Найти тему
Коротко о простом...

Про дворняг

Так бывает, что когда-то случайно попавший в твои руки щенок вырастет, станет взрослой собакой и пройдёт с тобой бок о бок почти 15 лет. А ты за это время из обычного советского мальчишки-пионера станешь взрослым дядькой. Пусть и молодым, но даже успеешь закончить институт. Наверное, почти у каждого собачника такая собака в жизни была. Была такая и у меня, и звали её Джуля.

Но рассказ начну я с кошки.

В сентябре 1985 года родители мои получили новую квартиру в посёлке дачного хозяйства Архангельское, и в конце сентября того же года мы переехали туда из посёлка дачного хозяйства Жуковка.

Мне в том далёком сентябре исполнилось 10 лет. Первый юбилей.

По прямой от одного посёлка до другого 7,5 км, по дороге ровно 10, принадлежали они одной и той же организации - Совету министров СССР, но жизнь в Жуковке сильно отличалась от жизни в Архангельском. Хотя бы потому, что Архангельское, если брать Дачный, было вдвое крупнее. А если прибавить "Городок", другую часть посёлка, которая принадлежала Министерству обороны - больше раз в шесть. Плюс Дачный тогда ещё и активно строился.

Ничего, привык. Пошёл в новую школу, со всеми передружился, с кем надо подрался... В общем, жизнь наладилась.

Из Жуковки с нами переехала кошка Мурка, дымчатого цвета зверь с белыми носочками на передних лапах и белыми "гольфами" на задних. Гулять по старинке мы выпускали её одну, так привыкли мы, а самое главное, так привыкла она. Только в Жуковке был лес, а в Архангельском – стройки, бетонные плиты и грязь. Поэтому все прогулки кошки сводились к её сидению между бетонными плитами. Я так же бегал её и звал. Только выходила она ко мне не сразу, как раньше, приходилось звать подолгу и ждать.

Но зверь так и не привык к новой обстановке. Кошка стала гадить в туалете на полу, чего раньше никогда не делала. А в связи с тем, что кормили её всем подряд, всё это волшебство было жидким, растекалось и сильно воняло. Вот в один из таких прекрасных осенних дней отец мне строго сказал – иди и убирай за СВОЕЙ кошкой. Возиться с кошачьим поносом мне совсем не хотелось, и я отказался. Отец меня предупредил в последний раз – не уберёшь, я уберу, но кошку вышвырну из дома. Он у меня дважды вообще редко повторял. Я отказался второй раз. И сразу кошка была взята за шиворот и вышвырнута за дверь. Я надулся, обиделся на отца, на «тупую» кошку, на весь мир. На себя обидеться только забыл. Но упёрся и Мурку искать не пошёл. А Мурка пропала и спустя некоторое время объявилась... в Жуковке. По нашему старому адресу, у наших жуковских соседей. То есть кошка прошла пешком без всяких карт путь длиной в 10 километров, несколько раз переходила шоссе, пересекла Москва-реку и нашла свой старый дом. У наших соседей она прожила ещё год, пока дом не пошёл под снос, а они тоже не переехали в Архангельское.

Шли дни, осень сменилась зимой, зима весной, весна летом. Наступили летние каникулы.

В Архангельском ходили купаться в несколько мест. Но чаще всего на старицу Москвы-реки, в то место, где посередине старого русла был (он и сейчас там есть) остров, который у местных назывался Дамба.

Почему Дамба - это тема отдельной и совсем не короткой статьи. Краеведческой.

И вот жарким летним днём мы возвращались с Дамбы. Было там одно место (сейчас его нет) где тропинка шла между двумя заборами, расстояние между которыми меньше двух метров. И вот при подходе к этой "горловине" я слышу громкий писк из травы. Отец мне говорит - щенок где-то. И начинает искать. Трава обычная, полевая, но мне, ребёнку, она высотой по пояс почти. Ищем, разгребая траву руками... и вот он - маленький, белый, слепой ещё. И пищит. Громко пищит. Я смотрю на него - фиг знает, что с ним делать. Отец бережно взял на руки, как на руки, в одну ладонь поместился пёс, посмотрел, говорит - девочка. А мама моя (она тоже с нами шла):

- Это ж крыса!

Отец ей:

- Ты где крысу с волосатым хвостом видела? Собака это!

И мы забрали её домой. А пока шли, она сосала отцовский мизинец, а мама дала ей имя - Джуля.

Шёл июль 1986 года.

На посёлке сразу нашлась и мама нашей собаки - болонка из старой части посёлка. И папа, местный пёс по кличке Шарик - он был отцом всех маленьких собак в округе. Ну почти всех. И сразу стало понятно, и кто выкинул щенков.

