Примечание: для тех, кому лень читать (или неудобно читать), я оставил в самом конце статьи ссылку на мой подкаст на ютубе, где я я записал чтение этого текста в полном объёме.
ПЕЩЕРНЫЙ СВЯТО-УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - ЧУФУТ-КАЛЕ - ИОСАФАТОВА ДОЛИНА - ДРЕВНЕЕ КАРАИМСКОЕ КЛАДБИЩЕ - ТЕПЕ-КЕРМЕН - БАШТАНОВСКОЕ ОЗЕРО
Итак, третий походный день. Ночь прошла спокойно, спалось очень хорошо. Пешие туристы снялись с лагеря ещё до шести утра и ушли в свой поход. А мы поспали до 8 утра. У нас почти не оставалось питьевой воды, но ещё с вечера мы планировали сходить за водой к Свято-Успенскому монастырю, где есть оборудованный Святой источник. Сходить вызвался я, Витя не возражал, так как он там был уже несколько раз, а я впервые.
Я взял все пустые ёмкости, что у нас были в наличии, и пошёл вниз по ущелью Марьям-Дере, в котором расположен пещерный монастырь. Тогда ещё его реконструкция шла не шатко, не валко - финансирование было мизерным. К слову, после весны 2014 года финансирование стало хорошим, и окрестности монастыря стали изменяться с огромной скоростью: сейчас эти кадры не отражают и половины того, что есть там на нынешний 2023 год. Тем интереснее на них сейчас смотреть и сравнивать.
Пожалуй, сейчас не претерпела изменения только церковь Свято-Успенского монастыря, которая вырублена прямо в скале. В следующем 2011 году ,летом, мы там побываем внутри. А сейчас я только рассматривал её снизу, от источника.
Святой источник хорошо оборудован, из никелированной трубки течёт сразу четыре струи водяных. Я заполнил водой все наши ёмкости и пошёл вверх по ущелью Марьям-Дере к нашему лагерю.
Тропу от монастыря к Чуфут-Кале только-только начинали облагораживать: бетонировать основание, делать подпорные стенки по бокам. Сейчас эту тропу не узнать - она выполнена очень широкой, полностью забетонированной, везде сделаны подпорные стенки. А тогда тропа была в плохом состоянии. Но нам это не мешало.
Мы позавтракали овсянкой и кофе, быстро собрали наш лагерь и отправились вверх по направлению к древнему пещерному городу Чуфут-Кале.
Тропа в основном состояла из крупных булыжников, хаотически разбросанных по ней. Мы сначала попытались по такой тропе даже педалировать вверх. Но очень скоро поняли, что велопешкой будет передвигаться и удобнее и быстрее. После первой сотни метров тропа стала получше - белые большие камни были почти отполированы подошвами обуви сотен тысяч людей, которые по ней ходили и ходят. Слева и справа от тропы было огромное количество коробейников, которые, разложив свой нехитрый товар прямо на земле, по-цыгански ко всем прохожим цеплялись, чтобы они обязательно купили у них какую-нибудь бесполезную безделушку. Кстати, в 2015 году этих торговцев стало гораздо меньше. В последующие годы я ездил в крымские велопоходы, но именно здесь больше проезжал, в Крыму и других интересных метс навалом! Что-то я слышал такое, что этих торговцев окончательно нагнали с тропы на Чуфут-Кале после того, как бетонирование и облагораживание этой тропы закончилось. Но эта информация неточная, из чужих уст. Если кто-то знает нынешнее положение дел там, то сообщите в комментариях, это будет полезной информацией!
Примерно на полпути от Свято-Успенского монастыря до Чуфут-Кале находится древнее мусульманское кладбище - текие дервишей "Газы-Мансур". На его территории должен быть источник питьевой воды, который так и называется - Газы-Мансур. Мы хотели зайти продегустировать качество воды в нём, но не стали этого делать, так как там как раз в это время шла вверх процессия похоронная, вдаль по округе разносилась заунывная погребальная песня на арабском языке. Впрочем, потом, в 2013 году, мы с Саней Довыденко в своём крымском походе зашли в это текие, там никого из людей не было. Нашли источник, он оборудован наподобие колодца. Однако, воды в нём не оказалось совершенно. Хотя ёмкости для набора воды, бесполезные в тот момент, были представлены около источника. Вдруг кто-то знает нынешнее положение с водой в источнике Газы-Мансур, напишите в комментариях, пожалуйста!
