Всем привет! Сегодня знакомлюсь сам и знакомлю вас с российским писателем Виктором Ремизовым и его романом "Вечная мерзлота", бронзовым призёром национальной литературной премии "Большая книга - 2021". Автор родился и вырос в Саратове. Окончил там геологоразведочный техникум, до армии работал геодезистом в экспедиции на Ангаре. После службы в армии закончил отделение русского языка и литературы филологического факультета МГУ, два года преподавал в одной из московских школ. Затем попробовал себя в журналистике и отдал этой профессии более двадцати лет. При всей своей занятости Виктор Владимирович является неутомимым путешественником, объехавшим всю Россию, тяготеет при этом к труднодоступным и порой экстремальным маршрутам, типа сплава в одиночку по горно - таёжным рекам ( кстати, места описанные в книге, автор посетил вместе с сыном Степаном, которому и посвящена книга). Опыт путешествий описывает в своих романах, нередко становящихся лауреатами различных литературных премий и переведённых на десятки языков мира.
Роман "Вечная мерзлота", о котором я узнал из шорт - листа "Большой книги", попал в поле моего внимания по причине того, что я обожаю поздний советский соцреализм и современную российскую литературу о сталинских репрессиях и так называемую "лагерную" прозу - в своё время с удовольствием прочёл трилогию "Дети Арбата" Рыбакова, "Колымские рассказы" Шаламова, "Зону" Довлатова, "Обитель" Прилепина, "Зулейха открывает глаза" Яхиной, "Авиатора" Водолазкина, и всё мне безумно понравилось ( при этом по ряду причин категорически не приемлю "Архипелаг ГУЛАГ" Солженицына). Поэтому "Вечная мерзлота" рано или поздно должна была оказаться в моих руках. И вот заветный миг, наконец, настал...
В 1947 году "вождь советских народов" затеял самый амбициозный проект в своей жизни - Трансполярную железнодорожную магистраль, призванную соединить северные области европейской части страны с берегами Охотского и Берингова морей. Советским людям рисовали идиллические картины, как на берегах сурового Енисея вырастут современные города, а по освещенному электричеством пятикилометровому мосту через реку понесутся скорые поезда с табличками "Москва - Игарка", " Ленинград - Игарка", "Сочи - Норильск"... Однако за прекрасной картинкой прятался рабский труд десятков тысяч заключённых лагерей, которые в нечеловеческих условиях, километр за километром, прокладывали магистраль по тайге и болотам с полярного Урала по низовьям Енисея. Но что станет с магистралью и её строителями, если "главный архитектор" и идейный вдохновитель проекта внезапно умрёт?
Ремизов представляет последние годы сталинской эпохи сквозь призму судеб нескольких людей, так или иначе связанных с этой масштабной стройкой. Через судьбу Георгия Николаевича Горчакова, некогда начальника геологической экспедиции, открывшего перспективное месторождение, за тринадцать лет заключения переквалифицировавшегося в лагерного "лепилу" (фельдшера). Через жизнь капитана буксира Сани Белова, которого с детства учили тому, что система справедлива и последовательна, а потому боготворящего Сталина и не верящего, что он сам, фронтовик с детства, передовик производства, награждённый двумя орденами, которому лично Сталин махал с трибуны Мавзолея во время парада в Москве, может пройти сквозь все круги лагерного ада за любовь к ссыльной француженке Николь Вернье и нежелание "стучать" на руководство. Через жизненный путь Николая Мишарина, столичного архитектора, поначалу верящего, что со временем в Ермаково вырастут дома культуры, магазины, пекарни, больницы, роддомы, юношеские мечты которого треплются о суровый сибирский быт, окончательно теряя смысл и заставляя хозяина спиваться и сводить счёты с жизнью. Через судьбу жены Горчакова, Аси, которая приезжает к мужу, несмотря на то, что тот запрещает ей ему писать и разрешает считать себя свободной. Да мало ли человеческих судеб переплетутся в этом причудливом калейдоскопе непростой исторической эпохи, в фундаменте которой лежит старая поговорка "лес рубят - щепки летят"? Ремизов создал масштабное многофигурное литературно-историческое полотно, которому может позавидовать непревзойдённый мастер таких произведений Алексей Иванов, аналогии с "Бронепароходами" которого невольно напрашиваются при прочтении "Вечной мерзлоты" (большая часть действия романа происходит вблизи или непосредственно на одной из великих русских рек, являющейся, по большому счёту, одним из центральных персонажей произведения, (недаром ведь герои уважительно называют её "батюшка - Анисей"), по которой туда - сюда снуют суда, доставляющие к месту масштабной стройки продукты, стройматериалы и человеческие "ресурсы").
Роман написан в лучших традициях вышеупомянутого позднего соцреализма - мне, например, атмосферой общего психоза, в который государственная машина вогнала всю страну, он очень напомнил вторую часть рыбаковской трилогии "Дети Арбата" под названием "Страх". "Любовь к Сталину знала страх - она на нём держалась"(с). Герои живут с постоянной оглядкой, боясь сболтнуть лишнего даже с близкими людьми, убаюкивая детей ложью о местонахождении отцов, подозревая в каждом встречном потенциального "врага народа" (очень показателен эпизод со старым корабельным механиком Грачом, настаивающим на том, что Белов должен угостить спиртом весь интернациональный экипаж буксира за спасение того во время страшного шторма, но тут же в подпитии называющий кочегаров - прибалтов "лесными братьями"), беззастенчиво строча доносы на коллег и соседей и безо всякого зазрения совести оговаривая их ... СОВЕСТЬ является, пожалуй, главным нравственным мерилом романа. Именно она запрещает Асе принимать подачки от гуляющей с особистами соседки Клавки, хотя она и живёт с мальчишками, ходящими в рванье, впроголодь... Именно совесть не позволяет лейтенанту НКВД Вано Габунии набрать из вверенных ему ссыльных женщин гарем, чем не брезгуют коменданты других поселков. Она не дает бакенщику Валентину Романову выдать органам беглого чеченского подростка Азиза, хоть он и знает, что за его укрывательство ему грозит "четвертак". Она, а точнее её отсутствие, заставляет доброго дедушку - балагура Грача писать омерзительные доносы на своего капитана. Равно как оно же заставляет Зинаиду Белову ложью о беременности не давать мужу развод и исподтишка натравливать на него любовника Квасова в надежде заполучить его комнату, когда супруга посадят.
