Очень тонкий, деликатный человек и замечательная актриса. Так характеризуют артисту Донецкого музыкально-драматического театра имени Бровуна Марию Марченко, которая стала одной из первых представителей культуры Донецкой Народной Республики, кому указом Президента Российской Федерации Владимира Путина было присвоено высокое звание – заслуженный артист РФ.
- Преемница мэтров Донецкой муздрамы, она всецело посвятила себя родному театру, где трудится вот уже более четверти века. Уверена, огромная зрительская аудитория поклонников таланта Марии Марченко будет только расти, - говорит генеральный директор-художественный руководитель театра Наталья Волкова. - У нее очень высокий уровень, она актриса думающая, которая умеет очень тонко выстроить роль. За ней всегда интересно наблюдать. Как идет репетиционный процесс, как Мария работает над ролью. В итоге мы всегда получаем очень хороший результат. Всегда это яркие, нестандартные работы.
ПРИРОЖДЕННЫЙ ТАЛАНТ
В послужном списке актрисы более пятидесяти разноплановых ролей, огромная галерея комедийных, драматических и острохарактерных образов. Актриса Донецкой муздрамы рассказала в эксклюзивном интервью «КП Донецк» о своем творческом пути, о жизни театра, и о том, что для нее значит стать заслуженным артистом РФ.
– Для меня это большая честь, но и огромная ответственность, - говорит о высоком звании Мария Марченко. - Знаете, мне до сих пор кажется, что это происходило не со мной. Я считаю, что это не моя личная заслуга, а всего нашего коллектива. Ведь у нас столько талантливых людей! Во всех творческих и технических цехах! Я не понимаю, по каким признакам выбрали одного человека. Так хочется, чтобы заметили и отметили каждого!
– Когда и как вы приняли решение связать свою жизнь с театром?
– Для меня это как-то всегда было само собой разумеющимся. Наверное, еще с детского сада я пела танцевала, придумывала какие-то номера, разыгрывала сценки. Потом в школе – все мероприятия, все КВН. Была заминка с выбором ВУЗа – тогда как раз распался СССР. Но как-то само собой сложилось так, что я осталась в Донецке. Тут сыграли свою роль несколько факторов: сравнительно недалеко от моего родного Мариуполя и предложенная форма обучения. Это был год, когда при Донецком тогда еще училище культуры набирали первый экспериментальный курс. Все профильные предметы преподавались прямо в театре. С первых дней мы ходили на занятия по гриму – в гримерно-постижерный цех, по костюму – к художникам. Мастерами курса у нас были режиссер Юрий Кочевенко и ведущая актриса театра Татьяна Романюк. Мы только мечтать могли о том, что нашим образованием будут заниматься самые настоящие звезды!
«НЕ БЫВАЕТ МАЛЕНЬКИХ РОЛЕЙ!»
– Помните свое первое выступление? Расскажите об этой роли. Как готовились, каким получился актерский дебют?
– Благодаря подобному экспериментальному формату обучения, мы с моими однокурсниками выходили на сцену уже с первого курса. Конечно же, сначала это было участие в массовых сценах крупных спектаклей. Чуть позже нам начали доверять роли в сказках. Потом были небольшие роли в таких легендарных спектаклях, как «Пигмалион» (Клара Хилл) и «Поминальная молитва» (погромщица). Но настоящим подарком судьбы стало для меня назначение на роль Прони Прокоповны в спектакле «За двумя зайцами». Это случилось сразу после моего выпускного. Как я боялась, как переживала – это словами не передать! И надо же такому было случиться, что именно эта роль стала не просто знаковой в моей карьере, но и играла я ее целых 20 лет!
– Какая роль для вас стала самой сложной?
– Так сложилось что, когда мне было всего 24 года, меня назначили на сложнейшую роль Марии Васильевны в спектакле «Случай в доме господина Г.» Моя героиня должна была быть намного старше меня. Для неопытной актрисы – это сложнейший момент. Кроме того, непривычный нашему театру жанр – водевиль-модерн. Где и пластика выставляется совершенно особым образом, и вокальные номера вплетены прямо в ткань постановки. Приглашенный режиссер – Вахтанг Чхаидзе, человек просто фонтанирующего таланта и совершенно вулканического характера и темперамента! Мне очень повезло в тот момент: мои партнеры отнеслись ко мне очень бережно, помогали, направляли. Режиссер делал точные замечания и ставил конкретные задачи именно мне, отталкиваясь от моей актерской природы. И я играла! Много лет эта роль оставалась одной из самых ярких в моем репертуаре.
