Найти тему
Epoch Times Russia

Почему ранние христиане поверили в непорочное зачатие Христа

Оглавление

НЕПОРОЧНОЕ ЗАЧАТИЕ ИИСУСА ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕЙ ДОКТРИНОЙ В ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ

Автор: Натан Мачока

Картина «Поклонение царей», Йозеф Адам Риттер фон Мёльк (1718-1794). (Public Domain)
Картина «Поклонение царей», Йозеф Адам Риттер фон Мёльк (1718-1794). (Public Domain)

Согласно библейской доктрине непорочного зачатия, у Иисуса не было земного отца, а зачат он был от Святого Духа. Повествование о том, что Мария была единственным родителем Христа, встречается в евангельских текстах Матфея и Луки.

Раннехристианские философы, такие как Юстин Мученик, Игнатий и Тертуллиан, подтверждали непорочное зачатие Иисуса. Например, Юстин признавал, что девственное рождение уже было известно в обществах, знакомых с греческими и римскими божествами.

И всё же непорочное зачатие Христа кажется странным современной публике — как христианам, так и нехристианам. Во-первых, оно не подтверждается наукой о репродукции, а во-вторых, редко упоминается в Библии.

Так как же реагировали на непорочное зачатие Христа его современники? И ставили ли они под сомнение возможность рождения девственницей?

Картина «Поклонение волхвов» Питера Пауля Рубенса (1577-1640). (Public Domain)
Картина «Поклонение волхвов» Питера Пауля Рубенса (1577-1640). (Public Domain)

Почему ранние христиане безусловно верили в непорочное зачатие Христа

Ко II веку раннехристианская церковь признала девственное рождение Христа. Эта доктрина была закреплена в Апостольском и Никейском символах веры, написанных около 300 г. Она оставалась практически неоспоримой более 500 лет, вплоть до эпохи Просвещения в XVIII веке.

Как уже упоминалось, Юстин Мученик (100–165) считал, что христиане и нехристиане его времени должны терпимо относиться к вере в непорочное зачатие Иисуса. Об этом он писал римскому императору Антонину Пию и другим философам, ссылаясь на то, что девственное рождение Христа не отличается от рождений греко-римских героев и богов.

Сегодня это повествование может показаться необычным, но ранним христианам оно было знакомо. В древнем Средиземноморье существовало множество подобных историй о легендарных «героях» и богах, рождённых путём божественного зачатия. Например, в греко-римской мифологии такие сыновья Бога, как Геракл, Александр Македонский, Вакх, Платон, Ромул и многие другие, были рождены смертными матерями.

Жители Древнего Египта и Вавилона считали своих правителей «благодетельными богами» — богами на земле. Например, месопотамский бог Таммуз был сыном бога Эа и девственной матери по имени Иштар. В Индии Кришна — это человеческая форма Вишну, рождённая смертной девой по имени Деваки.

Так что истории о непорочном зачатии не были диковинкой в эпоху ранних христиан. Рождение Христа от Девы Марии не было совсем уж фантастическим.

Библейское повествование о непорочном зачатии Христа

В Библии редко говорится о девственном рождении Иисуса. Как уже упоминалось, это повествование встречается только в Евангелиях от Матфея 1:18–25 и от Луки 1:26–38, написанных около 85–90 гг. В Евангелии от Матфея говорится, что когда Мария была обручена с Иосифом, она «забеременела от Духа Святого». Автор связывает эту неожиданную беременность с ветхозаветным пророчеством в Исайи 7:14.

Большинство ранних христиан в Римской империи за пределами Иудеи знали Библию в греческом переводе (Септуагинта), а не в оригинале на иврите. Когда Евангелие от Матфея цитирует Исайю, оно использует греческую версию, в которой употребляется слово parthenos, что обычно переводится как «девственница». Однако в иудейской версии используется слово almah, которое переводится как «молодая женщина». Поэтому для ранних христиан, пользовавшихся греческой версией, рождение Иисуса от девы Марии было исполнением пророчества Исайи.

Но является ли доктрина о девственном рождении ошибочным переводом? Скорее всего, нет. Эти термины в основном означали одно и то же как в греческой, так и в иудейской версиях. И в Евангелии от Луки также используется слово parthenos, хотя не упоминается пророчество Исайи.

Фреска «Тайная вечеря», Леонардо да Винчи (1452-1519). (Public Domain)
Фреска «Тайная вечеря», Леонардо да Винчи (1452-1519). (Public Domain)

Божественность Христа

Непорочное зачатие Иисуса остаётся основополагающей доктриной в римско-католической, православной и протестантской церквях. Ислам также принимает эту идею, хотя и отрицает концепцию Иисуса как второй ипостаси Пресвятой Троицы, считая, что Бог един.

Для ранних христиан идея непорочного зачатия являлась подтверждением чистоты и целомудрия Марии. Она также укрепляла их в вере в то, что Иисус был Сыном Божьим, а Мария — избранной Богородицей. Во II веке возникли споры: был ли Христос до крещения человеком? Был ли он получеловеком и полубогом? Был ли Иисус полностью человеком или полностью Богом?

К концу II века большинство христиан уверовали, что Христос был Сыном Божьим, ставшим человеком. Сегодня некоторые церкви считают, что перевод и толкование Библии допускают девственное рождение Иисуса, а другие отрицают его.

Тем не менее большинство современных богословов повторяют слова святого Августина о рождении Христа:

«Дева зачинает, но остаётся девой; дева рожает ребёнка, но при этом остаётся девой. Почему ты удивляешься этому, о, человек? Богу подобало родиться таким образом, чтобы стать человеком».
Источник: The Epoch Times