Дома же мы нашли бутылку и соску. Мама каждое утро варила жидкую манку на весь день, а я был ответственный за кормление, грел эту манку по требованию собаки, заправлял в бутылку и кормил. Даже когда уже наступил сентябрь, щенка на полностью взрослый корм мы ещё не перевели, и я успевал на большой перемене сбегать и покормить Джулю.

А какое было счастье, когда у Джули открылись глаза! Я утром встаю, бутылку достал, соску ополоснул, манку греть поставил, оборачиваюсь, а чудо это сидит и мутными глазками с голубым щенячьим отливом на меня смотрит!

А потом я Джуле выбил зуб. Это было опять же при кормлении. Росла она с детства с характером стервозным, вот и в тот раз, решила она меня от своей миски прогнать. А я ей то вообще-то добавку планировал положить. А она на меня в атаку. Я рукой отмахнулся, а получилось по морде ей и попал. И сильно попал... И выбил клык. Звоню матери на работу, плачу - я Джуле зуб выбил! Она меня успокоила, не реви, говорит, это молочный )))

Осенью пошли с отцом на рыбалку, октябрь заканчивался. Что он там ловить собирался, я не знаю, не рыбак, но собаку взяли с собой. А там на берегу, где сливаются Старое и Новое русла Москва-реки, многие деревья растут сильно наклоняясь над водой, и Джуля принялась по ним скакать, как горный козёл. Соответственно, хватило её прыти не на долго, сорвалась она и упала в воду. Вытащили... Отцец её своей курткой обтёр, за пазуху себе засунул и говорит - воды, скорее всего, бояться будет... И не угадал. Всю свою долгую жизнь Джуля обожала купаться в реке. И лазить по этим деревьям тоже.

Спустя пару лет, когда я учился уже в 7-м классе, Джуля за выбитый зуб мне отомстила. Опять у нас с ней случилась стычка возле миски. Я был укушен за ладонь, и тот самый клык, что вырос вместо того, что я ей выбил, вошёл мне мне в мясо, в ладонь... Через день рана нагноилась. Отец мне и говорит - твоя собака, вот и иди сам к врачу и сдавайся в хирургию. Пришлось идти. "Повезло", что в этот день наша местная амбулатория была закрыта. И целую неделю дома были перевязки с бинтами и вонючей мазью Вишневского...

В общем и целом, как только Джуля подросла, ей купили шлейку, и я стал её везде брать с собой. Хотя шлейку одевали ей, если путь предстоял какой-то неимоверно длинный. По местности всегда рядом и без поводка, если что, просто брал на руки. Тем более к следующему лету 1987 года, зверь подошёл почти в годовалом возрасте, повзрослел и поумнел (немного).

Мы с Джулей. Мне тут 12 лет. Как раз осень 1987 года. Не могу вспомнить, где сделана эта фотография. Скорее всего в Ромашково.
Мы с Джулей. Мне тут 12 лет. Как раз осень 1987 года. Не могу вспомнить, где сделана эта фотография. Скорее всего в Ромашково.

Выросла Джуля килограмм до шести примерно. Грязно-белого цвета. Полурозовый нос. Одно ухо висит. И волосы на хвосте при движении развевались как флаг. И характер у дамы сформировался отвратительный. Особенно это было заметно при попытке отобрать косточку или протянуть ей к носу палец, если та сидела у кого-то на руках. Следовал мгновенный укус без предупреждения.

Но тем не менее - к друзьям в гости - Джуля со мной. На речку на велосипеде - руль левой рукой, собаку на правое предплечье и с собой. Зимой на несколько часов ходили гулять - с собой. Смотришь, лапы мёрзнут - за пазуху засунул и дальше гулять. В гости к друзьям в Голицыно на машине - собака с нами. К бабушке с дедом в Ромашково - собака с нами. На Барвиху - тоже. Оставляли её дома в одном случае, если все были на работе, а я в школе. Во всех остальных случаях собака всегда ездила с нами.

Мама, бабушка и Джуля. Ромашково. Сентябрь 1987.
Мама, бабушка и Джуля. Ромашково. Сентябрь 1987.

Следующим летом, в 1987 году, по кассетам стала распространяться песня шведской группы Europe - "Final Countdown", а я включил её на катушечном магнитофоне, а кассетник через встроенные микрофоны поставил на "запись" и спел свой главный хит того лета:

Джульпёса залаял - сосед прилетел. Джульпёса ответил - сосед улетел!

И вместо "It's a final countdown!" - "Джуля пёса-пёса!"

Было мне тогда 11 с половиной лет.

Дед, мама, бабушка и Джуля. Ромашково. 23 сентября 1987 года.
Дед, мама, бабушка и Джуля. Ромашково. 23 сентября 1987 года.