– Какую свою роль вы считаете наиболее яркой, удачной? Почему?
– Нас с первого курса учили: не бывает маленьких ролей! К каждой вы должны относиться серьезно, со всем вниманием, любовью и уважением. Этот подход к работе я до сих пор считаю самым правильным. Наверное, поэтому я так люблю эпизоды, стараюсь в каждом находить что-то свое, интересное, необычное. Из больших ролей, наверное, самая дорогая для меня – Лиза из «Страстей по Торчалову». А вообще любимыми у меня были и остаются роли в сказках! Учитывая то, что это, в основном, отрицательные роли – Баба Яга, Кикимора, Атаманша разбойников – там можно и подурачиться, и позаигрывать с детьми, и что-то смешное придумать вместе с партнерами. А восторженные глаза детей – это самая главная награда!
ОТКРЫВАЛИ СЕЗОН ПОД ЗВУКИ АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ КАНОНАДЫ
– В Донецкую муздраму вы пришли в 1997 году. Что за это время изменилось в театре?
– Пройдя через испытания – сначала славой и званием одного из лучших театров, потом боевыми действиями – мы стали сплоченнее. Научились ценить и быть терпимее. Моральные, этические ценности ощутимо вышли на первый план. В ситуации, когда каждый твой день, простите за это высказывание, может оказаться последним, ты по-другому начинаешь относиться и к жизненным трудностям. Человек, его жизнь, его душа – главное! Остальное – временные трудности. Конечно, и спектакли у нас стали другими. Даже в развлекательных, комедийных постановках на первый план выходят вопросы веры, чести, совести, души.
– Изменился ли зритель за эти годы?
– Это просто отдельная тема. 11 октября 2014 года под звуки артиллерийской канонады наш театр открыл новый, 88-й сезон спектаклем «Женитьба» Н. Гоголя. Мы не знали, придет ли вообще хоть кто-то. Рекламы особо не было, денег у людей тоже. И вот открывается занавес – а там полный зал! Люди сидели на ступеньках, стояли в дверях. Мы первые минуты не могли играть – комок в горле! И это был самый запоминающийся поклон в моей жизни. Люди подходили к сцене и протягивали нам свои руки. Мы обнимались и плакали. Разве такое можно забыть?
– В 2014 году, когда в Донбассе начались боевые действия, вы не покинули театр. С чем связано это решение?
– Мы с моей семьей не выбирали, где жить. Это дом. Как можно было в трудную минуту оставить дом?
Летом 2014 года мы уехали в отпуск, который растянулся на несколько месяцев. В конце сентября нам начала звонить Наталья Марковна – наш худрук и генеральный директор. «Возвращайтесь. Будем открываться, начинать сезон». Как? Город был в блокаде, без воды, без света, без лекарств и продуктов. Но там наш дом. И нас там ждали! Знаете, когда мы поняли, что все не зря? Автобусы, поезда – уже ничего не ходило в Донецк. Каким-то чудом в Днепропетровск пригнали наш театральный автобус, туда все съезжались, а потом колонной – кто в автобусе, кто своими легковыми машинами – решили прорываться в Донецк. И вот, когда все блокпосты были позади и мы подъехали к театру, начали выгружаться, к нам по бульвару Пушкина побежали невесть откуда взявшиеся люди. Они плакали, обнимали нас со словами: «Театр вернулся! Значит, все будет хорошо!» Разве мы могли подвести их?
«НЕЛЬЗЯ БЫТЬ ПЛОХИМ ЧЕЛОВЕКОМ И ПРИ ЭТОМ БЛЕСТЯЩИМ АКТЕРОМ»
– За что вы особенно цените своих партнеров в этом театре?
