На самом деле, у Фатхуллы Исхакова украли не 13 лет. У него украли всю его жизнь.
История 85-летнего уфимца, который с 1959 года добивался справедливости и законности, прогремела на всю страну в сентябре - именно тогда Ленинский районный суд Уфы назначил ему рекордную для современной России компенсацию морального вреда в 31 миллион 650 тысяч рублей за 13 лет, которые он провел в заключении по обвинению в покушении на убийство трех девушек.
Вчера Верховный суд республики Башкортостан снизил ее до позорных двух миллионов рублей.
Незаконное осуждение в принципе не редкость. Оговор, ложный донос, фальсификация уголовных дел существовали и будут существовать всегда. Так случилось и с делом Исхакова.
Если очень коротко - потому что эта публикация, все-таки, не столько о деле Исхакова, о котором в сети написано достаточно - в 1959 году его арестовали по подозрению в том, что он пытался убить трех спящих женщин, проникнув к ним в дом. Четверо свидетелей уверенно опознали задержанного, дав показания, что ночью они видели как он совершал преступление.
Парню - а Исхакову тогда было 22 года - дали 15 лет лишения свободы, из которых он провел в заключении 13 и освободился в 1972-м.
Исхаков оказался упорным - он не успокоился. В 1976-м году он встретился с первым из тех самых "свидетелей", которые его оговорили. Человек не только рассказал Исхакову правду и сознался в том, что давал показания под давлением, но и написал в прокуратуру заявление, в котором рассказал, что оговорил Исхакова потому, что его били и заставляли такие показания дать.
Заявление приняли.
И ничего не произошло.
В 1986-м и в 1990-м годах такие же заявления написали еще двое свидетелей по делу Исхакова.
Обыватель, не искушенный в вопросах уголовного преследования, скажет: так чего же еще? Перед ним должны были извиниться, реабилитировать и заплатить компенсацию! Тем более - девяностые, годы, когда жертв политических репрессий реабилитировали пачками!
Нет, я не могу сказать, что не было никаких движений. Прокуратура тогда же, в 1990-м году, возобновила расследование по делу и пришла к выводу, что действия Исхакова были неверно квалифицированы. Никакого покушения на убийство не было, решила прокуратура, а было причинение тяжкого вреда здоровью. Ну, извините - всякое бывает.
В 2012 году последний из тех самых "свидетелей", Наиль Саитбатталов, дал признательные показания о том, что это именно он напал на спящих женщин. Одна из них ему очень нравилась, но не отвечала взаимностью, остальные пострадали "за компанию" - чтобы не были понятны причины нападения.
Ну? Всё? Человека пора оправдывать?
Да щаз.
Десять лет после этого прошло. Десять лет еще Исхаков добивался пересмотра своего дела. Прокуратура несколько раз направляла в суд заключение о необходимости пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам - и отзывала его обратно. Адвокаты Исхакова говорят, что после двадцати раз считать перестали. У меня вообще складывается ощущение, что они просто ждали, когда Исхаков умрет от старости и перестанет биться с ними.
И суд сейчас продолжает этого ждать.
Дед оказался нереально крепким. Он дошел до Конституционного суда и добился того, что один из самых неповоротливых институтов отечественного правосудия признал его право на пересмотр дела без прокурорского заключения.
Понимаете? Прокуратура так и не вышла в суд для пересмотра дела. Исхаков совершил невозможное: восьмидесятипятилетний дед открыл дорогу для тех, кому наше око государево вечно сует под нос кукиш. Все неправедно осужденные должны ему в ноги поклониться. Честное слово: для меня этот человек - настоящий герой.
Вы думаете, на этом все решилось?
Да ничего подобного! Шестой кассационный суд после этого, рассмотрев заново дело Исхакова, выкатил ему очередной кукиш, оставив приговор без изменения.
Я не нашел на сайте Шестого КСОЮ этого позорного судебного акта. Его там нет.
Зато я нашел определение Верховного суда РФ, которым Исхаков был полностью оправдан: оно вынесено 25 мая 2023 года. Спустя 64 года и один день с того момента, когда Исхаков был задержан.
Слушайте, многие люди столько просто не живут. Мне 46, а этот человек добивался своего оправдания 64 года. Это путь длиною в жизнь, жизнь, за которую человек не сломался, не согнулся, отстоял свое доброе имя.