При всех описанных ужасах советских лагерей и изломанных судеб, Ремизов не берётся назначить конкретного виновного за них - в романе нет "клюквенной" антисталинщины и антисоветчины, которую зачастую можно встретить у многих современных авторов (Дина Рубина, при всём моём уважении к её творчеству, в "Наполеоновом обозе" поставила на одну чашу весов Сталина и Гитлера! ). Да, иногда из уст растоптанных судьбой людей вырываются фразы типа: "Враг народа - это тот, кто бесчеловечными идеями, пропагандой и насилием превращает целый народ в скот, озверевшее стадо"(с), но в противовес всегда найдётся фраза, типа "Это не Сталин придумал. Иван Грозный вырезал целые города, Петр Первый рубил головы сотнями!"(с) или "А ему надо было управлять огромной страной! Необразованной, никогда не знавшей, что такое самодисциплина! Как можно было ей управлять? Только страхом! Веками барин управлял розгами, и другого ничего русский мужик не знал и не хотел понимать!"(с), если и не оправдывающих зверств режима, то предлагающих читателю выносить собственные суждения о том, кто виноват, а не навязывая свое, авторское. Сталин в романе - лишь олицетворение системы, квинтэссенция государственной махины, не останавливающей своих шестерёнок и с кончиной своего идейного вдохновителя - ведь продолжают существовать такие откровенные "недолюди", как упивающийся воспоминаниями о том, "как он людишек пачками на тот свет отправлял" (с), начальник райотдела МГБ Квасов, или сопровождающий спецпереселенцев уполномоченный Турайкин, бывший заключённый, ныне для важности носящий портфель и морящий вверенный ему контингент голодом и холодом, или комендант глухого таёжного поселка, настойчиво добивавшийся близости от Аси в обмен на обещание доставить её с детьми в Ермаково, а получивши желаемое, про обещание забывающий, или молодой лейтенантик, ради потехи травящий беглого зэка овчарками ... Система взрастила хорошо натасканных "овчарок", продолжающих и после смерти "Хозяина" жить по его воле - расстрел протестующих заключённых в Норильске лишнее тому подтверждение. Ремизов делает упор на то, что виновата именно система - ведь любая государственная идеология, основанная на культе личности, терроре и диктатуре, разрушительна по своей сути, неважно, какая это диктатура - белая, красная, народная, пролетарская, ведет она только к одному - к складыванию на планете режимов, "основанных на лжи и пропаганде, с несменяемой властью и обманутыми народами»(с).
На выходе получаем мощное литературное полотно, размахом и масштабом напоминающее прилепинскую "Обитель", идеей о сосуществовании человека и природы яхинскую "Зулейху" ( поначалу с удивлением для себя читал, что в Енисее раньше водились осетры, но потом вспомнил астафьевскую "Царь - рыбу", а при описании даров суровой сибирской реки аж слюнки потекли), а чрезмерной натуралистичностью - шаламовские "Колымские рассказы", при всём том не вымышленное, как признаётся в послесловии сам автор, а основанное на дневниках и исторических документах и имеющее вполне реальные прототипы героев, у некоторых из которых автору посчастливилось взять интервью. Так, например, образ капитана Белова срисован с реального енисейского капитана Виталия Козаченко, а образ Горчакова - с легендарного геолога Бориса Рожкова, расстрелянного в 1938- ом. Читать или не читать - решать только вам, но это опять же, учитывая, какую цель вы преследуете при чтении. На новое слово в "лагерной" прозе не рассчитывайте - ничего того, чего бы вы не знали по теме сталинских репрессий, "Вечная мерзлота" в сравнении со всеми вышеупомянутыми постсоветскими и российскими книгами не скажет. Но если хотите насладиться мощной метафизической историей о любви, преодолевающей насилие, мощи и стойкости человеческого духа вопреки всему ("Люди жили люди будут жить. Пока есть любовь, ни одна дурная сила им не страшна" (с)), о том, как испокон веков странно уживались в Росии государство и человек, о нравственном выборе, который приходилось делать всем в то непростое время, о мерзлоте, в которую та эпоха на долгие годы погрузила души людей, о торжестве жизни над смертью ( в финале романа снова напрашиваются аналогии с ивановскими "Бронепароходами") - добро пожаловать, книга Ремизова рискует вам понравится. Да, она не добавит вам жизнелюбия и веры в светлые стороны человечества, да, это не лёгкое прогулочное чтение, но какие времена, такая и история, простите... И тем, не менее, это наша история, забывать которую ни в коем случае нельзя, дабы в будущем она никогда больше не повторилась. И я верю, что пока есть книги, подобные "Вечной мерзлоте", не боящиеся изобразить ту эпоху масштабных строек и громких лозунгов, " где чёрное называли белым, подлецов героями, а героев уничтожали, как врагов"(с), во всей её неприглядности, пусть и по - литературному гиперболизированно, этого никогда не случится...