Найти тему
Сибирская Новая

ЛИМИТКА '23 Первые из ДОСААФ

Форумные лимитки в 54 / 540 корпусе первой подтемы из одной общей и, судя по заверениям организаторов, глобальной - ДОСААФ - добрались до своих обладателей. Ими стали две модели прозванные форумчанами "Пилот" и "Солнечный компас".

Восток Ретро 2415.01 / 540ЯЧ1 ДОСААФ "Пилот"

Восток Ретро 2415.01 / 540ЯЧ1 ДОСААФ "Пилот"
Восток Ретро 2415.01 / 540ЯЧ1 ДОСААФ "Пилот"

Технические характеристики:

  • Корпус: нержавеющая сталь (кольцо корпусное, головка заводная, задняя крышка);
  • Размеры: ширина - 42 мм, высота - 50 мм, высота - 11 мм;
  • Водозащита: отсутствует (пылезащита);
  • Ремень: натуральная кожа (20 мм);
  • Стекло: минеральное;
  • Флуоресцентная краска: отсутствует;
  • Механизм: механический «Восток 2415.01» с автоподзаводом без календаря мгновенного действия;
  • Индикация времени: при помощи часовой стрелки (24 часа);
  • Количество камней: 31;
  • Средний срок службы механизма: 10 лет;
  • Средний суточный ход: -20… +60 секунд в сутки;
  • Частота: 19800 полуколебаний/час;
  • Энергетическая автономность: не менее 33 часов.

Тираж модели составил 50 экземпляров по цене 11 822 ₽.

Часы безусловно интересные и красивые, но не без пары нюансов.

Часовые цифры выполнены классическим шрифтом советских "пилотов", присутствует обязательный атрибут в виде треугольника указывающего вверх на двенадцати часах, а так же линии горизонта и вертикали. Дополняет этот классический минимализм крупная тахиметрическая шкала, а окончательным украшением являются надпись ДОСААФ и классический давно позабытый логотип Восток возраждённый художниками в форумной лимитке "Мечта".

А нюансами в модели "Пилот" являются отсутствие обязательных для приборных часов крупных пятиминутных отметок и минутная разметка на 60 минут. Но это сделано для более выразительного (не столь рабочего) тахиметра и крупных арабских цифр. Присутствующая четверная разметка в виде линий горизонта и вертикали сглаживает этот момент.

Честно считаю, что ДОСААФ "Пилот" был выбран из минимум десятка весьма достойных эскизов представленных автором проекта, исполнен для тех и теми получен кому не досталась "Мечта", только и всего. Но это моё мнение.

Восток Ретро 2431.01 / 540ЯЧ2 ДОСААФ "Солнечный компас"

Восток Ретро 2431.01 / 540ЯЧ2 ДОСААФ "Солнечный компас"
Восток Ретро 2431.01 / 540ЯЧ2 ДОСААФ "Солнечный компас"

Технические характеристики:

  • Корпус: нержавеющая сталь (кольцо корпусное, головка заводная, задняя крышка);
  • Размеры: ширина - 42 мм, высота - 50 мм, высота - 11 мм;
  • Водозащита: отсутствует (пылезащита);
  • Ремень: натуральная кожа (20 мм);
  • Стекло: минеральное;
  • Флуоресцентная краска: отсутствует;
  • Механизм: механический «Восток 2431.01» с автоподзаводом без календаря мгновенного действия;
  • Индикация времени: при помощи часовой стрелки (24 часа);
  • Количество камней: 32;
  • Средний срок службы механизма: 10 лет;
  • Средний суточный ход: -20… +60 секунд в сутки;
  • Частота: 19800 полуколебаний/час;
  • Энергетическая автономность: не менее 33 часов.

Тираж модели составил 50 экземпляров при стоимости 11 822 ₽.

А эта модель пробудила во мне интерес который толкнул записаться на выкуп и получение итоговых часов. Имеются аналогичные "Пилоту" особенности о которых позже, а пока пара строк истории.

1 мая 1926 года состоялся первый трансарктический перелёт на дирижабле «Норвегия» со Шпицбергена на Аляску через Северный полюс. Главной целью экспедиции был перелёт через Северный Ледовитый океан. При перелёте возникала сложность - использование магнитного компаса для выдерживания направления в приполюсных районах было невозможно, так как величина горизонтальной составляющей магнитного поля крайне мала и компас попросту не работает. Для обеспечения полета инженером Бамстедом был изобретён «Солнечный компас» - прибор, позволяющий по данным о положении Солнца непрерывно указывать заданный курс. Во время полета визир прибора, приводимый в действие часовым механизмом остается всегда направленным на Солнце, а специальный указатель показывает курсовой угол - угол между направлением на светило и линией заданного курса. В отечественной авиации XX века аналогичным, но более точным являлся и использовался СУК (солнечный указатель курса), разработанный в 1934 году Л. П. Сергеевым.

Так что за аналогичные "Пилоту" особенности такие? А всё те же - отсутсвие минутной разметки на циферблате. Не смотря на то, что данное отсутствие есть аналог оригинального циферблата где основным инструментом определения времени была именно часовая стрелка которая так же указывала минуты в десятиминутном интервале добавить какие-никакие метки (даже вместо шкалы градусов) было бы не лишним учитывая и без того не особо точный суточный механизм.

Но в защиту цифера скажу, что на определение пяти минутных отрезков каждого часа понадобилась пара дней (чётный час это пять минут) и никаких проблем с общим определением времени не испытал. Более того данный не обременённый излишествами цифер доставляет моим глазам некоторое эстетическое удовольствие. Полагаю всё дело в разметке имеющей не постоянно используемую и крайне удобную в понимании ЧЧЗ отметку в 24 часа на верхней части циферблата, а разбитую по 12 часов с полями полдень и полночь - просто и комфортно. А градусная шкала лишь дополнение к полной отсылке солнечного компаса.

В целом механические наручные часы давно не являются инструментом, особенно продукция "Восток". Остаётся лишь производить аксессуар посвящённый какому-то событию в истории.

К слову об инструментарии часов Восток
К слову об инструментарии часов Восток

Вообще пока ожидал получение часов 540ЯЧ2 подумывал переделать их в однострелочник (разметка циферблата намекает на это) сдёрнув минутную стрелку и заменив толстую секундную на что-то более тонкое и, возможно, серебристое чтобы не так бросалась в глаза. Но получив часы отложил их в сторонку на некоторое время, отбросил идею, позже снова обдумал, после вновь позабыл и когда уже достал часы понял, что ничего менять не буду, они хороши такими (как так-то?!) какие есть сейчас.

Ну может стекло заменю.

Интересно усложнение циферблата часов его автором. Подразумевается лазерная гравировка с внутренней стороны стекла либо прозрачная наклейка (на фото тестовый вариант лазерной печати на матовой плёнке). Получается очень интересный эффект двойной шкалы, но кроме имеющихся фотографий на данный момент информации нет и как обстоят дела с реализацией идеи не известно.

Заключение

Для форума не в новинку выпускать две модели с разным оформлением объединённых одной темой. Примером парных работ служат октябрьский "Декомпрессор" и недавний декабрьский "Ретро Пилот". Но в скором времени (ориентировочно в январе) одновременно из под станков и рук работников ЧЧЗ выйдут три модели и возьмут пальму первенства по колличеству в одной теме.