На Барвихе... Никогда, кстати не говорили, поехал В Барвиху... Ездили всегда НА Барвиху... Так вот, на Барвихе, когда копали картошку, Джуля умудрилась залезть в старую кротовую нору, в которой на тот момент жили осы. Ох и здорово тогда ей досталось... С визгом и воем бежала она через всю деревню, перебежала через Рублёвку, благо машин тогда ездило не много, и только там, за сельсоветом, где тропинка начинает спускаться к Москва-реке её удалось догнать, взять на руки и успокоить. Но до конца своих дней она при виде даже одной осы впадала в дикую панику.

И было у Джули одно отвратительное свойство - если она где-то находила откровенную тухлятину или чьи-то какашки, желательно человеческие, в них обязательно надо было изваляться. И отучить её не получилось от этого до конца её долгой собачьей жизни.

Однажды со своим товарищем Серёгой Борониным, мы пошли купаться не на Старицу Москва-реки, а на озерцо за соседним Захарково - Коровушку. Или Коровку. Кто как называл.

Серёга - мальчишка с трагической судьбой, может быть как нибудь про него тоже напишу...

А мы вернёмся к Джуле. Джуля нашла какую-то тухлятину на берегу и извалялась в ней с ног до головы, и светящаяся от собачьего счастья весело прыгала по берегу. Я попросил Серёгу "кинуть" её в воду. Я ж и подумать не мог, что он выполнит мою просьбу буквально... Он взял собаку за передние лапы, раскрутил и буквально выкинул в воду. Собака, вращаясь как летающая тарелка, пролетела над гладью Коровки метра три-четыре, приводнилась... и над её головой сомкнулись тёмные воды озерца... Как я тогда перепугался и не описать! Но Джуля вынырнула, как ни в чём не бывало доплыла до берега, отряхнулась и продолжила радоваться жизни.

В то же лето шли мы с этой же Коровки с родителями домой. Шли через Захарково прямо вдоль дороги. Машин тогда ездило тут очень мало, поэтому никто и не думал цеплять собаку на поводок. И тут - кот. Кот просто шёл. Собака, которая и сама была размером с кота, срывается с места и буквально летит в атаку совершенно не обращая внимания на то, что кот идёт через дорогу, а навстречу нам едет одинокая Волга. Водитель Волги, конечно, затормозил, но оба зверя оказались под передним бампером. Собака с визгом вылетела из-под машины первой и рванула в сторону дома. Кот выскочил вторым и рванул в свою сторону. Я ужасно перепугался, а отец ещё и масла в огонь подлил - придавило, говорит, похоже, твою собаку. И я, вытирая слёзы, кинулся её догонять. У этой истории конец счастливый - собаку я нашёл в нашем подъезде, только на первом этаже, возле "такой же как наша" квартиры. Она ж собака, она ж считать этажи не умеет... И от машины она совсем не пострадала, а вот нос любопытный кот её серьёзно ободрал.

В конце 80-х я как-то проверял Джулю на психологическую устойчивость. Она лежала на диване, а я медленно на неё садился. И тут не выдержал отец! Ты, говорит, совсем с ума сошёл! Это ж собака! КУда садишься, не видишь что ли?! А мне, тринадцатилетнему балбесу что? Мне ж весело! Было...

В 1997 мне подарили на день рожденья паззл. Тогда модно было. Средневековая карта мира. 2000 деталей. Собирал я её долго. Года полтора. Чтобы не мешалась, я на полу в несколько раз сложенную простынь расстелил и собирал на ней. Не подумал только, как перенести потом с мягкой простыни на жёсткую основу, поэтому ещё пару-тройку месяцев собранная карта просто пролежала на полу... пока у Джули не приключился понос... Крупными и уверенными мазками карта, которую я собирал почти два года, была украшена... Украшена так, что её пришлось выкинуть.

Последнее фото Джули. На обороте надпись карандашом - Джуля. 07.07.1986 - 07.06.2000
Последнее фото Джули. На обороте надпись карандашом - Джуля. 07.07.1986 - 07.06.2000

Прожила Джуля по-собачьи жизнь долгую, почти 14 лет. К концу своей жизни ослепла, но всё равно прекрасно ориентировалась в пространстве, в тех местах, где прожила всю свою собачью жизнь. Погибла, попав под машину между домами 15 и 16 посёлка Дачного хозяйства Архангельское... На прогулке со слепу потерялась от маминого деда-френда, пошла его искать по тем местам, где обычно гуляли, а с дороги идущей на Захарково во двор заезжала машина...

И в конце - чудом сохранившаяся запись на VHS-кассете. Конец августа 1997 года. Джульпёс.

Наверное, у каждого собачника был такой пёс, что вырос, постарел и ушёл по радуге, пока ты просто повзрослел...