Найти тему

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования.
В условиях повсеместной информатизации всей системы образования значительно возрастает значение информационно-коммуникационной компетентности педагогических работников. Практика показывает, что сегодня есть все возможности для совершенствования образовательного процесса за счет внедрения новых методов и инструментов ИКТ, особенно при преподавании специальных дисциплин. Большое значение имеет необходимость подготовки педагогов по этим технологиям.
Развитие общеобразовательных, общекультурных и профессиональных навыков в работе с информацией, коммуникативных навыков работы со студентами, умения проектировать электронные учебные издания - все это в совокупности составляет основу информационно-коммуникативной компетенции современных преподавателей.
Как отмечает в своей работе А. М. Аюлов, происходящие изменения в традиционных подходах к учебно-воспитательному процессу обусловливают феномен электронного обучения. Развитие ИКТ и мультимедиа говорит о широком разнообразии технологий и средств, быстром расширении их возможностей и функций, а также об их применении в образовательном процессе, устраняя при этом любые границы, связанные с географией, культурой, возрастом. Основой повышения качества всего образования является уровень квалификации профессорско-преподавательского состава вузов по информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ). Повсеместное использование средств ИКТ для создания учебно-методического обеспечения дисциплин позволяет повысить качество образовательного процесса. Грамотное использование ИКТ преподавателями вузов значительно усиливает педагогическое воздействие на формирование творческого потенциала студентов, воспитание в них определенного уровня научной культуры .
Одна из новых педагогических технологий обучения с использованием цифровых электронных ресурсов (ЦОР) подчиняется основным законам педагогики, и включает как традиционные дидактические принципы образования, так и дополняются новыми условиями и критериями учебной среды. Существующие исследования психологов показывают, что эффективность учебного процесса напрямую зависит от уровня активации всех органов чувств, т. е. чем шире у студентов сенсорное восприятие учебного материала, тем лучше он усваивается. Это дает основания полагать, что чем разнообразнее и четче разработан и представлен учебный материал, тем эффективнее учебный процесс. Можно сделать вывод, что наиболее перспективным средством преподавания специальных дисциплин являются цифровые образовательные ресурсы. Эти инструменты основаны на различных информационных технологиях, которые включают в себя не только существующие технические приемы, например, использование гипертекстовых технологий, т. е. когда есть возможность перейти от одного текста к другому с помощью ссылок, но и, например, гипермедиа, т. е. синтез гипертекста и мультимедиа (графика, звук, видео). Кроме того, использование ЦОР экономит время во многих отношениях и не требует больших затрат на печать для услуг, не связанных с печатью.
Например, Т.Н. Носкова, Т.Б. Павлова считают, что роль цифровых образовательных ресурсов особенно очевидна в процессе самостоятельной внеклассной работы студентов. В разработанных новых образовательных стандартах для самостоятельной работы студенту дается гораздо больше времени по отношению к общей сложности дисциплины. Процесс самостоятельного усвоения знаний студентами должен, как правило, носить индивидуальный характер и происходить в возникающих новых информационных условиях, отражающих содержание информационных процессов в современном обществе и в изучаемой дисциплине.
Любой вид образовательной деятельности может быть обеспечен различными информационными инструментами. Вопрос выбора учебных пособий решается с учетом специфики содержания целей и задач обучения по данной дисциплине. Выделены следующие основания для выбора и сочетания учебных пособий: степень адекватности средств целям и содержанию образования; степень адекватности средств по отношению к организационным формам и методам обучения, уровень эффективности в их реализации; учет многомерного принципа усвоения учащимися учебного материала; уровень соответствия средств обучения образовательным целям и задачам по изучаемой дисциплине на данном этапе; уровень эффективности средств обучения .
Например, можно применить слайд-лекции с элементами анимации, что позволит студенту более четко изучить материал. Кроме того, эффективными будут интерактивные модели и динамические FLASH-презентации. Однако следует отметить, что для создания анимационных моделей преподавателям требуются специальные знания (не только Word или Excel) и достаточно длительное время для их разработки. С этой целью в вузах должны быть организованы специальные курсы по обучению профессорско-преподавательского состава необходимым навыкам и знаниям в области развития цифровых образовательных ресурсов.