ПОЯСНЕНИЯ К СХЕМЕ
«ОТ ВЕЧНОСТИ К ВЕЧНОСТИ»
ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРЕТЬЕМУ ИЗДАНИЮ
В связи с новым изданием схемы «От вечности к вечности» автор представляет переработанный и дополненный текст «Пояснений к схеме», который соответствует измене¬ниям, внесенным в вышеназванную схему. Все это сделано с упованием на благословение Господа в отношении изложенной истины.
Мы предостерегаем читателя: не увлекайтесь схемой, не опираясь при этом на Писание, которое ею и иллюстрируется. С другой стороны, мы убеждены в ее пользе и помощи. Святой Дух дает нам в Слове примеры полезности такой ил¬люстрации, или образов, что позволяет лучше понимать ту или иную истину. Подобное мы находим и в учении нашего Господа Иисуса во время Его пребывания на земле.
Схему можно сравнить с проектом архитектора, который на первый взгляд непонятен несведущему в этом деле человеку. Но когда архитектор разворачивает свой проект и зачитывает спецификацию, поясняя отдельные его части, тог¬да все становится понятным. Слово Бога является нашей спецификацией; всю информацию мы находим на его священных страницах, и мы будем использовать схему как проект, упрощая понимание различных его частей.
Автор стремился к простоте и ясности, чтобы многое послужило на пользу читателю и чтобы тот смог понять сущ¬ность основных принципов различных домоправлений и их связь с шестью днями творения из первой главы книги Бытие. Нами, однако, была добавлена еще кое-какая информация, которая послужит на пользу, а также краткое описание (на самой схеме) каждого домоправления, чтобы представить основную мысль для каждого периода.
Работа над данным изданием сопровождалась молитвой о благословении этого труда и того, чтобы читатель со рве¬нием и любовью обращался к драгоценному Слову Бога, рассматривая любую его часть как сокровище. Как слабы даже самые лучшие усилия человека (и автор данной брошюры не является исключением) в том, чтобы попытаться объяснить священное Писание! Однако если даже одна драгоценная овца стада Христова извлечет здесь для себя определенную пользу, если даже один грешник будет приведен к осознанию вопроса вечности и исповедует Иисуса как Спасителя и Господа, то у нас появится веская причина благодарить Бога в тот день, когда каждый будет восхвалять Его.
А.Б.
ПОЯСНЕНИЯ К СХЕМЕ
«От вечности к вечности»
Прилагаемую схему следует рассматривать как некий конспект всего хода времени от вечности к вечности, где кратко представлены действия Бога в отношении человека с начала и до конца, которые изображены в первой главе книги Бытие, и где кратко сказано о самой вечности, в прошлом и будущем. Схему следует изучать одновременно с прочтением мест Писания, которые указаны на ней.
Вечность
В данной работе мы начинаем с «вечности» и завершаем «вечностью», которую можно сравнить с безбрежным мо¬рем. Если бы было возможно поместить островок посреди этого моря, он мог бы символизировать нынешнюю землю в вечности, не знающей ни начала, ни конца. Как необъятна эта мысль! Представьте, что вы плывете по этому морю и достигаете этого острова, вы ступаете на землю, пересекае¬те остров (всего шесть километров) и снова оказываетесь у моря. Вы можете найти для себя новый корабль, другие об¬стоятельства и других спутников, но море остается тем же. Символически это указывает на вечность, а островок в шесть километров представляет целый период мировой истории, разделенной на шесть домоправлений, у каждого из кото¬рых есть свои особенные уроки.
Давайте для начала отметим четыре момента в понятии «вечность».
1. Вечный Бог (Втор. 33,27). Это первая личность, чье ве-личие и славу мы видим, когда думаем о вечности. Он был еще до начала времени, и Он (Отец) есть начало и источник всего, что стало быть. «В начале сотворил Бог».
2. Вечный Сын. Мы созерцаем Его во славе еще до сотво-рения мира; искупленные все больше будут созерцать ту сла¬ву, которую Он имел у Отца прежде бытия мира (прежде со¬бытий Быт. 1). И поскольку мы рассматриваем Его в этой сла¬ве, то мы увидим благодать, явленную в том, что Он при¬шел на землю спасти грешного человека. Ему, второй лич¬ности Божества, возносится хвала и почитание наших сер¬дец (Иоан. 1,1-4; 17,5-24; Кол. 1,15-19; Евр. 1,2.3.8).
3. Вечный Дух, в котором мы видим третью личность Божества (Евр. 9,14 ). Он был в вечности, в славе и величии и начал (наравне с Отцом и Сыном) трудиться в момент сотво¬рения и начала времени (Иов. 26,13).
(Вот три вечные личности: вечный Отец, вечный Сын, веч¬ный Дух.)
4. Вечное намерение, или цели Бога (Еф. 1,4.5; 3,4-11). Из этих и других отрывков мы узнаём, что в вечности у Бога были определенные намерения, или цели, которым надлежало исполниться в течение разных домоправлений. Века пред-ставляют собой исполнение этих огромных намерений веч¬ности. Данные цели будут кратко рассмотрены, когда мы, исследуя Слово, постараемся отметить различные уроки каж¬дого домоправления.
Сотворение
Первое состояние, в котором мы находим землю в самом начале, представлено в первой части схемы, когда от «веч¬ности» мы вдруг переходим к «сотворению» (из рук Творца первой появляется земля), т.е. изначальному сотворению.
«Не напрасно сотворил ее [землю]» (Ис. 45,18). Из данного отрывка мы делаем вывод, что земля, как и любое дело Бога, отмечена печатью своего Творца — совершенством. Как дол¬го она пребывала в таком своем первом состоянии, мы не знаем: Писание умалчивает об этом, а Быт. 1,1 просто кон¬статирует факт сотворения несколькими словами: «Сотворил Бог небо и землю».