Когда мы дошли велопешкой до поворота на Чуфут-Кале, Виктор предложил посторожить наши велы в тени дерева, а мне сходить наверх в пещерный город Чуфут-Кале, там очень интересно. Сам-то он уже два раза там был в прошлых велопоходах, поэтому с удовольствием посидит в тени дерева. И я пошёл круто наверх. Надо сказать, что уже был почти полдень, высоко взошедшее уже солнце пекло нещадно! Да что там пекло - оно просто жгло и обжигало. Но я, гонимый любопытством, старался не замечать того, что хожу почти по раскалённой сковороде.
Я зашёл на территорию древней крепости Чуфут-Кале через Южные ворота, заплатив в кассе за вход 20 или 30 гривен (точно уже не помню). Чуфут-Кале с караимского переводится, как Иудейская крепость. За многие века кто-только здесь не жил! Разные народы здесь жили. Караимы - крайние жители этой обители; последний житель пропал отсюда не так давно, в 70-е годы 20-го века. А сами караимы - это народ тюркского происхождения, только не мусульмане, а иудеи особого рода. Настолько особого, что сами евреи караимов не признают за своих единоверцев. Караимы являются последователями религиозной секты, отделившейся от иудаизма в восьмом веке нашей эры, причём дело это происходило в Вавилонии. Суть в том, что караимы не признают еврейский Талмуд, который является сборником толкований Устной Торы и из-за этого изобилует недостоверностями и придумками, по мнению караимов. Караимы признают только тексты Письменной Торы - Танаха, и придерживаются только буквального понимания текста Священного Писания. Как уж из Вавилонии караимы попали в Крым - точно неизвестно. Известно только, что есть ещё два места компактного проживания караимов - в Литве около Тракая и в Карпатах, недалеко от Львова. Но в Крыму - наиболее многочисленная община караимов. Сейчас центр общины находится в Евпатории. Между прочим, гитлеровцы, когда вошли в Крым, чаще всего не считали караимов евреями и не истребляли их. В отличие от другого тюркского народа Крыма, исповедующего иудаизм - крымчаков. Но крымчаки в основном базируются в районе города Керчь. Кстати, Цезарь Куников - крымчак. Константин Коккинаки - тоже крымчак. Не знаете их? Значит, вы плохо знаете историю Великой Отечественной войны.
А вот Марк Тапшасар - караим (надгробие его могилы-перезахоронения хорошо сохранилось и его легко увидеть по левую сторону от центральной аллеи). Не знаете и такого? Ладно, расскажу! Это легендарный в Японии герой русско-японской войны. Во время битвы за Порт-Артур в 1904 г. Марк Тапшасар в одиночку захватил японскую позицию. Он был убит, но рядом с ним японцы обнаружили 16 тел своих погибших – это не считая тех, кто вовремя убрался в тыл. Самураи умели ценить мужество – Тапшасара похоронили с почестями. С его сабли сняли копию и поместили в музей, а оригинал вернули российскому командованию.
Пройдя остатками древних улиц Чуфут-Кале, я очутился около двух караимских кенасс - аналога иудейских синагог. Там сейчас всё было закрыто, службы там не проходят.
Пройдя ещё немного, я попал в район усадьбы Фирковича. Дверь туда была открыта, но никого из людей я там не встретил тогда. Сам Авраам Самуилович Фиркович считается караимским патриархом. Он был российским учёным, путешественником, археологом, собирателем древних рукописей. Ходили слухи, что его коллекцию древних рукописей за огромные деньги купила Екатерина II для историков Российской империи. Однако, достоверных сведений о том, где сейчас находится библиотека Фирковича не имеется. Фиркович умер здесь, на Чуфут-Кале, в 1874 году. Кстати, его могилу я нашёл на древнем караимском кладбище, во время велопохода 2012 года.
И кенассы, и усадьба Фирковича находятся на самом краю крутого обрыва на Чуфут-Кале. Отсюда открывается величественный вид на Бахчисарай и его окрестности. Я продолжил свой путь по тропинкам внутри древнего города.
Некоторые улочки Чуфут-Кале довольно хорошо сохранились. На одной из них можно увидеть остатки дома богатого караимского купца Чал-Борю.
Вообще-то, по территории древнего городища Чуфут-Кале можно бродить часами! Я на палящем солнце ходил два с половиной часа.
Там очень много древних пещер, остатков построений, которые можно и нужно очень долго рассматривать - процесс очень интересный. Вот только не по испепеляющему зною!
