидетельство о рождении и другие).

Будет полезным добавить график работы. Большинство ЗАГСов, например, не работает по понедельникам, поэтому будет бессмысленно им звонить.

Этот список может все время дополняться или корректироваться. В итоге у вас будет очень полезный инструмент для поиска.

Оцифрованные базы. Можно сделать отдельный файл или добавить в предыдущий информацию по оцифрованным базам или ресурсам, где можно найти информацию в пару кликов. Это значительно упростит вам работу и сэкономит время: зачем куда-то ехать или звонить, если можно найти необходимый документ, не отходя от компьютера =).

Это лишь несколько примеров инструментов. Конечно же, их гораздо больше.

Изучение своей семейной генеалогии - это очень увлекательный, но не простой процесс.

Думаю, что в какой-то момент жизни многие из нас начинают интересоваться своими корнями: кто были ваши предки, где жили, учились, работали. Многие так увлекаются выяснением информации и составлением своего семейного древа, что потом не могут остановиться. Но что делать, если нет денег или желания обращаться к профессионалам в этом деле и хочется всем заниматься самим. С чего же начать?

В этом вопросе мы готовы Вам помочь! Наши эксперты архивного отдела создали обучающий курс по основам генеалогии. Преимуществом данного курса является возможность услышать из первых уст, как работать с различными ведомствами по сбору документов, а также узнать лайфхаки, о которых Вам не расскажут на форумах и в телеграм-каналах. Подробнее о программе курса можно узнать по ссылке.

Где искать полезную информацию в документе

В любом документе есть полезная информация. Перечислю некоторые из них: свидетельства, письма, копии метрических или домовых книг.

Если мы посмотрим на свидетельство о рождении, мы увидим, что в нем указаны имя и фамилия ребенка, имена и фамилии родителей, их национальная принадлежность (хотя в некоторых свидетельствах эта информация может отсутствовать), а также отдел записи актов гражданского состояния (ЗАГС), в котором было зарегистрировано рождение. В этом отделе как раз хранится актовая запись о рождении, которая содержит дополнительную информацию: возраст родителей на момент рождения ребенка, их род занятий, адрес места жительства, информация о браке и многое другое. Таким образом, можно обратиться в этот ЗАГС и получить справку о рождении со всей этой информацией. По аналогии можно получить информацию из любого другого документа.

-5

Также хочу вам бонусом к этой теме рассказать про сайт “Память народа”, где всего в несколько кликов можно найти информацию о людях, которые участвовали в Великой Отечественной Войне.

  1. Вбиваем ФИО предка и дату его рождения (если известна). Нажимаем на кнопку “Найти”.
  2. Далее выпадает список найденных людей по Вашему запросу.
  3. Если ваш предок воевал, то могут высветиться дела о награждении, в том числе и на женщин. Также, если ваш дедушка был военным, то можно найти личное дело в Центральном Архиве Министерства Обороны (ЦАМО). В нем обычно есть учетно-послужная карточка, в которой указывалась информация о семье.

Вот так за легко можно найти нужную информацию в оцифрованных источниках.

А мы плавно переходим к кейсу из нашей практики.

Кейс

В 2020 году к нам в компанию обратился клиент, назовем его Илья, который предполагал, что у него есть еврейские корни. Наша задача была найти документальное подтверждение этому или же доказать обратное.

-6

К сожалению, Илья не обладал какой-либо информацией о своих предках, так как его мама умерла, когда он был очень маленьким, и он воспитывался отцом. На руках у него было только свое свидетельство о рождении.

Мы решили начать поиск с запроса расширенной справки о рождении Ильи. В этой справке отражается вся информация из актовой записи, которая не фигурирует в свидетельстве. Получив эту справку, наши архивисты увидели информацию о матери Ильи и о браке родителей.

Далее мы смогли запросить справку о браке, в которой были отражены девичья фамилия мамы, а также дату и место ее рождения. Оказалось, что мама была рождена в Симферополе, это Крым. Сложность заключалась в том, что было не понятно, где находятся сведения за ее год рождения. По законам РФ эта информация должна хранится в ЗАГСе. Но в связи с тем, что эта территория перешла от Украины, данные хранились в архиве Украины. На наши вопросы, где же в итоге хранится эта актовая запись, нам никто, к сожалению, не смог ответить. В базе архива искали, но актовую запись так и не нашли. Процесс еще осложнялся тем, что в 2020 году базы ЗАГСа еще не были оцифрованы. Только в 2021 году начали переносить данные из актовых записей в электронный формат. На все наши запросы в архивы, мы получали письма с отказами (актовые записи не находили).

По имеющейся информации от клиента, бабушка была рождена в Москве. Взяв во внимание год рождения мамы Ильи и место рождения бабушки, мы решили поискать информацию в ЦГА (Центральном Государственном архиве) Москвы. Наш архивист поехал в архив и лично пересматривал все метрические книги, пока не нашел информацию о женщине, которая подходила под критерии поиска. Запись о рождении была составлена в метрической книге синагоги, что говорило о том, что она еврейка.