Земля в состоянии хаоса
Затем на схеме черным цветом изображено состояние ха¬оса. «Земля же была безвидна и пуста» (Быт. 1,2). О том же самом мы читаем в Иер. 4,23: «Смотрю на землю, и вот, она разорена и пуста». Однако Ис. 45,18 показывает нам, что та¬ким изначальное творение (т.е. когда земля появилась из рук Бога) не было: «Не напрасно сотворил ее».
Мы созерцаем землю в ее втором состоянии, состоянии хаоса, после того, как она прошла через великие изменения, сдвиги, потрясения и погребена под неугомонной по разо-рительной силе водой и окутана густой темнотой, как будто пеленами. Мы не знаем, как долго продолжалось это состо¬яние хаоса: Богу было угодно не дать нам никакого открове¬ния на этот счет. Возможно, между стихами 1 и 2 в Быт. 1 пролег промежуток в тысячи лет; этим Писание дает возмож¬ность для научных исследований земной поверхности. Ис¬тинная наука (в отличие от шарлатанства) никогда не проти¬воречит Слову, ибо Бог, сделавший землю, дал Писание. Земля является книгой творения для всех, желающих изу¬чать ее; Писание является книгой откровения. И все это от Бога.
Шесть дней труда
Стихом 3 из Быт. 1 начинается новый период. Бог начина¬ет свой шестидневный труд, когда Он восстанавливает и обу-страивает разоренную землю для того, чтобы на ней мог жить человек; Он устанавливает светила и затем, на шестой день, помещает на земле человека с его спутницей (женой) для того, чтобы они полностью наслаждались законченной ра¬ботой. Он делает человека главой творения и дает ему гос¬подство над землей.
Все это мы можем образно применить к понятию домоправлений.
Земля «пала» — Адам (созданный из земли) пал; Богу понадобилось шесть дней (дней в буквальном смысле сло¬ва, каждый с вечером и утром), чтобы восстановить землю, и на седьмой день Он мог насладиться покоем. Точно так, и мы знаем об этом из Писания, на протяжении шести домоправлений Бог трудится, чтобы восстановить человека пос¬ле того, как падение Адама привело к моральному упадку; и у Него будет другая суббота — Его вечный покой.
Было бы хорошо заметить, что в Быт. 1 говорится про ве¬чер и утро каждого из шести дней, но эти слова опущены в отношении седьмого дня. Каждое домоправление имеет, по¬добно тем шести дням, вечер и утро — начало и конец; но когда мы рассматриваем седьмой день, субботу, вечность, мы не находим упоминаний про вечер или утро, т.е. в веч¬ности нет ни начала, ни конца.
Таким образом, седьмой день из Быт. 2 дает нам некото¬рое представление о вечности, дне Бога (Он будет «все во всем»), дне вечности (этот день никогда не завершится), дне покоя (Бог будет иметь покой в своей любви навсегда). И Христос будет иметь покой в радости своего труда искупле¬ния, и этот же покой остается для народа Бога (Евр. 4,9; 2 Петр. 3,12.18).
«Ведомы Богу от вечности все дела Его» (Д.ап. 15,18). «Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю» (Ис. 46,10). Из этого мы узна¬ём, что Бог может представить нам (уже с первой главы кни¬ги Бытие) свой план, чтобы вести нас через каждое домо¬правление к состоянию вечности.
В шестидневном труде мы, таким образом, находим ос-новной план всего Слова Бога, когда каждый день указывает на деятельность Бога в каждом домоправлении, причем с очень большой точностью.
Мы хотели бы сообщить читателю о том знаменательном факте, что план всей Библии набросан в ее первой книге. Шесть дней образно представляют шесть домоправлений, каждое из которых имеет свой конец, но суббота, образно являющая вечность, не имеет конца; это совершенный без¬облачный день, день Бога, день вечности.
Поскольку мы будем прослеживать основные особеннос¬ти каждого дня, важно отметить, что каждая стадия труда была выполнена Духом и Словом. «Дух... носился» и «сказал Бог» — таково слово (см. также Пс. 33,6.9; Евр. 11,3). И в каж¬дом домоправлении работа осуществляется Духом и Словом. Пример этого мы видим в Иоан. 3,5: «...родится от воды [Сло¬ва] и Духа». Таким образом, Бог действует от начала и до конца, шаг за шагом, до тех пор, пока не исполнятся Его на¬мерения.
Иоан. 1,1-4; Кол. 1,15-17 и Евр. 1,1-3 ясно говорят о том, что Сын имеет часть в этом деле, а Быт. 1,2 и Иов. 26,13 ут¬верждают, что и Дух имеет здесь свою часть. Таким обра¬зом, становится понятно, что Отец, Сын и Святой Дух вовле¬чены в чудное дело сотворения и созидания, описанного в Быт. 1.
Первый день : явлен свет
«И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью» (Быт. 1,3-5). Здесь мы видим, что свет явлен, а не сотворен, при этом сделано отделение света (дня) от тьмы (ночи). Этот первый день прообразно представляет первое домоправление — от Адама до Ноя , период в 1656 лет, во время которого Бог давал людям свет.
Во-первых, свет сотворения. Этот свет был у человека с самого начала, являясь божественным свидетельством на земле и оставаясь таковым для всего человечества, особен¬но для язычников (Пс. 19,1-6; Рим. 1,20; 10,16-18).
