продолжение предыдущей части
В работе МВФ “Geoeconomic Fragmentation and Foreign Direct Investment” оценивается влияние геоэкономической фрагментации на мировую экономику, рассматриваемое через призму прямых иностранных инвестиций (ПИИ). По данным МВФ и FDI Markets о 300 тыс. инвестиционных транзакциях, осуществленных с 1 квартала 2003 по 4 квартал 2022 г. в мире произошла серьезная перестройка направлений ПИИ. Часть приведенных на рисунке ниже результатов показывает, по мнению исследователей, проигрыш азиатского мира в сравнении с США по привлечению ПИИ и инвестированию средств в новые производства.
Как отмечают исследователи, азиатский регион для США и развитых стран Европы становится все менее привлекательным с позиции инвестирования, а сокращение ПИИ из США в Китай является одним из самых больших. В то же время объем ПИИ США в развивающиеся европейские страны устойчиво растет. Более детальные данные о структурных сдвигах ПИИ из США приведены на рисунке ниже, где видны геополитические союзники (например, Канада и Корея) и оппоненты (Китай и др.), что означает преобладание политических факторов над экономическими.
Долгосрочные экономические последствия фрагментации ПИИ оценивались с использованием межстрановой динамической стохастической модели общего равновесия (DSGE). Сценарий их фрагментации, а конкретно сокращения объема ПИИ на 50% в долгосрочной перспективе приведет к заметному снижению глобального производства – около 2% (таблица ниже). В модель заложены предпосылки о том, что ПИИ способствуют накоплению капитала и передаче технологий, повышающих производительность в странах-получателях.
В последнем топовом материале МВФ “World Economic Outlook: Navigating Global Divergences” от октября 2023 г. конфликт России с Украиной обозначается в качестве главного фактора мировой фрагментации, дисбаланса на мировых рынках и роста цен. К примеру, с помощью модели частичного общего равновесия была получена оценка последствий роста цен на пшеницу в блоке «США-Европа+» из-за снижения урожайности. Так, соответствующий шок, определяемый в виде трех стандартных отклонений, приводит к увеличению цены пшеницы на 4,41% в случае интегрированного мира и на 8,79% в случае фрагментированного.
Применение динамической стохастической модели общего равновесия для оценки изменения ВВП в случае фрагментации рынков сырьевых товаров показало результаты, приведенные в таблице ниже. Как видно, влияние фрагментации разнится в зависимости от товарной группы и блока стран. Наименьшее влияние на ВВП оказывает изменение поставок нефти, поскольку покупатели и продавцы могут быстро переключиться на торговых партнеров внутри своего блока. Также обращается на себя внимание более негативное влияние фрагментации на экономический рост в блоке «Китай-Россия+», нежели чем в блоке «США-Европа+» и в мире в целом.
В целом же диапазон снижения мирового ВВП в зависимости от сценария фрагментации рынков товаров и услуг, а также финансовых потоков и технологий, составляет от 0,2 до 12 %%.
В совместном исследовании МВФ и Центра исследований экономической политики “Geoeconomic Fragmentation: The Economic Risks from a Fractured World Economy” определены потенциальные проблемы мировой фрагментации[1]:
1) Помимо международной платежной системы SWIFT могут появиться параллельные и плохо совместимые друг с другом системы, что приведет к более высоким транзакционным издержкам.
2) Внедрение цифровых валют в условиях геоэкономической фрагментации может ухудшить соответствующие регулирование и надзор.
3) Возможно снижение доли доллара в трансграничных операциях.
4) Финансовая глобализация может смениться финансовой регионализацией, что приведет к большей макроэкономической нестабильности во время кризисов.
Другое исследование «The Impact of Geopolitical Conflicts on Trade, Growth, and Innovation», в котором также рассматриваются экономические последствия фрагментации мировой торговли из-за геополитических конфликтов, интересно тем, что оно отражает видение на эти процессы ВТО – международной организации, специализирующейся на регулировании торгово-политических отношений между входящими в нее государствами и обладающей по всей видимости самой подробной базой данных по торговым операциям между странами.
Для оценки была построена и использована многосекторальная, межстрановая модель общего равновесия, помимо торговли учитывающая диффузию технологических инноваций среди участников экономической системы.
Интересна также классификация страновых блоков. Исследователи определили Западный и Восточные блоки, а для определения принадлежности к какому-либо из них конкретной страны была построена база данных, включающая информацию по сходству решений во внешней политике. Этот показатель рассчитывался для каждой пары стран в зависимости от их голосования по различным вопросам в ходе работы Генеральной Ассамблеи ООН. Таким образом предполагается, что страны голосующие одинаково, имеют схожие интересы во внешней политике, оказывающей влияние на торговые отношения. Рассчитанные за период с 1945 г. индексы приведены на рисунке ниже, где соответствующие значения нормализованы таким образом, что «1» представляет максимальную близость к США, а «-1» к Китаю. Полученные результаты вполне ожидаемы – Европа, Канада, Австралия, Япония и Южная Корея попали в Западный блок, а Россия, Индия, большая часть Северной Африки и Юго-Восточной Азии в Восточный блок. В свою очередь Латинская Америка и страны к югу от Сахары имеют срединные значения и их нельзя однозначно причислить к одному из блоков.
