По подсчётам экономистов, в сезон декабрьских распродаж россияне тратят на 85% больше денег, чем в обычные месяцы. На что нацелена психология распродаж, как держать себя в руках и не совершать импульсивные покупки? Об этом Светлане Ковальковой рассказала психолог Ирина Жданова.
Как все-таки не потратить все деньги в сезон распродаж?
Уловки маркетологов учитывают особенности нашей психики. Как же обезопасить себя от излишних трат? Нужно приходить в магазин со списком, чтобы чётко знать, кому купить подарки, что конкретно приобрести на новогодний стол, что нужно докупить к празднику. К этому списку могут быть добавлены 2-3 спонтанные покупки. Все-таки Новый год это праздник, и мы тратимся для того, чтобы создать себе настроение, а не только с пользой. Второй способ – ограничение по времени – отправляясь в магазин, ограничьте себя 2-3 часами. Еще важно готовиться к предновогодним покупкам заранее, изучать цены. Чтобы обезопасить себя от импульсивных покупок, можно пойти в магазин с кем-то, кому свойственно рационалистическое мышление, кто периодически будет спрашивать о том, действительно ли нужна та или иная вещь.
А что касается онлайн покупок, как действовать в этом случае? Чтобы не набросать в корзину очень много товаров и не купить тут же?
Действительно онлайн покупки становятся с каждым днём все популярнее. Здесь можно применить те же самые правила. Не спешить, оплачивать товары только еще раз пересмотрев то, что у вас в корзине. Опять-таки задавая при этом себе вопросы: а это зачем, а это для чего, а это точно я хочу? Есть ещё такой хороший приём, когда мы выбираем глазами, не откладывая в корзину, а потом, уже собирая корзину, вспоминаем то, что нам действительно хочется туда положить, таким образом, страхуя себя от спонтанных покупок. А то, что осталось в памяти, то мы уже целенаправленно кладём в корзину.
Во время распродаж мы видим, что цена снижена. Это действительно так?
Чаще всего это все-таки маркетинговые приёмы. Когда мы видим, что стоимость той или иной вещи снизилась на 30-50-70%, естественно возникает желание ее приобрести. Но если посмотреть цену на нее же месяц назад или вне сезона распродаж, мы увидим что экономия в лучшем случае рублей 10. Нередко нам предлагают приобрести две-три вещи по цене одной. Опять-таки нужно задуматься: мне точно нужна стоимость или мне все-таки нужна вещь? Если мне нужна вещь, она точно мне нужна в 2-3 экземплярах?