Во-вторых, Бог дал человеку свет совести (Рим. 2,15), что все еще пребывает среди человечества. К сожалению, со¬весть слишком осквернена (Тит. 1,15) и даже притуплена (1 Тим. 4,2). И все же каждый ответственен пред Богом за это свидетельство.
В-третьих, свет обетования. Этот дополнительный свет Бог дал в связи с грядущим приходом Избавителя, Спасите¬ля (Быт. 3,15-21). Когда своим падением Адам принес в мир грех и, как следствие этого, суд, Спаситель, семя женщины, был предопределен как тот, кто противостанет врагу, побе¬дит его, искупит грех и избавит от суда павшего человека. Все это выражено в следующих словах: «Оно будет поражать тебя в голову...» (Быт. 3,15). В Быт. 3,21 нам представлена прекрасная картина того, как Бог одел мужчину и женщину в кожаные одежды, что подразумевало заклание животных. И это указывает нам на крест: пролита кровь, которой устра¬нен грех. Согрешившая пара, таким образом, одета, что го¬ворит о принятии нас Тем, кто был заклан, но воскрес и был прославлен. Вначале — очищены, затем — одеты. Какая дра¬гоценная истина евангелия! И все это написано для нас (Рим. 15,4; 1 Кор. 10,11).
Авель, Енох, Ной верою получили свет и были благослов¬лены (Евр. 11,4-7). Для потомков Сифа свет сиял в десяти поколениях (см. Быт. 5), у потомков Каина были тьма, по¬хоть, растление и насилие (см. Быт. 4; 6), пока Бог не осудил землю, наведя на нее потоп. Таким образом, конец первого домоправления, равно как и любого другого, затушеван на нашей схеме темным тоном. Но даже здесь свет Бога нахо¬дит что-то доброе, потому и был построен ковчег и Ной и его семья были оставлены на земле для нового начинания.
Второй день: правление небес
На второй день были разделены воды и таким образом был сотворен небесный свод (Бог назвал его небом) — сила (Пс. 150,1), которой притягиваются воды, становясь облака¬ми. Они названы «сосудами неба» (Иов. 38,37), и они, когда это нужно, «проливают на землю дождь» (Еккл. 11,3) «или для наказания, или в благоволение, или для помилования» (Иов. 37,13).
Второй день соответствует второму домоправлению — от Ноя до Авраама. Рим. 13,1-4 относится к этому времени, когда меч справедливости был вручен Ною; а человек и сей¬час ответственен за управление землей. Меч означает силу правления и наказания.
Хорошо, когда люди понимают, что слова «кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека» (Быт. 9,6) были словами Бога (когда Он устанавливал инсти¬тут правления), переданными Ною как главе в то время. Су¬ществующие власти — от Бога (Рим. 13,1).
Одним из признаков последних дней является то, что люди «презирают начальства» (2 Петр. 2,10; Иуд. 8). Это большое зло; это подразумевает разрушение установленного поряд¬ка. Следовательно, дети Бога должны быть покорны влас¬тям, «покорны всякому человеческому начальству, для Гос¬пода» (см. Рим. 13,1-7; 1 Тим. 2,1-3; 1 Петр. 2,13-17), если только власти не требуют от нас делать то, что противоречит воле Бога, явленной в Его Слове. «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Д.ап. 5,29; см. также Дан. 3,16-18; Д.ап. 4,19.20).
Человек пал в своей ответственности правления. Мы ви¬дим это на примере Ноя (внимательно прочтите и изучите Быт. 9-11) и его сыновей, потомки которых впали в ужасный грех идолослужения (Рим. 1,21-32; И.Нав. 24,2.24). Это па¬дение продолжится до прихода Господа Иисуса, когда гос¬подство, которое потерял Адам, будет отдано Ему. Правле¬ние, в котором пали Ной и его потомки, будет возложено на плечи Господа, и Ему же будет отдан венец, который снят с последнего недостойного вождя Израиля (Иез. 21,30-32); Он будет действовать «судом и правдою» (Ис. 9,7), и человек познает «власть небесную» (Дан. 4,26; см. также Дан. 4,17.25). «Тогда суд водворится в этой пустыне, и правосу¬дие будет пребывать на плодоносном поле. И делом прав¬ды будет мир, и плодом правосудия — спокойствие и безо¬пасность вовеки» (Ис. 32,16.17). Ни одно правление не име¬ло успеха в этом отношении (следует отметить, что на вто¬рой день Бог не сказал: «Хорошо», как это было в любой другой день), но когда Христос примет его, тогда воля Бога будет осуществлена на земле так, как на небесах. И вот ка¬кой урок мы здесь извлекаем: человеку было вручено прав-ление, но он пал в своей ответственности в этом. На нашей схеме конец второго домоправления снова затушеван тем¬ным тоном.
Третий день: появляется земля
Третий день отмечен тем, что из водной бездны появля¬ется земля, будучи отделенной от вод и производя плоды (Иов. 26,10; 38,4-11; Пс. 104,3-10; Пр. 8,26-30; Иер. 5,22).
Третий день указывает нам на третье домоправление — от Авраама до Христа. На третий день появилась земля, и в третьем домоправлении от Авраама, главы рода, появился земной народ. Авраам, призванный и отделенный от идоло¬поклонства, становится главой земного народа (израильтян), историю которого можно видеть на страницах Ветхого Заве¬та до прихода Христа, обетованного семени.
На нашей схеме история Израиля (начиная от призвания Авраама) обозначена красной полосой; и это всегда Изра¬иль как нация или же два колена, иудеи, после того как де¬сять колен уведены в плен. Зеленая полоса на схеме, кото¬рая начинается чуть раньше красной, отмечает языческий мир в противоположность земному народу Бога Израилю.