Вот внутри караимской тюрьмы было прохладно даже знойным днём. Кстати, в середине 17-го века российский боярин Василий Борисович Шереметев провёл 21 год в заточении в этой камере на Чуфут-Кале. Но его туда засадили не караимы, а крымско-татарский хан Мухаммед-Гирей IV. Впоследствии боярина Шереметева выкупили из плена.
Есть и не только караимские здания на Чуфут-Кале. Например, дюрбе Джанике-ханым, построенное в IV веке и хорошо сохранившееся. Дюрбе - это мусульманская усыпальница. А Джанике-ханым - это крымская принцесса, дочь Тохтамыш-хана. Вход в дюрбе закрыт стальной решёткой, а за решёткой, в темноте, весь пол обильно усеян самым разными монетками. Добавил и я монетку в 5 гривен в эту "коллекцию"!
Пришёл я вниз к Виктору, спустившись с раскалённой сковороды Чуфут-Кале уже сильно вымотанным адской жарой. Но мы продолжили свой вело-путь вверх по Иосафатовой долине, которая является своеобразным караимским аналогом Долины Иосафата - Кедронской долины, отделяющей Иерусалим от Масличной горы, места погребения иудейского царя Иосафата.
Мы поднимались по Иосафатовой долине, чтобы пройти сквозь древнее караимское кладбище. Но в то время какие-то волнения крымских татар происходили, они какие-то претензии к караимам предъявляли, и завалили в трёх местах узкий проход к древнему караимскому кладбищу. Зачем? Я не знаю. Но только мы с Витей и нашими велами с большим трудом преодолели эти завалы и вышли к воротам Балта-Тиймез.
Балта-Тиймез (тюрк. "топор не коснётся") - это одно из самых древних в мире сохранившихся кладбищ! Там находится около 7 000 надгробий на территории примерно 8 гектар. Самое древнее сохранившееся надгробие датировано 6 годом нашей эры, а самое последнее захоронение было сделано в XX веке. Там же находится и могила Фирковича. Её довольно легко найти: пройти от входа метров 25 и потом вправо около 70 метров.
На этом кладбище похоронено более 40 000 человек. Кладбище настолько древнее, что оказавшись там, невольно веришь в мистику. Раскинувшийся большой лес, надгробия на самых разных языках, которые вросли в землю. Мы вошли на центральную аллею и сами убедились в том, что на этом кладбище присутствует такой эффект: не слышно пение птиц, они там никогда не поют; нет там звуков ни от каких животных, да и не видно их там никогда. Только шум листвы на ветру там есть, как мистический шёпот тысячелетий. Да уж, для впечатлительных людей это место довольно жутковатое.
Со временем караимы покинули город Джуфт-Кале, но продолжали навещать могилы предков, и не только для того, чтобы почтить их память. Здесь расположена единственная в Европе действующая священная роща дубов. У караимов существует легенда о священных дубах, которые растут в роще на кладбище. Согласно древнему поверью, между жизнью священных деревьев и жизнью караимского народа есть таинственная причинно-следственная связь. Поклонение священным дубам никогда не афишировалось. Оно не прекращалось даже в советское время (конечно, с соблюдением строгой конспирации). В лице небесного божества Тэнгри Священные дубы просили заступиться за народ, вызвать дождь, дать детей... В караимской среде до сих пор имеют хождение рассказы на последнюю тему, причём называются конкретные фамилии счастливых матерей.
Караимская легенда гласит, что когда будет срублен последний дуб в этой Священной роще, народ караимов прекратит своё существование. Потому и называется эта роща Балта-Тиймез - топор не коснётся. Крымские ханы, когда хотели получить от караимов дань, всегда распускали слух, что они придут и вырубят дубы в священной роще. После этого караимы всегда приносили им богатые подношения.
А ещё есть поверье, что если к Священному дубу прислониться головой, постоять покаться за свои грехи и попросить у дуба помощь в каком-то деле, то он обязательно поможет. Но внимание: дубы исполняют только не эгоистичные желания! Исключительно не для просящего. Кроме того, сейчас довольно трудно отыскать Священные дубы, они открываются далеко не всякому. Многие смотрят на дуб, но не видят его. Говорят, что сейчас осталось не более десятка настоящих старых и больших Священных дубов в этой роще.
Мы с Витей тогда отыскали три священных дуба. Виктор потом мне сообщил, что просьба, которую он обращал к Священному дубу в 2004 году, исполнилась. В последующих велопутешествиях я ещё три раза был в священной роще Балта-Тиймез, и мне удалось найти девять Священных дубов!