Позже мы получаем расширенную справку о смерти мамы Ильи, из которой мы узнали причину смерти. Наш клиент ее не знал и эта информация стала для него очень неожиданной. Вдаваться в подробности я уже не буду, так как это довольно личная информация. Это лишь говорит о том, что в процессе поиска документов вам может открыться абсолютно новая информация о ваших родных.

Наши архивисты не сдавались и всеми силами пытались найти актовую запись о рождении мамы Ильи. В справке о браке родителей Ильи мы увидели адрес, по которому была прописана мама, что дало нам возможность запросить в архиве домовую книгу. Получив копию домовой книги, мы увидели информацию, что бабушка не была рождена в Москве. Она была рождена в Велиже.

-7

Таким образом, та информация, которую архивист нашел в ЦГА Москвы, оказалась неправильной. Поэтому мы решили отправить запрос о рождении бабушки в Велиж. Велиж сейчас относится к территории РФ, но раньше этот город относился к Беларуси. Сохранность архивов на этой территории, к сожалению, очень плачевная, поэтому данные о рождении бабушки не были найдены. Информации о восстановлении актовой записи о рождении также не было.

С третьей попытки нам удалось найти сведения о рождении мамы Ильи в том же архиве, из которого мы получали 2 раза отказы. Это, конечно, удивительно, но в итоге мы получили архивную справку о рождении мамы, где бабушка была указана с национальностью “еврейка”. Вся эта информация как раз сходилось с той, что мы получили из домовой книги.

В итоге наш клиент получил внушительный объем новой информации о маме и бабушки и документальное подтверждение еврейской национальности бабушки, что дало ему право репатриироваться в Израиль как алахический еврей.

Этим кейсом мы очень гордимся. Он является образцом того, как по маленьким шажочкам, обладая знаниями в архивном поиске, можно найти столько полезных и интересных документов, а также узнать новую информацию о предках.

Онлайн курс по генеалогии или поиску своих предков.

Наш курс состоит из 4 уроков. На каждом из них опытнейший архивист раскроет соответствующую тему. А также дополнительно будет проведена встреча, посвященная оставшимся вопросам и рекомендациям от нашего эксперта. Вы сможете пересматривать уроки в удобное для Вас время и задавать вопросы в закрытый чат группы, где преподаватели и кураторы будут оперативно на них отвечать.

Что вы узнаете после курса:

  1. С чего начать поиск.
  2. Какие бывают документы подтверждающие родство и как их истребовать.
  3. Как успешно сделать запросы в специализированные архивы.
  4. Как правильно работать с открытыми источниками данных.
  5. Подведение итогов, ответы на часто задаваемые вопросы и рекомендации от преподавателя.

Курс по основам поиска документов направлен на то, чтобы Вы могли избежать ошибок на любом этапе сбора документов и получить желаемый результат. Важно учитывать то, что запросы в различные ведомства платные, а если заказать “что-то не то”, то можно заплатить дважды. Также в программу курса включены темы про нотариально заверенные доверенности.

Курс стоит всего 15 000 руб. За эту стоимость мы предоставим четкий план действий, с понятными пошаговыми инструкциями, а главное поделимся лайфхаками, как найти тот или иной документ и сэкономить.

Центр репатриации и иммиграционного инвестирования занимается архивным поиском документов уже более 8 лет. За это время мы собрали свыше 13000 документов с ценной информацией по кейсам наших клиентов. Все благодаря нашему собственному архивному отделу и опытнейшим архивистам.

-8

Мы очень серьезно относимся к исполнению своих услуг, поэтому с каждым клиентом фиксируем все договоренности документально и заверяем их подписями обеих сторон.

Как уже упоминала ранее, время - это самый ценный ресурс, поэтому обязательно оцените свои силы.

Вы можете попробовать сделать все самостоятельно (пусть условно это будет “тариф Бесплатный”), но нужно понимать риски, которые Вы можете понести. Например, Вы неправильно составите запрос или отправите его не в тот архив. Будете долго ждать ответ, а он в итоге не придет или будет отклонен. То есть время потрачено, а результата нет.

Второй вариант (“тариф Оптимальный”) – это пройти курс по основам поиска документов. Вы получите бесценную информацию от опытнейшего архивиста, который уже давно разобрался в тонкостях работы с различными ведомствами и может доступно объяснить все Вам.

Для тех, кто хочет доверить свой сбор документов профессионалам, есть “тариф Премиальный”. Наш архивный отдел проведет поиск и сбор всех документов на ваших предков. В результате Вы получите все документы, не тратя свое драгоценное время.

Не сдавайтесь! Восстановление генеалогической информации может быть долгим и трудным процессом, но не стоит опускать руки. Терпение, настойчивость и курс по основам поиска документов обязательно помогут вам достичь Вашей цели.

Записывайтесь на курс и начинайте обучение. Все тарифы и оплата здесь!

Остались вопросы? Ответим через Whatsapp