В период от Авраама до Христа история Израиля делится на четыре части, как это видно из схемы.
1. От Авраама до Моисея, когда израильтяне были избавлены из Египта и когда им был дан закон (десять запове¬дей и т.д.).
2. От Моисея до Соломона, когда был построен и освя¬щен храм.
3. От Соломона до окончания вавилонского плена.
4. От вавилонского плена до креста. (Этим завершается третье домоправление, имеющее в каждом из перечислен¬ных четырех периодов, которые охватывают практически одинаковое количество лет, особые уроки.)
Через два с половиной века после смерти Соломона де¬сять колен были уведены в плен царем Ассирии (2 Цар. 17,6- 23) и рассеялись среди язычников. На схеме это отмечено второй красной полосой. Остальные два колена спустя при¬близительно 130 лет были уведены Навуходоносором в Ва¬вилон (что и было предсказано пророком Иеремией; см. 2 Хрон. 36,20.21; Иер. 25,8-14), где они находились семьде¬сят лет, после чего в дни Ездры и Неемии остаток вернулся в свою землю. Вся будущая история этого народа (вплоть до тысячелетнего царства Мессии) раскрыта в пророчестве Да¬ниила. Там мы находим семьдесят седмин, которые делятся на три периода: семь седмин (49 лет) для восстановле¬ния города и стен, шестьдесят две седмины до Мессии (434 года), когда Он должен был быть предан смерти, и не будет (Дан. 9,24-27), и одна седмина (семь лет).
Шестьдесят девять седмин (483 года) исполнились тогда, когда был отвержен Христос — Он был распят. Одна же сед¬мина, согласно пророчеству Даниила, еще должна испол¬ниться в будущем. С завершением шестьдесят девятой сед¬мины, когда был предан смерти Мессия, красная полоса на схеме прерывается, и мы видим в иудейской истории огром¬ную паузу. Согласно Новому Завету (Рим. 11), Израиль сей¬час «отсечен» за свое отвержение Мессии и на время от¬странен, тогда как Бог «призрел на язычников, чтобы соста¬вить из них народ во имя Свое» (Д.ап. 15,14-16). После за¬вершения периода церкви Бог снова обратится к иудеям, и тогда исполнится последняя седмина; на схеме это снова изображено красной полосой.
Период церкви представляет собой как бы вставной промежуток времени между шестьдесят девятой и семидеся¬той седминами из пророчества Даниила. Поэтому на схеме мы видим, что после креста красная полоса прерывается, весь период церкви обрамляет синяя полоса, а затем снова начинается красная.
Крест
Крест завершает шестьдесят девять седмин, равно как и третье домоправление. Христос пришел в благодати, чтобы благословлять и найти плоду народа (иудеев), в отношении которого Он так много трудился и о котором так много забо¬тился. Он был «служителем для обрезанных — ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам», но они отверг¬ли Его. Они распяли Сына Бога, своего Мессию.
Итак, на схеме мы видим крест. Он изображен там, где заканчивается третье домоправление и начинаются следу¬ющие три, — одним словом, в центре шести домоправлений, т.е. крест является центром. Да, вечность, которая была до сотворения веков, взирала на Голгофу; вечность, которая наступит, будет оглядываться на нее, т.е. крест будет оста¬ваться центральным объектом.
О, тайна тайн!
Древо жизни и смерти,
Центр двух вечностей,
Которые с любовью смотрят на тебя —
О, крест Христа, где Его боль
И смерть дали нам вечную прибыль.
Бог всегда видел перед собой крест, так как без этого Он не смог бы благословить павшего человека. На нем правед¬ность Бога была удовлетворена, а Его святость была защи¬щена, ибо искупление было совершено Его Сыном. Бог был прославлен, и сейчас Он является «праведным и оправды¬вающим верующего в Иисуса» (Рим. 3,26).
С этого креста (а Бог знал, что Его Сын совершит на нем) на человека изливаются благословения (и в прошедшие домоправления, и в предстоящие) вплоть до самой вечности, когда искупленные в силе Духа насладятся общением с От¬цом и Сыном в полноте результатов этого искупительного дела. Какая благословенная перспектива для тех, кто упова¬ет на Него!
Давайте сейчас отметим, что шесть дней, которые соот-ветствуют шести домоправлениям, также разделены между собой посередине. Первые три и последние три соединены друг с другом одним и тем же образом:
первый день...свет четвертый день...светила
второй день...воды пятый день воды
третий день...земля шестой день земля
Однако здесь имеются некоторые различия.
В первый день свет был явлен в темноту; на четвертый же день свет был разделен и представлен двумя светилами, а также звездами.
Во второй день воды были отделены друг от друга (те, что вверху, на небе, от тех, что внизу, в морях); на пятый же день Бог дал им живые существа — птиц в небе и рыб в мо¬рях.
На третий день появилась земля с ее плодами, травой, зеленью, плодоносящими деревьями; на шестой же день на земле появился человек и появились животные. Как же чудесны пути нашего Бога!
Во всем этом мы видим совершенство и точность Писа¬ния. Крест! Что за место, притягивающее взгляд ангелов и человека, когда Иисус был на этом кресте! Небо смотрело на него вниз, а земля взирала на него вверх, видя там воз¬любленного Сына Бога, страдавшего за грех и совершивше¬го дело искупления.
Дорогой читатель, этот крест разделяет сегодня мир. На какой стороне находишься ты? на стороне плоти? Здесь все темно; тень креста (см. схему) падает на мир, который от¬верг Его, ибо «не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Иоан. 3,36). Но если ты, как поте¬рянный грешник, принял Иисуса, то твоей частью является светлая сторона креста: на тебя светит свет благодати Бога, и ты можешь сказать, что «дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6,23). Благодарение Богу, что Иисус уже не на кресте — Он воскрес, покинув гроб Иосифа, и вознесся одесную Бога. Он сидит на престоле Бога — этот прославленный человек на небе.
