Туманности - это всегда красиво. А биполярные туманности - невероятно прекрасны, ибо в них присутствует симметрия, которая всегда чарует наш глаз и особенно удивительно смотрится на фоне космической черноты.
Креационисты, возможно, усмотрят тут руку великого Творца, придумавшего изобразить такие фантастические узоры на бескрайнем полотне безвоздушного вакуума.
На самом деле, конечно, причина их появления - чистая физика и астрофизика.
Биполярное истечение молодых звезд
Молодые звезды (возрастом около 10000 лет), обладающие бешеной энергией, способны выбрасывать мощное излучение в сторону своих полюсов. Получается два симметричных облака газа. Они расширяются в обе стороны весьма активно, и у молодых звезд могут достигать размеров парсека.
Типичный случай - туманность Бумеранг в созвездии Кентавра (Центавра) в 5000 световых лет от Земли. Снимок, приведенный ниже, обработан с помощью фильтров, но на самом деле "крылья" туманности не столь яркие, а сама она - очень холодная (газ - сильно разреженный). Второй снимок (листайте вправо) - без фильтров, в синем свечении.
Биполярные туманности вокруг умирающих или умерших звёзд
Звезды умирают не так, как биологические объекты. Они напоследок ярко вспыхивают и даже взрываются (взрыв сверхновой). А затем перерождаются, проходя несколько стадий (красный гигант, белый карлик). Всё это сопровождается неимоверным выбросом энергии. Эффект - очередная красивая туманность, иногда - биполярная.
На примере эволюции нашего Солнца можно показать, как оно на ранней стадии, будучи протозвездой, формировало биполярное истечение, а на закате своего цикла вновь образует туманность, возможно, тоже биполярную, однако другую, обреченную на угасание.
Пример - планетарная туманность Hubble 5, снятая в 1997 году телескопом Хаббл в созвездии Стрельца, на расстоянии 2200 световых лет от Земли.
Жуткая красота
Одно из самых прекрасных и притом не вполне объясненных явлений - туманность Песочные часы в созвездии Мухи, на расстоянии порядка 8000 световых лет от Земли. Поскольку это невероятно далеко, можно лишь строить гипотезы, отчего эта туманность имеет столь необычный вид.
Впрочем, кое-что астрономы и астрофизики смогли понять и по картинке, особенно, обработанной с помощью фильтров. Видна умирающая звезда в центре - очевидно, в стадии белого карлика. Она выбрасывает с обоих полюсов газы, которые под воздействием мощного звездного ветра формируют гигантские кольца разного цвета. Цвет зависит от преобладания элементов: красный - азот, зеленый - водород, голубой - кислород.
Немного метафизики
Я заинтересовалась этими тонкостями, поскольку герои моей космооперы "Хранительница" периодически прибегают к ассоциациям и образным сравнениям из астрономического репертуара. Там, где наш современник по инерции сказал бы - "ей-богу", или "чёрт возьми", или "провались ты пропадом" - персонажи космооперы изъясняются иначе. "Сатурн его знает", "Арпаданская пропасть их всех побери", "во мне как будто сверхновая взорвалась"... Даже недавно выложенная главка из "Возвращения Улисса", где происходит сближение двух молодых героев, называется "Слияние галактик" - не ради манерности, а потому, что именно так выражается юная уйлоанка Оллайя, вундеркинд-астроном.
Через все книги космооперы, начиная с "Тиатары", проходит уйлоанское словосочетание "сюон-вэй-сюон" - обозначение нерасторжимой духовной или физической связи двух любящих. В графическом выражении эта идиома напоминает математический знак бесконечности, лемнискату.
А в книге "Алуэсса" другой инопланетянин, совсем неантропоморфной природы, говорит моей героине Юлии, что подобную форму имеют траектории некоторых космических тел - и даже... галактики.
Я написала и призадумалась: верно ли? Полезла выяснять. Нет, неверно. Или не совсем верно. Галактики могут оказаться сдвоенными (и отчасти биполярными) при сближении и при поглощении. Это отнюдь не типичный случай. И тогда одна из них меньше, другая больше.
Неужели совсем нет галактик в форме уйлоанского символа?..
Одна всё-таки нашлась. Не совсем то, что нужно, но всё же сойдёт. Галактика Сигара (М 82).
Зато для туманностей биполярная форма довольно типична. Придется, видимо, слегка поправить текст. Рядовой читатель вряд ли будет вникать (да и вряд ли доберется до моей космооперы). Но точность желательно соблюдать даже в очень нетвердой фантастике.
В книгах "Тиатара" и "Двойное кольцо" герои обсуждают непонятные строки из собрания древних гимнов уйлоанских океанид - алуэсс. В "Тиатаре" Юлия предполагает, что в тексте запечатлено некое "гиперпространство", увиденное алуэссами из океана. В "Двойном кольце", несясь вместе с учителем в космос на неуправляемом корабле, она вспоминает те строки и дает им новое толкование - очень похожее на образ биполярной туманности.
Меня вдруг обдало пророческой жутью, и я процитировала:
— «Колыханье колец, уводящих в утробу времен, колыбель и могила мерцающей мглы»…
— Алуэссы, видимо, знали об этом, — согласился Ульвен.
— Ульвен… — наконец-то отважилась я назвать его имя вслух. — Ведь тут… в этом тексте… два кольца. Я их вижу.
— Вы становитесь истинной уйлоанкой. Что вы видите?
— Два кольца из чистого света, образующих знак бесконечности, и притом перекрученные: вместо двух поверхностей — всюду одна. Космос и Океан. Или… Время и Вечность.
— А ещё?..
Я решилась:
— «Сюон-вэй-сюон».
--
Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе.
Новый, еще не оконченный роман, "Возвращение Улисса", выкладывается в режиме черновика на Литрес и Литмаркет.