О том, как становятся ритуальными агентами, какое удовлетворение находят люди этой профессии, выполняя свои обязанности, как сэкономить, но при этом достойно проводить близкого человека.
Часть 1
Об этих секретах нам рассказала Алевтина (назовем ее так). Впрочем, как замечает наша собеседница, ее в городе на Неве (и за его пределами) в узкой сфере профессионалы узнают даже под псевдонимом.
Давайте поясним с самого начала. Какие функции выполняет ритуальный агент?
Мы позволяем сэкономить время, нервы людям, которые потеряли близкого человека. Полностью ведем процесс от момента смерти, который одновременно начало нашей работы, до окончания прощания.
Выполняем заказ, говоря сухим языком. Практически это выглядит так. Мне поступает звонок, что к кому-то постучалось горе. Как правило, человек идет ко мне по рекомендации, то есть уже от людей, которым я ранее оказывала услуги.
Я приезжаю на адрес. Я и родные начинаем обговаривать все моменты. Бывают случаи, когда я захожу, а усопший еще находится дома.
Соответственно, я помогаю максимально, даже общаться с органами полиции, с медиками, которые констатируют смерть. Ну и с городской специализированной службой СПб ГУП «Ритуальные услуги».
Ну и потом мы с родственниками определяем организацию похорон – захоронение на кладбище в гробу или кремация, выбор гроба, принадлежностей, транспорт.
Проверяем пакеты документов, все ли необходимое для захоронения есть. Ритуальный агент взаимодействует с моргом. Кладбище, выбор места захоронения, тоже часть нашей работы. Если происходит подзахоронение в родственную могилу, но нет необходимых документов, подтверждающих родство, то мы можем их восстановить. Причем в минимальные сроки. Естественно, мы организовываем отпевание в церкви.
Если необходимо флористическое оформление, соответственно, цветы тоже закупаются. Все это организуется.
В идеале семья усопшего ничем не занимается.
Вы по статусу?
ИП – индивидуальный предприниматель.
Можно ли при похоронах родного человека обойтись без агента?
Можно, конечно. Но это будет стоить больших нервов и времени. Даже с учетом того, что многое можно узнать в интернете. Мы сокращаем сроки для прощания, оформления документов.
За благодарность некоторые вещи делаются без очереди. Но надо знать, кого благодарить и в какой форме.
Родственник имеет право прийти в морг, посидеть там длинную очередь, получить талончик, потом прийти в назначенный день. Получить медицинское свидетельство о смерти.
В результате подготовка к захоронению займет не 2-3 дня, как у профессионала, а минимум неделю. Время каждого стоит денег. И задержка в такой период имеет особую ценность. Можно сравнить. Мы же фактически покупаем время, когда пользуемся более скоростными видами транспорта. Каждый сам решает, что ему следует экономить в первую очередь.
Профессионал-агент знает, какие услуги кладбища действительно необходимы, а без каких можно обойтись. Даже время года порой имеет значение. Можно организовать многое – вплоть до временного переноса мостика через канавку, которая делит кладбищенские участки, чтоб удобно было к могиле подойти. Посыпать дорожки на погосте свежим песком, все это мелочи, но они остаются в памяти.
А городские службы, которые занимаются оформлением по всем известным (или без труда уточняемым адресам)?
Это такие же агенты. Только они сидят на месте.
Они оформляют гроб, транспорт, а дальше они клиентов посылают решать вопрос с кладбищем самостоятельно. Наше преимущество, что мы делаем все под ключ.
По крайней мере, за 13 лет моей работы в этой сфере у меня ещё не было ни одного клиента, который бы сказал, что вот ваши услуги были не обязательными.
Все, как правило, говорят: «Спасибо! Мы без вас не справились, а благодаря вам все сделано достойно, даже красиво».
По крайней мере, знаете, для меня показатель уровня моей работы это то, что люди мне снова звонят. Или по рекомендации, говорят, вот ваш номер дали, вы хоронили пять лет назад моих друзей, родственников.
А есть разница для вас, где умер человек дома, в общественном месте или же в больнице?
Принципиального различия нет. Но есть нюансы в оформлении медицинских документов. Если человек умер не в больнице, то судмедэксперты проверяют причину смерти.
В эпидемию covid-19 всех покойных в бюро судмедэкспертизы не свозили, кстати. Город бы не справился.
Для меня, конечно, лучше, если усопший не попадает на Екатерининский (в Бюро судмедэкспертизы). Потому что прохождение экспертизы отнимает время. Раньше можно было официально проплатить срочное вскрытие, теперь этого нет.
При этом у меня в практике бывали исключительные случаи, когда, причем бесплатно, удавалось провести срочное вскрытие. Но это были особые обстоятельства, когда, по-человечески, шли навстречу.
А где учат человека вашей профессии?
Я по образованию и первой профессии бухгалтер. Трудилась по специальности. Подруга работала в похоронном деле, предложила попробовать.
Я начинала деятельность в крематории, там относительно просто.
Мы оформляли документы. Потом я набила руку и «вышла в поле», стала работать по адресам.
Там немножко по-другому все. Я поняла, что в поле возможностей больше, да и движений больше, и связей больше.
И, соответственно, у любого ремесла есть учитель, мастер. Конечно, курсы существуют. Да, их можно пройти, но по факту, когда я обучала своих агентов, то поняла, что эти курсы - они вообще ни о чем. Да, будущему агенту можно расписать, что такое медицинское свидетельство, что должно быть на гербовой бумаге, пошаговые этапы рассказать.
Но каждый заказ может дать что-то нестандартное. Нет 100% следования алгоритму, который достаточно просто вызубрить.
Бывает, что в морге не успели подготовить покойного. Или родственники решают переиграть, например, вместо закрытого гроба просят открытый. А времени остается буквально 2-3 часа.
Одни агенты такое не решают. Или говорят – это потребует еще один день. Но ведь кому-то из родственников надо уезжать после прощания, которое назначено на сегодня, у человека из другого города через несколько часов авиарейс… Поэтому мы стараемся решить вопрос немедленно.
Мне везло, не было, чтоб покойных путали, хотя такие случаи бывали у коллег. Кстати, поэтому ужесточили меры в плане выдачи тела из морга, чтоб родственники видели, а не по доверенности.
Я получаю удовольствие именно от своей нужности. В день прощания, когда у меня все четко проходит.
Я вижу, что какие бы родственники не были там зареванные, грустные, но они стоят, держатся. Они думают о вечном, о душе. А не о том, что в последний раз видят своего родного человека каким-то не таким. Что что-то не сложилось, опоздало, не подошло, что их где-то обманули, обобрали. Они говорят, что мы реально бы без вас не справились, вот все прошло идеально. Все, если можно так выразиться, было красиво.
В этот момент ты понимаешь, что ты не зря тратишь нервы. Ведь подвести может любой. Например, сын усопшего может напиться раньше времени. Надо уметь его отрезвить нашатырем, чтоб выглядел достойно.
Дошло до того, что примерно десять заказчиков на протяжении уже лет пяти, как сезон начинается, помидоры, огурцы, с дач просто корзинки собирают, привозят мне домой. Одна бабушка мне тигренка связала маленького, салон машины украсить.
Я не одна работаю. У меня есть помощники, но многие вещи приходится самому часто делать, все равно.
Конец первой части