Отметим здесь, что Господь (как это обозначено на схе¬ме) на виду своих учеников вознесся на небо с горы Елеон, куда Он их привел. И именно на эту гору Он вернется, когда придет, чтобы провозгласить свое царство и править (см. Лук. 24,50.51; Д.ап. 1,9-12; Зах. 14,1-9).
Четвертый день: украшены небеса
На четвертый день наше внимание обращается к небе¬сам, которые украшаются светилами: солнцем — для управ¬ления днем, луной — для управления ночью, а также звез¬дами. Все это соответствует нынешнему периоду церкви. Христос, «Солнце правды» на небе, хотя и скрыт от плотско¬го человеческого глаза, как солнце после заката, все же сия¬ет для других глаз. Человек не позволил Ему остаться здесь, и Он ушел, чтобы светить в другом месте. Он все еще пребы¬вает на небесах, но вскоре придет как «Солнце правды» (Мал. 4), чтобы установить тысячелетний день и править в правед¬ности. А мир тем временем пребывает во тьме; для мира сейчас продолжается ночь, потому особое значение приоб¬ретает луна (чтобы давать свет в ночи), которая, будучи не-бесным телом, отражает свет солнца. В ней мы видим цер¬ковь как целое, тогда как в звездах — отдельных членов Его тела, церкви. Но как часто пропадал свет луны! И это мы на¬ходим в истории церкви. «Ночь прошла, а день приблизил¬ся» — вот что говорит Дух о домоправлении, которое мы рас¬сматриваем. Отсутствие Христа на земле, наличие греха и правление сатаны превращают данное домоправление в ночь. Но не является ли это последней стражей для нас, ког¬да вот-вот должна появиться «звезда утренняя»?
После вознесения Христа на небо (что на схеме обозна¬чено золотистой стрелкой и линией, идущей от горы Еле¬он) на землю сошел Святой Дух (см. соответствующую синию линию на схеме). Синяя стрелка представляет народ Бога со дня пятидесятницы, который по вдохновению Свя¬того Духа пошел в мир нести евангелие, являющееся силой Бога к спасению для всех верующих, в первую очередь для иудеев, а затем для язычников. Красная стрелка указывает на иудеев — остаток, входящий в христианство (Рим. 11), а зеленая указывает на язычников, поверивших в евангелие и составляющих основную массу верующих. Господь Духом крестил тех и других в одно тело, которое есть церковь (Рим. 1,16; 1 Кор. 12,13), где нет национальных различий, но все являются членами одного тела.
Рассматриваемый период, обрамленный синей полосой, имеет место между двумя периодами иудейской истории (между шестьдесят девятой и семидесятой седминами из пророчества Даниила). Шестьдесят девять седмин (483 года) уже прошли, одной седмине (семь лет) еще предстоит ис¬полниться, и все христианское домоправление представля¬ет собой как бы вставной период, во время которого (когда Израиль отстранен) Бог хочет исполнить свои извечные на¬мерения относительно Христа и церкви (Еф. 1,3).
Эта работа началась в день пятидесятницы, и в Откр. 2 и 3 нам представлена пророческая история исповедующей церк¬ви, которая является историей упадка, как это видно на схе¬ме: она имела яркое начало, но конец ее затушеван темным тоном. Ефес оставил свою первую любовь, после чего с каж¬дым этапом падение становится все большим и большим. Первые четыре этапа следуют вниз один за другим, послед¬ние же три находятся на одном уровне с четвертым (пока не придет Христос).
Ефес. Это первый этап церкви начиная со дня пятидесят¬ницы, когда церковь оставила свою первую любовь (1-е сто¬летие).
Смирна. Это время гонений в период от Нерона до Константина (54-312 г.г.).
Пергам. Связь церкви с миром в дни Константина. (Синяя линия на различных этапах истории церкви представляет истинных верующих; темная же показывает союз церкви и мира.)
Фиатира. Это период расцвета римского католицизма, который последовал за соединением церкви с миром; он продолжится до прихода Христа; это ужасная система, хотя в ней есть верующие (на схеме они обозначены синей лини¬ей).
Сардис. Протестантизм со своим ярким началом во вре¬мя Реформации, который вскоре впал в формализм. Это по¬рицается полностью, хотя и здесь есть те, которые «не оск¬вернили одежд своих» (они также отмечены на схеме синей линией).
Филадельфия. Это отход в своих намерениях и на практи¬ке от двух предыдущих состояний (от растления Рима и фор¬мализма протестантизма) с целью оставаться верным Слову Бога и Христу, «не много имея силы». Здесь нет места неве¬рующим, потому на схеме над словом «Филадельфия» мы видим только синию линию.
Лаодикия. Темная линия с оттенком синего цвета пред-ставляет на схеме Лаодикию, или завершающий этап исто¬рии церкви. Этот окончательный продукт последних трех эта¬пов, не холодный и не горячий, но теплый, вот-вот будет из¬вергнут из уст Того, кто есть «свидетель верный и истинный». Церковь похваляется: «Я богата...» — тогда как в конце сво¬ей такой истории правильней было бы проявить глубочай¬шую покорность. Когда мы сравниваем жизнь Христа здесь на земле со свидетельством церкви, особенно в нынешнее время, то всякой похвальбе приходит конец.