Исследователи просчитывали широкий набор экспериментов – вплоть до практически полного разрыва торговли между странами Западного и Восточного блоков (на 98% от текущего уровня). В случае реализации такого сценария уровень благосостояния во всех странах заметно снизится, но по блокам оно будет ассиметрично. Так, снижение уровня благосостояния в Западном блоке колеблется по странам от -1% до -8% (с медианой -4%), а в Восточном от -8% до -12% (с медианой -10,5%). Более того, в случае перехода какой-либо страны из Западного блока в Восточный, снижение упомянутого показателя для нее усилится, хотя убедительной аргументации о таком различии в эффекте от разрыва связей между блоками не приводится. Конфликт на Украине рассматривается как пример преобладания геополитических интересов над экономическими, поскольку практически все страны оказываются в проигрыше.
Схожие результаты получили в Европейском центральном банке. В исследовании «The Economic Costs of Supply Chain Decoupling», опубликованном в августе 2023 г., с использованием модели, охватывающей 73 страны и рассматривающей их экономические системы в отраслевом разрезе, подчеркивается основной вывод – фрагментация мировой торговли влечет снижение уровня благосостояния по всем странам. При этом ухудшение ситуации неравномерно, и варьируется от 0,7% до 15,2% в зависимости от степени открытости экономики конкретной страны.
В свою очередь в работе Национального бюро экономических исследований “Global Supply Chains: The Looming“Great Reallocation”” от сентября 2023 г. в отличие от других исследований в явном виде отмечается не деглобализация, а «фундаментальная перестройка цепочек поставок» по всему миру. Особое внимание уделено насыщенным событиями последние пять лет. За этот период, к примеру, Китай потерял рыночную долю рынка США на 5 п.п. и в это же время Вьетнам увеличил ее на 2 п.п.
В исследовании МВФ от октября 2023 “Long Live Globalization: Geopolitical Shocks and International Trade” анализируются торговые отношения между 243 странами и территориями за период с 1948 по 2021 гг. Был построен большой массив данных на основе 59049 торговых потоков между парами стран, включающий в себя более 4 млн наблюдений. Зависимой переменной является уровень глобализации, который, как уже отмечалось выше, определяется суммой экспорта и импорта между анализируемыми странами, но более интересны независимые переменные с высокой статистической значимостью. Среди них размеры экономик и географическое расстояние, измеряемое в км между столицами каждой пары стран, а также культурная, религиозная и языковая общность, определяемые в виде бинарных переменных. У всех перечисленных переменных положительное влияние на торговлю, кроме географического расстояния (чем дальше расположены друг от друга столицы торговых партнеров, тем выше издержки и менее интенсивный торговый поток). Таким образом, возможно, что фрагментация экономического пространства представляет вполне закономерный процесс, объясняемый как экономическими причинами, так и общественной схожестью.
22 декабря МВФ опубликовал новый материал «Divided We Fall: Differential Exposure to Geopolitical Fragmentation in Trade», в котором приведены результаты расчетов нескольких сценариев фрагментации мировой торговли, полученные с использованием межстрановой, многосекторальной модели.
В текущем исследовании блоки стран образованы по степени геополитической близости, максимальное значение (3) которой подразумевает двухсторонние обязательства по защите в случае нападения на одну из стран, а минимальное значение (0) – отсутствие договоренностей (в том числе и о ненападении). Отрицательные значения означают уровень договорных отношений с США по отношению к имеющимся договоренностям с Китаем. Таким образом, исследователи рассматривают три блока: Западный, Восточный и блок нейтральных стран, представленных на рисунке (раскраска определяется степенью геополитической близости).
Основной вывод следующий – фрагментация мировой торговли заметно снижает темпы роста экономики, причем в большем проигрыше оказываются беднейшие страны. Если смотреть по макрорегионам, то во всех сценариям больше теряют развивающиеся азиатские и африканские страны.
Государства, не относящиеся ни к одному из геоэкономических блоков, могут уменьшить потери в экономике за счет присоединения, т.е. в текущих условиях нейтральность не способствует сохранению стабильности.
Расчеты показали, что наиболее чувствительными к изменению торговых барьеров отраслями являются «транспортное оборудование», «продукты питания и напитки», «высококачественное производство».
Распад мира на экономические макрорегионы не остановится. По оценкам МВФ он затянется на ближайшее десятилетие, хотя в будущем вероятен процесс новой глобализации, который всегда поддерживался этой организацией.
Более подробно в телеграм-канале.