Великий поэт, крупнейший богослов и борец за православие. Родился в Дамаске, в богатой и знатной христианской семье, получил разностороннее образование. Под руководством преподавателя изучил философию, математику, астрономию и музыку. Сначала Иоанн служил при дворе Омейядов, затем удалился в монастырь Св. Саввы (близ Иерусалима), где и прожил до самой смерти.
Иоанн Дамаскин был исключительно одаренным человеком, интересным во многих отношениях. Его духовное наследие огромно и составляет бесценное сокровище Церкви. Предание называет Иоанна автором замечательных церковных песнопений, в которых христианский мир до сих пор черпает мудрость, силу и утешение. Лаконичность и живость языка, трогательный лиризм и глубина мысли - все это делает Дамаскина величайшим поэтом Византии и всего христианского мира. Не случай но его называли «златоструйным». Одним из первых он составил календарь дней памяти христианских святых и подвижников
С поэзией Иоанна тесно связана и его музыкальная деятельность. Ему принадлежит первая церковная нотная система и оформление большинства христианских песнопений в сборниках «Типикон» и «Октоих», Еще более известен как богослов. Он создал фундаментальный труд «Источник знания», состоящий из трех частей: «Диалектика», «Книга о ересях» и «Точное изложение православной веры». Эта система идей о Боге, сотворении мира и человеке, определяющая его место в этом и потустороннем мирах. Этот труд оказал огромное влияние на будущие поколения не только православных, но и католических богословов (например, Фомы Аквинского). Для Православной Церкви сочинение Иоанна до сих пор является первостепенным источником основ христианского вероучения.
С точки зрения искусствоведения Дамаскин интересен как яростный противник иконоборчества и создатель теории Священного образа, положившей начало канонизации иконописи. Согласно его теории можно и нужно изображать то, что было в действительности (сцены из Священного писания, Жития Святых). Можно писать Христа в том виде, в котором он пребывал на земле, но нельзя писать образ Бога-Отца.
Халиф заподозрил Иоанна-Мансура в шпионаже в пользу Византии и приказал отрубить ему кисть правой руки. Иоанн приложил отрубленную кисть на место, всю ночь усердно молясь об исцелении иконе Богоматери, по преданию написанной самим евангелистом Лукой. Наутро кисть приросла. В ознаменование этого чуда и в знак вечной Благодарности Дамаскин прикрепил к серебряному окладу чудотворной иконы руку, отлитую из чистого серебра. Сейчас она находится в монастыре Хилардар (Афон, Греция). Так возник один из канонических иконописных образов Богоматери - Богоматерь Троеручица.
- Алчная душа всем злым делам начало.
- Бессильными врагов своих всегда называют глупые.
- Благоразумного и красноречивого мужа до беседы с ним не всегда и заметишь: как и огонь, скрытый в терне; лишь когда выйдет наружу, производит на воздухе пламя.
- Больному не следует скрывать свою болезнь от врача, а бедняку прикрывать нищету свою перед друзьями.
- Буря не повреждает маленькие деревья, а высокие, сломав, вырывает с корнем.
- Во время испытания стекаются все беды.
- Всегда ненавидят безумные мудрых, неучи ученых, скверные - нескверных, а испорченные - хороших.
- Всякий, кто строит козни против ближнего своего, упадет в ров, который вырыл. Даже когда враг бессилен, мудрый царский первый советник не позволяет царю идти на бой, если можно миром уладить.
- Дерево, даже и подрубленное топором, снова срастается, и рана от стрелы излечивается и зарастает. Но стрела словесная неисцелима, ведь она попадает в самое сердце.
- Доказательство истинной любви состоит в том, чтобы любить любимых и враждовать с врагами.
- Должно хранить тайны своих друзей. Не хранящий тайну бесчестит свою совесть и посрамляет доверие к себе.
- Дурной и коварный человек превратит любовь во вражду и смуту, если пристроится к друзьям.
- Если мудрый человек оказывается в несчастье, он покоряется даже ничтожным, пока не достигнет желаемого.
- Затевающие войну сами попадают в свои сети.
- Из мудрых никто не осмелится на следующие три вещи: к царям приближаться, пить яд для пробы, вверять тайну женщине.
- Изобретательностью и умом побеждать лучше, чем сопротивлением.
- Кормить врагов весьма похвально.
- Кто довольствуется малым, живет беззаботной жизнью.
- Кто стремится к добру, должен быть готов терпеть зло.
- Лучше по огню и по змеям ходить, чем жить со злыми советчиками.
- Многие сильные побеждены бывают немощными.
- Мудрость и многомерных побеждает.
- Мудрый знает, как поступать и там, где не имеет опыта; глупый ошибается и в том, чему учился.
- Мудрый от разума бодр, а безумный от неумия пьян.
- Не вверяй своей тайны тому, кто угощает тебя, прежде чем не узнаешь его верности и дружбы.
- Не заботься о богатстве, человек многоумный почтен и без богатства.
- Не обличай безумного, чтобы не возненавидел он тебя.
- Нет большего удовольствия в мире, чем дружеская беседа.
- Одухотворенный и щедрый муж хоть и недолго проживет, но к долгожителям причисляется, а тот, кто житейской суетою и убогостью существует, кто не способен ни себе, ни другим пользы принести, тот кратковечен и несчастен будет, даже если и до глубокой старости доживет.
- Пока нет войны, усмирять врагов нужно дарами; если же ополчились они на тебя, нельзя уклоняться. Терпение и смирение нужно иметь и для мира, и для войны.
- Хоть сколько мажь медом горький плод, не переменит он своей горечи в сладость.
- Храбрый испытывается в скорбное время, а верные друзья в беде.