Фиатира, Сардис, Филадельфия и Лаодикия идут бок о бок к концу (Откр. 2,25; 3,3.11.21.22). Здесь завершается четвер¬тое домоправление — период церкви. И оно может завер¬шиться даже еще до того, как ты, читатель, прочтешь эту бро¬шюру.
Утренняя звезда
Приход Христа за своей невестой является великим собы-тием, которое завершит длящийся теперь период благода¬ти, т.е. нынешнее (как бы вставленное) домоправление. Пос¬ле этого последует скорбь, но Господь сойдет только до «воз¬духа». Как утренняя звезда предшествует самому темному часу и последующему славному восходу солнца, так и при¬ход Христа за своей невестой будет предшествовать скорби и последующему тысячелетнему дню.
1 Кор. 15,51-55; 1 Фес. 4,15-18 и Фил. 3,20.21 ясно пока¬зывают нам, что произойдет в это время: воскресение всех святых из мертвых, т.е. тех, кто умер во Христе (от Авеля и до нынешних дней), а также изменение и переселение на небо всех живущих истинных верующих. Поразительным и пре¬красным прообразным примером переселения живущих ве¬рующих на небо до времени скорби является Енох, который был переселен до потопа. Таким образом, все святые, вос¬крешенные или измененные (все в подобии Христа), «вос¬хищены будут на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будут». Что за надежда! На схеме показано, что вся синяя линия идет вверх и встречается с зо¬лотистой линией (Христос) «на воздухе», и затем они боль¬ше не разъединяются — «и так всегда с Господом будем»; золотистая и синяя линии вместе направлены в вечность.
И этот момент, дорогой читатель, уже близок; каждый миг приближает нас к нему. «Ныне ближе к нам спасение, неже¬ли когда мы уверовали». «Пришествие Господне приближа¬ется». Готов ли ты к этому, читатель?
Пятый день: произведения вод
Большое количество тварей было произведено в пятый день, описанный в Быт. 1 и соответствующий пятому домоправлению (следует за периодом, в который мы сейчас жи¬вем), когда Бог по-особому будет трудиться среди иудеев и посредством их в народах, язычниках, которые образно пред¬ставлены водами пятого дня.
«Воды... суть люди и народы, и племена и языки» (Откр.
17,15).
1. Нестабильность их характера представлена в Быт. 49,4.
2. Их нечестивость представлена в Пс. 94,3.4; Ис. 57,20.
3. Их беспокойство и возмущение представлены в Лук. 21,25.26.
4. Их враждебность по отношению к земному народу Бога представлена в Ис. 17,12-14; 59,19.
5. Они представлены как слуги сатаны в Откр. 12,15.16.
Бог будет трудиться в это беспокойное и нечестивое вре¬мя; и это будет труд, подготавливающий следующее домо¬правление — тысячелетие, когда правление будет отдано в руки второго человека — Христа Иисуса. А это пятое домо¬правление станет последней седминой (семь лет) из неза¬вершенного пока пророчества Даниила (Дан. 9,27).
Номинальная часть христианства (темная полоса на схе¬ме) на небольшой промежуток времени впадет в то, что на¬зывается «Вавилоном великим», после чего последует суд, описанный в Откр. 17 и 18.
Иудейский остаток (красная полоса) появится снова. Вернувшись в Палестину, они примут антихриста (Иоан. 5,43) и затем вместе заключат на одну седмину (семь лет) завет с римским правителем. Но в середине седмины римский император (первый зверь из Откр. 13,1-10) разрушит этот за¬вет и установит идолопоклонство (мерзость). И антихрист (второй зверь из Откр. 13,11-18) будет помогать ему в этом зле. В тот час произойдет разделение: у многих иудеев от¬кроются глаза, и они увидят свою ошибку (Иер. 30; Дан. 12; Матф. 24; 2 Фес. 2; Откр. 13). Неверующие иудеи примкнут к антихристу и последуют идолопоклонству, благочестивые же убегут, при этом некоторые будут замучены, а другие поне¬сут в языческие народы евангелие царства (красная стрел¬ка на схеме). И таковым будет завершение семидесяти сед¬мин Даниила — «кончина века». Об этом времени наш Гос¬подь сказал следующее: «Тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет». Среди всего этого отметим действия благодати в отношении иудеев и язычников, как это видно из Откр. 7, когда к тысячелетнему благословению будет готово «число запечатленных».
Шестом день: Адам и Ева
На сцене появляется Адам, сотворенный Богом из земли и поставленный в положение господства над всей землей. Он стал главой творения, главой человеческого рода, гла¬вой женщины (1 Кор. 11,3). Сначала был создан Адам, а за¬тем Ева (1 Тим. 2,13). Он прообразно представляет великого «второго человека [последнего Адама] — Господа с неба», сына Адама по плоти, но суверенного Господа Адама.
Ева же прообразно представляет церковь, невесту Хрис¬та (Еф. 5,22-33). Ева была сотворена из ребра Адама, когда тот крепко спал; Христос погрузился в крепкий сон смерти, и Бог соделал из Его пронзенных ребер невесту, спутницу сво¬его Сына в вечности. На этот пронзенный бок, откуда истек¬ла кровь жизни, церковь может взирать и воскликнуть: «Его смертью я имею жизнь, и через эту кровь я очищена». Взя¬тая от Адама и сотворенная для него, Ева была поставлена в положение зависимости. Кто-то сказал: «Ева не была сотво¬рена из головы Адама, чтобы командовать им; она не была сотворена из его ног, чтобы быть растоптанной им; но она была сотворена из его ребра, чтобы быть рядом с ним, нахо¬диться под его защитой и быть им любимой». В своей суве-ренной благодати Господь дает такое место церкви.