Сколько стоят 64 года унижений, которые пришлось претерпеть этому совершенно железобетонному деду?
Два миллиона рублей. Именно до такой смехотворной суммы вчера снизил сумму компенсации морального вреда Фатхулле Исхакову Верховный суд республики Башкортостан под председательством судьи Расимы Абубакировой. Имена и фамилии еще двух судей, принимавших участие в этом театрализованном представлении под названием "апелляционный суд", станут известны, когда будет выложен текст этого позорного для отечественного правосудия решения.
Если, конечно, он будет выложен.
На самом деле это - плевок в лицо. И не только Исхакову, но и всему российскому обществу. И всей судебной системе. И всему государству.
Понятно, чего Минфин наш дорогой и суды добиваются: право на коменсацию морального вреда не переходит по наследству. Да, конечно - если компенсация уже назначена, то ее наследникам выплатят. Но если Исхаков, которому уже 86 лет, уйдет в лучший мир (а изучение его дела явно показывает, что сейчас он живет не в самом лучшем из миров) до пересмотра апелляционного определения кассационным судом, где шанс на увеличение суммы компенсации, все-таки, есть - государство так и останется должным его наследникам жалкие два миллиона рублей.
Экономно, ничего не скажешь.
Знаете, как дальше будет? Я вам сейчас расскажу, как Минфин наш выплачивает вот такие назначенные компенсации. Это вообще песня.
Вы к приставам такой исполнительный лист не подадите - он направляется непосредственно в Министерство финансов Российской Федерации либо вами, либо судом. А у Минфина есть по регламенту три месяца на то, чтобы этот деньги по этому исполнительному листу заплатить. И никогда Минфин раньше, чем через эти три месяца не платит - он выжидает максимальный срок, а потом идет в кассацию с жалобой и с ходатайством о приостановлении выплат.
И только после того, как пройдет кассационный суд, Минфин выжидает еще три месяца, и в последний день отведенного ему срока с барского плеча переводит на ваш счет ничтожную сумму компенсации.
Очень они защищают государственные деньги. Как свои собственные.
Первоначально, в сентябре, судья Ленинского районного суда Уфы Ильдар Сайфуллин назначил компенсацию морального вреда по делу Исхакова в размере 31 миллион 650 тысяч рублей.
После этой космической для России суммы 42-летний судья подал прошение об отставке: оно было рассмотрено 13 декабря. Я думаю, никому не нужно объяснять - по какой причине человек ушел в отставку. Жаль. Одним порядочным мужиком в российских судах стало меньше.
Я вполне допускаю, что апелляционный суд, скорее всего, мотивировал снижение назначенной компенсации до безобразных двух миллионов рублей тем, что наша Великая Страна не должна нести ответственность за грехи СССР.
А за тридцать три года, которые уже российская прокуратура не чесалась? А за десять лет после того, как реальный преступник во всем сознался - тоже не должны?
Мне часто задают один и тот же вопрос: как жить после незаконного осуждения? Когда растоптано честное имя, когда вырваны лучшие годы жизни, когда утеряно все, что можно было утерять?
Недавно с этим вопросом в комментариях под одной из статей появилась мать Антона Бойченко - парня, который получил 14 лет лишения свободы по обвинению в педофилии при наличии алиби. Из него выбили признание вины - и ничего с этим сделать уже было нельзя. Гадкое, грязное дело. Тоже много о нем писали, рассказывать здесь не имеет смысла, кто захочет - пройдите по ссылке, почитайте. Сейчас Антону осталось сидеть полтора года - двенадцать с половиной он уже отсидел. Его мать спрашивает - как жить после того, как он освободится?
Слушайте: вот у этого стального, несгибаемого деда Фатхуллы Исхакова отобрали все. Жизнь отобрали. Семью отобрали. Имя отобрали. 64 года человек добивался, чтобы ему все это вернули.
Добился.
Наверное, вот так надо жить. Не сгибаться и добиваться своего.
Ты честный? Ты не совершал того, в чем тебя обвинили? Вот и живи так, чтобы всем было понятно, что ты этого не совершал. Не прячь свое лицо. Не стесняйся того, что с тобой сделали негодяи. Кто нормальный - рядом будет, кто поверит - пусть мимо тебя проходит. Не нужен такой человек рядом.
Я знаю, что говорю. Мне до этого великого деда - как до Луны пешком, но посмотрев на него, я теперь точно знаю, как правильно жить.