– Когда-то театральный мэтр Андрей Гончаров, главный режиссер и художественный руководитель Московского драматического театра имени Маяковского, сказал: «Нельзя быть плохим человеком и при этом блестящим актером. То, чем вы наполнены, только то и можете вы транслировать со сцены. Зритель все почувствует, все поймет!» Через столько лет работы в театре я могу с уверенностью сказать: это абсолютная правда! Я ценю и уважаю своих партнеров за то, что каждый из них, в первую очередь, человек!
– В силу обстоятельств театр не может сейчас принять зрителей в своем зале. Скучаете по донецкому зрителю?
– Невероятно! Да, наши гастроли, поездки, спектакли на территории большой России – это настоящий глоток свежего воздуха. Ведь актера не будет, если ему не для кого будет выходить на сцену. Но как же мы хотим, чтобы поскорее распахнулся наш занавес. И зал наполнился таким знакомым гулом, ароматом духов, смехом, аплодисментами. Там, где тебя любят, даже время идет по-другому.
– Сегодня театр регулярно гастролирует по регионам России. Как принимают артистов Донецкой муздрамы в других городах?
– Очень хорошо! У нас всегда полные залы. Зритель – такой теплый, такой благодарный! Особо хочу отметить театры, которые нас принимают. Действительно, как родных! Не просто помогают с проведением спектаклей, моментально решают любые наши вопросы, выполняют все просьбы. Но и устраивают экскурсии, различные прогулки, походы в музеи, на выставки. У меня такое ощущение, что мы ездим в этнографические экспедиции – столько нового и интересного мы узнаем о жизни тех краев, особенностях культуры, традициях. А сколько подарков нам дарят! И все – какие-то особенные, необычные.
– Недавно театр представил документальную драму о событиях в Донбассе «Я Zнаю праVду!» О чем она? Какую реакцию постановка вызывает у зрителя?
– Знаете, каждый зал – это прорыв. Люди в большинстве своем очень приблизительно знают о том, что здесь у нас происходит. Для многих боевые действия начались только в 2022 году. И мы понимаем, что информация о том, что в Донбассе уже 10 лет идут боевые действия – для них настоящий шок. Там целый спектр эмоций. Но заканчивается все слезами. Всегда. Это больно, но вот так, через разбивание розовых очков, в мир этих людей приходит прозрение. Знаете, сколько раз к нам подходили после спектаклей со словами: «Мы с вами!» Я считаю, что в настоящий момент, именно в этом заключается наша миссия: рассказать правду.
БОЛЬШОЙ ЕЖЕДНЕВНЫЙ ТРУД
– Быть артистом – это больше про искусство и талант или про труд и работу?
– Тут, как и везде, есть две стороны медали. Кому нужно искусство во время боевых действий? А если нужно – то в каком виде? Какие темы правильно сейчас поднимать? Или, может, наоборот, давать возможность отвлечься, развлекать? В 2017 году у нас вышел спектакль «Страсти по Торчалову». Он ведь совершенно не развлекательный! А какую бурю эмоций вызвал. И если не верить в искусство как в нечто, что свыше, что ценное и важное именно для поднятия духа и исцеления, сохранения души, этим всем вообще не нужно заниматься.
С другой стороны, конечно же, это большой труд. Ежедневный. На преодоление. И я сейчас даже не о том, чтобы поддерживать себя в хорошей профессиональной и физической форме, хотя это очень важно. Я еще и о том, как не разочароваться во всем том, что ты делаешь.
– О чем мечтаете?
– Я – обычный человек. Поэтому я мечтаю о том, чтобы наступил мир. Чтобы наши дома были целыми, а в них – свет, тепло, вода. Кому-то эти мечты покажутся странными. А вот лично мне, жителю Куйбышевского района города Донецка – совсем нет. Я мечтаю открывать утром окно и слышать детский смех, видеть, как малыши идут в садик, а те, кто постарше, в школу. И конечно же, я мечтаю бежать к вечернему спектаклю в мой родной и любимый театр. С замиранием сердца стоять за кулисами и видеть краешек зрительного зала. Глаза, которые нас любят и ждут. Вот это все – главное.
Автор: Никита МАКАРЕНКОВ
Автор: Павел ХАНАРИН