Все хорошо знают, что перемены происходят постоянно, в том числе в бизнесе. Вопрос в том, как вы будете с этим справляться. Писатели, мыслители и бизнесмены много размышляли на эту тему, одним из них был Махатма Ганди. Он дал совет, как относитьсяк переменам, чтобы использовать их во благо себе.
Махатма Ганди, великий ненасильственный лидер движения за независимость Индии, много рассуждал о переменах и о том, как к ним относиться. Индия была одной из последних великих колоний Британской империи, и Ганди решил не только избавить свою страну от колонизатора, но и сделать это ненасильственным путем. Это требовало изобретательности, гибкости и дальновидности. Начиная с маршей к морю, массовых сидячих забастовок, личного голодания и многого другого, Ганди постоянно менял свои стратегии с учетом постоянно меняющихся реалий. Ганди основывался на вере в то, что наше величие как человеческих существ заключается не столько в способности переделать мир, сколько в способности переделать самих себя.
Задача человека как предпринимателя заключается в том, чтобы вовремя адаптироваться к изменениям в мире. Как предположил Ганди, лучший и даже единственный способ справиться с переменами — не бороться с ними, не сопротивляться им, а, скорее, переделать себя и свой бизнес.
На языке бизнеса это означает поворот, то есть смену направления бизнеса. Слово «поворот» в деловом смысле впервые появилось в книге великого Эрика Райса «Бережливый стартап» (Crown Currency, 2011). Райс использует его, чтобы обсудить, что должен делать новый стартап, столкнувшись с неожиданным изменением, событием или развилкой на дороге.
Это означает, что если действующая схема вашего бизнеса не работает, то надо попробовать сделать это по-другому. Смена направления не означает игнорирование проблемы, скорее, это осознанность, быстрая адаптация и принятие нового, лучшего курса.
Одним из примеров смены направления в бизнесе является компания Starbucks, которая начала свою деятельность в 1971 году и тогда продавала кофемашины для приготовления эспрессо и кофе в зернах. Позже главный директор по маркетингу Говард Шульц поехал в Милан и увидел там людей со стаканчиками эспрессо по всему городу. Убежденный, что в Америке скоро произойдут перемены, он купил компанию Starbucks и сменил направление бизнеса.
Суть в том, что перемены могут быть долгосрочными или кратковременными, глобальными или небольшими. Чтобы справиться с неизбежностью перемен, необходимо заметить их, принять, а затем поступить так, как предлагает Ганди, и переделать себя и свой бизнес.
Ранее профессора психологии Алекс Ровира и Фернандо Триас де Бес, авторы книги Good Luck: Creating the Conditions for Success in Life and Business (в России опубликована как «Настоящее счастье или удача?»), выделилипять основных принципов, которые объединяют удачливых и успешных бизнесменов. Чтобы добиться успеха в любом деле, нужны ум, время, силы, терпение и множество других факторов.