Шестой день прообразно представляет тысячелетие — шестое домоправление, золотой век, о котором говорят многие пророчества, когда Христос и Его невеста будут пра¬вить всей землей. Она сядет на престоле вместе с Ним (Откр. 3,21). Однако начало этого домоправления ознаменовано судами (см. Откр. 19), когда Он, окруженный святыми, уви¬дит, что все враги положены «в подножие ног» Его (Зах. 14,1- 5; Кол. 3,4; Иуд. 14).
Еще до дней скорби все усопшие святые воскреснут, а живые изменятся и все будут взяты, чтобы встретиться с Гос¬подом в воздухе; после этого состоится брак и будут розда¬ны награды, как это и обещалось. Это произойдет на небе, и тогда Христос возвратится со своим небесным народом, что¬бы положить конец скорбям Израиля и исполнить на земле суд над нечестивыми.
Откр. 19 представляет нам зверя (главу восстановленной Римской империи) и лжепророка, или антихриста (иудея, вождя иудеев-отступников в Палестине), которые будут бро¬шены живыми в огненное озеро. Тогда будут наказаны и те, кто отвергал евангелие (2 Фес. 2), а Господь будет иметь дело (согласно Матф. 25) с живущими народами, а не с умерши¬ми нечестивцами, которые будут воскрешены только после тысячелетия. Народы соберутся к Нему, и Он, как пастырь, отделит своих овец от козлов, язычников, пребывающих в темноте.
Во время «великой скорби» преследуемый иудейский остаток побежит из Палестины и будет искать себе убежище в рассеянии среди народов. Этот верный остаток представля¬ет собой братьев Христа, ибо таковыми они являются даже по плоти, будучи иудеями. Некоторые из народов будут дружелюбны к ним, а некоторые — враждебны. Однако, когда явится Христос, этот попираемый народ будет избавлен и возвышен (как это изображает красная полоса на схеме) в тысячелетии.
Десять колен, давно потерянные, будут приведены в тысячелетнюю благость и воссоединятся с двумя коленами — иудеями (что показано второй красной полосой), и в земле Палестины будет одна нация. См. Ис. 11,10-16; Иез. 21 и 37.
Народы, которые были добры к верному иудейскому ос¬татку, получат пощаду во время этого суда и будут благослов¬лены на земле через Израиль для тысячелетия. Это овцы из Матф. 25 (на схеме они представлены зеленой полосой).
Во время тысячелетия Христос будет править землей вме¬сте со всеми своими небесными святыми в новом Иеруса¬лиме на небесах. Иудеи, которые были замучены при анти¬христе во время великой скорби, будут воскрешены до это¬го момента благословения и будут жить и «царствовать со Христом тысячу лет» (Откр. 20,4.5). Тогда же будет заверше¬но число небесных святых: это святые Ветхого Завета, цер¬ковь (невеста) и замученный остаток. Когда эти мученики воскреснут, это будет первое воскресение, которое включа¬ет всех начиная от воскресения Христа и до полного числа небесных святых.
Итак, на земле «тварь освобождена» (Рим. 8,19-22), языческие народы благословлены, израильский народ восстановлен и поставлен над всеми нациями. Описание этого мо¬мента представлено во Втор. 28,13; Ис. 2,1-5; 11; 49,13-26; 60; Пс. 8; 72; 145-150; Иер. 30; Зах. 8; 14. Познание славы Господа охватит тогда всю землю.
В это время сатана будет связан. Линию сатаны («князя, господствующего в воздухе», «бога века сего») можно проследить от Эдема до середины последней седмины из пророчества Даниила, когда он будет низвергнут с небесных мест , чтобы явить всю свою силу на земле в период в три с половиной года. В начале же тысячелетия он будет связан — связан на тысячу лет. Затем, в конце этого длительного пе¬риода благословения на земле, он будет освобожден, и те из народов, которые во время тысячелетия притворялись покорными (ср. Пс. 18,44; 66,3), снова будут увлечены им. Человек снова падет, посему этот отрезок времени затуше¬ван на схеме темным тоном. Когда же они предпримут по¬пытку напасть на город (Иерусалим) и народ (иудеев), с неба сойдет огонь и погубит их, а сатана будет брошен в огнен¬ное озеро, «где зверь и лжепророк» (Откр. 20,7-10). Этим завершится суд над живущими. Торжественный конец!
Сейчас мы переходим к другой сцене — суду над мертвы¬ми. «И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им ме¬ста» (Откр. 20,11). Этим завершается течение времени и от¬крывается вечность.
Перед престолом появляются неспасенные — те, кто умер в грехах, начиная от Каина и до конца столетий, — малые и великие, богатые и бедные, которые воскрешены для суда. Христос восседает на престоле (Иоан. 5,22; Д.ап. 10,42; 17,31; Рим. 2,16; 2 Тим. 4,1); и это уже не престол благодати с вос-седающим на нем Спасителем, который дарует спасение вся¬кому верующему, но белый престол, с которого Христос бу¬дет праведно осуществлять суд над каждым неверующим.
«И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Бо¬гом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими» (Откр. 20,12). Их дела, которые записаны в этих книгах, свидетельствуют против них, а в «книге жизни», куда внесены искупленные, их имен нет, ибо они жили в грехе (моральном, религиозном) и отверга¬ли или пренебрегали свидетельством Бога о Его Сыне. И каж¬дый судим (т.е. наказан) по «написанному в книгах, сооб¬разно с делами своими»: они брошены в огненное озеро, отсечены от Бога, от Христа, от искупленных, от благослове¬ний; они всегда будут находиться в аду, который сравнива¬ется с огненным озером, вместе с дьяволом и его ангелами, вместе с проклятыми. Это вечное место пребывания греш¬ников. Читатель, задумайся над тем, где ты будешь в вечно¬сти. Если ты еще не спасен, обратись сейчас же к Христу, ко¬торый пока еще восседает на престоле благодати. Сейчас тебе предлагается спасение, ибо «теперь день спасения».
