Найти в Дзене
Книга мудрости

Иоанн (Иоанн-Мансур) Дамаскин (ок. 675 - до 753 гг.)

Великий поэт, крупнейший богослов и борец за православие. Родился в Дамаске, в богатой и знатной христианской семье, получил разностороннее образование. Под руководством преподавателя изучил философию, математику, астрономию и музыку. Сначала Иоанн служил при дворе Омейядов, затем удалился в монастырь Св. Саввы (близ Иерусалима), где и прожил до самой смерти. Иоанн Дамаскин был исключительно одаренным человеком, интересным во многих отношениях. Его духовное наследие огромно и составляет бесценное сокровище Церкви. Предание называет Иоанна автором замечательных церковных песнопений, в которых христианский мир до сих пор черпает мудрость, силу и утешение. Лаконичность и живость языка, трогательный лиризм и глубина мысли - все это делает Дамаскина величайшим поэтом Византии и всего христианского мира. Не случай но его называли «златоструйным». Одним из первых он составил календарь дней памяти христианских святых и подвижников С поэзией Иоанна тесно связана и его музыкальная деятельнос

Великий поэт, крупнейший богослов и борец за православие. Родился в Дамаске, в богатой и знатной христианской семье, получил разностороннее образование. Под руководством преподавателя изучил философию, математику, астрономию и музыку. Сначала Иоанн служил при дворе Омейядов, затем удалился в монастырь Св. Саввы (близ Иерусалима), где и прожил до самой смерти.

Иоанн Дамаскин был исключительно одаренным человеком, интересным во многих отношениях. Его духовное наследие огромно и составляет бесценное сокровище Церкви. Предание называет Иоанна автором замечательных церковных песнопений, в которых христианский мир до сих пор черпает мудрость, силу и утешение. Лаконичность и живость языка, трогательный лиризм и глубина мысли - все это делает Дамаскина величайшим поэтом Византии и всего христианского мира. Не случай но его называли «златоструйным». Одним из первых он составил календарь дней памяти христианских святых и подвижников

С поэзией Иоанна тесно связана и его музыкальная деятельность. Ему принадлежит первая церковная нотная система и оформление большинства христианских песнопений в сборниках «Типикон» и «Октоих», Еще более известен как богослов. Он создал фундаментальный труд «Источник знания», состоящий из трех частей: «Диалектика», «Книга о ересях» и «Точное изложение православной веры». Эта система идей о Боге, сотворении мира и человеке, определяющая его место в этом и потустороннем мирах. Этот труд оказал огромное влияние на будущие поколения не только православных, но и католических богословов (например, Фомы Аквинского). Для Православной Церкви сочинение Иоанна до сих пор является первостепенным источником основ христианского вероучения.

С точки зрения искусствоведения Дамаскин интересен как яростный противник иконоборчества и создатель теории Священного образа, положившей начало канонизации иконописи. Согласно его теории можно и нужно изображать то, что было в действительности (сцены из Священного писания, Жития Святых). Можно писать Христа в том виде, в котором он пребывал на земле, но нельзя писать образ Бога-Отца.

Халиф заподозрил Иоанна-Мансура в шпионаже в пользу Византии и приказал отрубить ему кисть правой руки. Иоанн приложил отрубленную кисть на место, всю ночь усердно молясь об исцелении иконе Богоматери, по преданию написанной самим евангелистом Лукой. Наутро кисть приросла. В ознаменование этого чуда и в знак вечной Благодарности Дамаскин прикрепил к серебряному окладу чудотворной иконы руку, отлитую из чистого серебра. Сейчас она находится в монастыре Хилардар (Афон, Греция). Так возник один из канонических иконописных образов Богоматери - Богоматерь Троеручица.

  • Алчная душа всем злым делам начало.
  • Бессильными врагов своих всегда называют глупые.
  • Благоразумного и красноречивого мужа до беседы с ним не всегда и заметишь: как и огонь, скрытый в терне; лишь когда выйдет наружу, производит на воздухе пламя.
  • Больному не следует скрывать свою болезнь от врача, а бедняку прикрывать нищету свою перед друзьями.
  • Буря не повреждает маленькие деревья, а высокие, сломав, вырывает с корнем.
  • Во время испытания стекаются все беды.
  • Всегда ненавидят безумные мудрых, неучи ученых, скверные - нескверных, а испорченные - хороших.
  • Всякий, кто строит козни против ближнего своего, упадет в ров, который вырыл. Даже когда враг бессилен, мудрый царский первый советник не позволяет царю идти на бой, если можно миром уладить.
  • Дерево, даже и подрубленное топором, снова срастается, и рана от стрелы излечивается и зарастает. Но стрела словесная неисцелима, ведь она попадает в самое сердце.
  • Доказательство истинной любви состоит в том, чтобы любить любимых и враждовать с врагами.
  • Должно хранить тайны своих друзей. Не хранящий тайну бесчестит свою совесть и посрамляет доверие к себе.
  • Дурной и коварный человек превратит любовь во вражду и смуту, если пристроится к друзьям.
  • Если мудрый человек оказывается в несчастье, он покоряется даже ничтожным, пока не достигнет желаемого.
  • Затевающие войну сами попадают в свои сети.
  • Из мудрых никто не осмелится на следующие три вещи: к царям приближаться, пить яд для пробы, вверять тайну женщине.
  • Изобретательностью и умом побеждать лучше, чем сопротивлением.
  • Кормить врагов весьма похвально.
  • Кто довольствуется малым, живет беззаботной жизнью.
  • Кто стремится к добру, должен быть готов терпеть зло.
  • Лучше по огню и по змеям ходить, чем жить со злыми советчиками.
  • Многие сильные побеждены бывают немощными.
  • Мудрость и многомерных побеждает.
  • Мудрый знает, как поступать и там, где не имеет опыта; глупый ошибается и в том, чему учился.
  • Мудрый от разума бодр, а безумный от неумия пьян.
  • Не вверяй своей тайны тому, кто угощает тебя, прежде чем не узнаешь его верности и дружбы.
  • Не заботься о богатстве, человек многоумный почтен и без богатства.
  • Не обличай безумного, чтобы не возненавидел он тебя.
  • Нет большего удовольствия в мире, чем дружеская беседа.
  • Одухотворенный и щедрый муж хоть и недолго проживет, но к долгожителям причисляется, а тот, кто житейской суетою и убогостью существует, кто не способен ни себе, ни другим пользы принести, тот кратковечен и несчастен будет, даже если и до глубокой старости доживет.
  • Пока нет войны, усмирять врагов нужно дарами; если же ополчились они на тебя, нельзя уклоняться. Терпение и смирение нужно иметь и для мира, и для войны.
  • Хоть сколько мажь медом горький плод, не переменит он своей горечи в сладость.
  • Храбрый испытывается в скорбное время, а верные друзья в беде.

Книга мудрости | Дзен