Когда мы прошли вело-пешкой вверх всё древнее караимское кладбище и вышли из его полумрака на свет, то стали свидетелями ошеломляющего "эффекта"! После первого же шага на свет с территории кладбища, нам как будто включили свет, и мы услышали громкое и весёлое пение многочисленных птиц!
Затем мы немного поблуждали по горам, но вышли-таки к тропе на Тепе-Кермен. В тот год у нас ещё не было никаких навигаторов, ведь я куплю свой первый туристический навигатор Garmin Oregon 450 только зимой 2011 года.
Тут, у подножия горы Тепе-Кермен, уже я остался в тени деревьев сторожить наши велы, а Виктор пошёл подниматься на Тепе-Кермен, на котором он ещё ни разу не был.
Тепе-Кермен - это тоже особая история, овеянная множеством легенд. Но я о них расскажу в одном из своих следующих походов в эти места.
Виктор ходил около часа по Тепе-Кермену. Рассказал, что пришлось карабкаться вверх буквально на карачках, и набрать метров 60 высоты. На Тепе-Кермен он видел в пещерах множество человеческих костей. Но их фото делать не стал, из суеверия. И правильно. Конечно, вандалы исписали все стены в пещерах надписями типа "Киса и Ося были здесь". Это видно на фотке, которую там сделал Виктор.
С вершины Тепе-Кермен открывается прекрасный вид на горы и долины в направлении Кудрино и даже пос. Научный.
Дождавшись Виктора, я полностью восстановился и отдохнул. Мы с новыми силами поехали по крутому меловому спуску-сыпухе.
Ехать стало довольно приятно, так как зной и жара начали постепенно спадать.
Ехать по сыпухе очень опасно, новичок обязательно упадёт. Меня Витя предупредил, чтобы я по сыпухе сильно не разгонялся, хотя уклон вниз был довольно крутой. Я так и делал. И правильно делал!
Наконец, мы спустились с Тепе-Кермен в деревню Машино (по кр. тат. называется она Татар-Кой). Там мы на улице Островского, дом №28 купили баллон свежайшего и вкуснейшего козьего молока всего за 10 гривен.
Такого вкусного молока я никогда не пил: ни до того случая, ни после того случая. Мы были просто вымотаны за день сильным зноем, ехали по пыльной сыпухе, а тут нам принесли из погреба баллон свежайшего молока. Его вкус был просто изумительным! В одном из следующих вело-походов я специально заехал в это место, чтобы купить молоко. Но... На этом месте уже никто не жил... Дом стоял разорённый в нежилом виде. Жаль.
От Машино мы поехали по асфальтовой дороге вдоль реки Кача в направлении Баштановки (кр. тат. Фыцки).
Ехали мы по красивейшей дороге вдоль красавца Качи-Кальона.
Переехали по мостику речку Кача, зашли в ближайший магазин (справа от дороги) почти сразу после мостика, закупились в нём провизией для ужина. Кстати, спустя несколько лет я там проезжал, но магазина этого уже не было и в помине...
Мы проехали всю Баштановку и решили остановиться на ночлег среди сосен на берегу Баштановского озера с чистой водой. Виктор в предыдущих своих крымских походах здесь уже останавливался на ночлег и хорошо знал - в какое именно место нам надо ехать на ночлег.
Когда мы поставили палатку и обустроили лагерь, Виктор ещё успел сходить в Баштановку в магазин, где купил окорочка и пиво. Так что ужин у нас был прекрасный.
Вечером Виктор лёг спать, а я ещё полчасика посидел в прохладе и покайфовал в этом прекрасном месте: сосны, воздух, озеро, горы!
Так завершился наш третий походный день, очень насыщенный и интересный!
Но четвёртый день был не менее насыщенным и интересным - рассказ о нём ещё впереди.
Ссылка на подкаст на моём ютуб-канале, где я в точности озвучил этот текст, желающие моуг его прослушать, перейдя по ссылке.
На всякий случай, дам ссылку на свой ютуб-канал (кому интересно - подпишись, да и всё!)
Кроме того, можно подписаться на мою страницу в ВК, там я регулярно выкладываю ссылки на мои видео.
Ссылка на 1-ый день похода в Дзене: https://dzen.ru/a/ZYcxsjw0kmPNggWJ
Ссылка на 2-ой день похода в Дзене: https://dzen.ru/a/ZYgQqJKlAx2Cwgi5