Взгляни из того места, куда никогда не дойдет луч света, на светлое место пребывания святых на новой земле, где бу¬дут Израиль и те из народов, кто во время тысячелетия оста¬вался искренним. Это для них приготовлено такое место, это их вечное наследие; там не будет ни греха, ни боли, ни смерти.
Взгляни еще выше, и ты увидишь новое небо, вечную отчизну (какое это сладкое слово!) тех, кто (от Адама до при¬хода Христа за своей невестой) был омыт от своих грехов кровью Христа, кто во время тысячелетия будет вместе с Христом на небе править землей. Они вместе с Христом вой¬дут на новое небо, чтобы проводить там вечность с Ним, нашим Спасителем, и с нашим Богом-Отцом. Бог, удовлет¬воренный делом своего Сына, будет иметь покой в своей любви; Христос, удовлетворенный при виде плодов труда своей души и при виде нового неба, где будут находиться те, кто искуплен Его кровью, будет иметь покой в своей любви. Каждое сердце наполнится, и все вместе громким голосом воспоют: «Достоин Агнец закланный принять силу и богат¬ство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение».
Блаженная перспектива! Блаженный народ! Седьмой день указывает на это время — время покоя, вечного покоя Божия.
Седьмой день: покой, вечный день
Перед нашим взором открывается совершенно новая картина. Мы переходим от золотого века, называемого тысячелетием, днем Господа, когда в самом его начале будет суд живых, а в конце — воскрешение и суд мертвых, к другой сцене. Течение времени заканчивается и наступает день Бога (2 Петр. 3,12.18). Это будет нескончаемое время; на него про¬образно указывает седьмой день, и тогда не будет ни вече¬ра, ни утра, что характерно для вечности. Из этой вечности вдруг появились события, описанные в Быт. 1,1, когда мы начали рассматривать в своем изучении течение времени, и эту же вечность мы снова видим сейчас. Мы пробежались по всем векам с их различными домоправлениями, у каж¬дого из которых есть свои особые уроки и каждое из кото¬рых имеет начало и конец. Вечность же абсолютно проти¬воположна всему этому — там все будет пребывать вечно.
«В начале» (из Быт. 1,1), до начала времени, не было ни неба, ни земли; в вечности же они будут всегда. В вечности, которая была до начала времени, не было огненного озера;
в вечности же, которая еще будет, мы находим место нака¬зания для зла, т.е. место, «уготованное диаволу и ангелам его» (Матф. 25,41), куда также будут брошены восставшие, неспасенные, неомытые грешники, — место вечного нака¬зания, о чем убедительно говорит Писание. См. Матф. 25,46.
Взирая на новое небо, мы видим новый Иерусалим, кото¬рый впервые появляется во время тысячелетия и который изливает свои золотые лучи света на землю; мы видим его на новом небе «приготовленным как невеста, украшенная для мужа своего». Это жена Христа, место пребывания Бога и всего небесного рода. Такова надежда для нынешнего до¬моправления (домоправления церкви), надежда для церк¬ви, что представлено нам в Новом Завете (Гал. 4,26; 1 Петр. 1,3-5; Откр. 21,1-8). Этот город, наше наследие, будет пре¬бывать вовеки.
И на новой земле нет и следа зла, и она станет местом пребывания для спасенных во время тысячелетия. На этой новой земле всегда будет пребывать земной искупленный народ. Небо наполнится, земля наполнится, и везде будет пребывать праведность. Таков наш седьмой день, этот со¬вершенный день, к которому ведет путь праведных. И тогда они будут иметь покой, так как больше не будет греха.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, дорогой читатель, мы подошли к концу своего крат¬кого изучения первой главы книги Бытие, в котором мы ста¬вили целью проследить божественный план намерений и путей Бога на протяжении различных домоправлений, что нашло свое завершение в Откр. 21 и 22. Мы вполне осозна¬ём, что с самого начала Бог видел этот конец и путь к нему, на что и намекает псалмопевец: «И от века и до века Ты — Бог» (Пс. 90,2).
Давайте же будем «разрабатывать» этот божественный рудник богатства, которым является драгоценное Слово Бога. Давайте будем тщательно исследовать его страницы, ибо мы лишь дотронулись до вершин гор каждого домоправления; давайте будем помышлять о том божественном богатстве, которое лежит под этими горами и в тех долинах, где мы видим только поверхность. В заключение мы обращаемся к тебе, наш возлюбленный читатель-христианин: давай будем верны всему Слову Бога. Наше домоправление завершает¬ся; мы живем в последнюю стражу ночи; скоро на небесах будет видна яркая утренняя звезда. Так пусть же до того часа Слово будет для нас «светильником, сияющем в темном ме¬сте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда» (2 Петр. 1,19)!
Это наша пища «в радость и в веселие сердца» (Иер. 15,16); здесь мы найдем мудрость для «всякой доброй сте¬зи» (Пр. 2,1-9) и Христа для наших сердец. Давайте будем стремиться к тому, чтобы лучше знать каждую из шестиде¬сяти шести книг Библии; давайте будем освящены ее учени¬ем; давайте будем всюду распространять ее драгоценные истины. Посеяв сейчас, мы насладимся плодом в вечности.
«ОТ ВЕЧНОСТИ К ВЕЧНОСТИ»
25 декабря 202325 дек 2023
5
35 мин