Найти в Дзене
От Урала до Карибов

Дороги и полиция. Письмо второе (Письма из Гвинеи)

Но есть еще одна неприятность на дороге, которая многим портит кровь.

В Гвинее, как и в любой другой современной стране, дороги имеют большое значение. Народ уже не сидит на месте как сотню лет назад, но постоянно перемещается туда-сюда. Кто-то двигается из глубинки в большие города или столицу в поисках работы. Другие погостить к родственникам, которые уже смогли найти работу, чтобы покормиться какое-то время за их счет. Из сельских районов в промышленные районы, в города и порты везут экзотические плоды: бананы, апельсины, ананасы, папайи и т.д. Естественно, каждый спешит приехать быстрее, обогнать другого. А кто-то затаился в кустах, чтобы поживиться за счет пассажиров. В общем все как у всех. И естественно, что, как и у всех, для поддержания порядка на дороге просто не обойтись без его стражей. Стражей порядка то есть. Полиции то бишь. А, хотя нет, не полиции, нет, простите. В Гвинее, как и во Франции, чьей колонией она когда-то была, есть полиция и жандармерия. Полиция занимается порядком в городах. А вот на дорогах, в сельской местности – это функция жандармерии. Так, что на дорогах Гвинеи в основном работают жандармы. Полиция одета в черную униформу (честно говоря, мне становится не по себе, когда я представлю себя в черной униформе под палящим солнцем), а жандармы в сине-белый камуфляж. У военных камуфляж защитного зеленого цвета, так что уже по форме одежды можно отличить к какому органу относится та или иная боевая единица.

В основном посты жандармерии или барражи, как их тут называют, расположены вблизи больших городов. И чем ближе к городу, тем больше этих барражей. Кроме того, посты располагаются на стратегически важных, по мнению правительства, объектах. Например, на мостах. В переводе с французского барраж – это плотина, заграждение. На гвинейской дороге это заграждение выглядит так. По обеим сторонам дороги вкапываются в землю столбы или просто колья, к которым привязывается веревка. На веревку навязываются разноцветные тряпки, пластиковые пакеты - это чтобы веревку было видно издалека. Иногда, но не всегда, метров за 30-50 от барража на обочине дороги лежит большой камень или кусок бетонного блока, на котором синей краской написано, что впереди находится пост жандармов и призыв замедлить скорость. Иногда такая надпись сделана на куске жестянки. С одной стоны дороги делается навес из веток и травы, под которым сидят жандармы. А на веревке дежурит волонтер, который работает за еду. Сидящий в тени жандарм, завидя транспорт, вызвавший в его душе какие-то смутные предчувствия, подает волонтеру команды опустить или натянуть веревку. Затем к остановившейся машине подходит младший по чину и производит проверку. Конечно же спрашивает документы на машину, водительское удостоверение, но все это лишь формальность. Если все эти документы водитель ему предоставляет, то чаще всего жандарм их просматривает по диагонали. Некоторые из них даже читать не умеют. В порядке документы или нет – не важно. Сразу же высказывается просьба дать сколько нибудь денег. И вот здесь все зависит от водителя, его опыта и уверенности в себе и степени наглости жандарма. Если водитель чувствует свою правоту и вежливо отказывает стражу порядка, то торг длится недолго. Смысла жандарму терять здесь время нет. Но иногда они проявляют упорство и приходится раскошеливаться. Конечно, можно откупиться гораздо меньшей суммой, которую требуют вначале, но все равно бывает неприятно.

Некоторое время назад меня остановили на подъезде к Конакри. Молодой веселый жандарм с калашом на груди спросил документы сначала у водителя, потом у меня. Мы, экспаты, документы представителям власти не даем, как правило возим цветные копии, чего обычно хватает. Когда я показал свои копии жандарму тот засмеялся и начал что-то быстро говорить шоферу на языке «сусу». Шофер что-то ему отвечал, сделав жалобную физиономию. Поговорив так минут пять, жандарм махнул рукой, и мы поехали далее. Шофер сказал, что жандарм просил денег. Ему наплевать было на то в порядке наши документы или нет. Он сказал шоферу, что тот ведь понимает, что он – жандарм, может создать нам кучу проблем. Но шофер как-то отбился от него, сказал, что денег нет, что в следующий раз, когда разбогатеем и так далее. Повезло в общем. Другим везет не так. Кому-то приходится платить от 20 до 50 тысяч франков. И не дай бог, если во время такой остановки у вас в руках увидят фотоаппарат. Даже телефон в руках может создать проблемы. Недавно наш коллега возвращался из отпуска. На выезде из Конакри, вдалеке, некоторое время предстает взгляду путешественника красивая гора. Он мимо это горы несколько десятков раз проезжал. И даже фотографии делал. Из машины. Но в машине ты сидишь низко, для хорошей фотографии мешают то провода, то лачуги или деревья. А тут вот он решил выйти из машины и запечатлеть ее на смартфон стоя на твердой земле. Едва успел он сделать несколько снимков как увидел, что к нему бегут аж трое полицейских. Подбежали и с ходу сказали, что ему положен штраф в два миллиона франков (это чуть более двухсот долларов США). А рядом с горой нет никаких важных объектов. Ни производства, ни военных объектов. Лишь халупы да пустыри. Но полицейские уперлись – гору фотографировать нельзя. Если каждый так будет фотографировать, то от нее ничего и не останется. Когда получили ответ, что двух миллионов нет, то вознамерились арестовать нашего любителя пейзажей. Тот предложил сойтись на 20 тысячах. Но парни ему попались тертые, цену деньгам и себе знающие, поэтому в результате длительного торга пришлось ему раскошелиться на 300 тысяч (35 бакинских). Да еще и фотографии заставили удалить. Только одну и удалось ему оставить. Такая вот фотография за 35 долларов. Если бы это произошло на мосту, то они бы его, наверное, наизнанку вывернули бы. Так как мост считается важным объектом, хотя кому он нужен непонятно.

вот она эта гора. фото из машины
вот она эта гора. фото из машины
это с другого ракурса
это с другого ракурса

Продолжение следует

Гвинея
385 интересуются