Что самое главное?
Вокруг нас масса доступных, бесплатных текстов[1]. Это привело к тому, что автор должен следовать ряду правил, которые раньше относились только к рекламе.
[1] - я имею ввиду художественные литературные произведения.
Поэтому хороший текст – это тот текст, который, начали читать. Ведь если текст так и не начали читать, то его как бы и не существует. И обсуждать дальше и нечего!
Одно из правил рекламы методом директ-мейл[2] таково: если в первые 2-3 секунды чтения письмо не зацепило получателя этого рекламного сообщения, то оно отправится в корзину с мусором, его никто не прочтет, и все затраты и надежды будут напрасны.
[2] - прямая реклама в виде писем.
Я уверен, что теперь это относится и к литературным произведениям будь то рассказ или даже роман.
Как делать не надо
Поэтому я не понимаю тех авторов, которые начинают свое повествование с пространных описаний. Вот, например,
«Хрустит под ногами морозец. Нос посинел, а мозги как будто тонкой коркой льда покрываются. Минус тридцать пять. Иду по заиндевелой и пустынной улице. Весь народ попрятался по домам. Автомобиль встретить, и то редкость. Думаю о том, что сегодня еще на работу идти и как в такой мороз трудиться, ума не приложу. Вот впереди поворот, за которым мой дом».
Что сказать? Хороший, грамотный язык, но весь абзац посвящен природе. Природе, Карл! Если бы автор сам хоть на мгновение задумался над тем, цепляет читателя начало его текста или нет, то он сам бы ужаснулся.
А вот еще более неудачное, на мой взгляд, начало:
«Случаются такие события, которые сопровождают тебя на протяжении всей жизни. Казалось бы, ты уже обо всём забыл, живёшь себе нормально, трудишься, всё у тебя хорошо. И вдруг триггер. Ходишь потом весь день, настроение поганое. Память – она штука беспощадная...»
Пять предложений ни о чем. Из них даже при внимательном, повторном прочтении ничего невозможно выудить!
Автор, конечно, может сказать, мол, это вступление дальше будет интереснее. Если это так, то, может быть, это вступление и не нужно? Может быть, его просто надо убрать?
«Читателя нужно взять за шиворот и удерживать железной рукой», - считает известный писатель Дмитрий Быков.
Скажите, мои уважаемые читатели, те два пример, которые я привел выше, соответствуют тому, что говорит Д. Быков. Автор берет читателя за шиворот?
***
Как взять читателя за шиворот?
А как я сам начинаю свои рассказы?
«Вот сейчас – колокольчики, а потом свирель, а вот сейчас барабанчик…». Лилька и скрипучая отцовская кровать под ней заменяли собой весь оркестр. Настоящее «Болеро»!
«Человек вздрогнул и проснулся. Осознание возвращения к жизни словно залило его ярким, но не обжигающим светом. Это был свет и океан одновременно. Он лежал на его поверхности без движения, наслаждаясь ощущением своего проснувшегося «я».»
«Улыбки на лице беспрепятственно проецировались на все остальное тело. Было легко и весело. Даже без имен, которых они сначала не знали. Какая разница, как тебя зовут, если ты молод, рядом с тобой друзья, а у тебя всегда хорошее настроение. И вечное движение, в конце которого они сядут на лавочку под тенистым деревом читать книжку, а их спутник-мальчик будет играть в мяч на полянке.»
«Елена, Маня и друг их Колька»
«Будильник врал, но Костя повелся. Хлопнул по его нестандартной, квадратной голове ладонью, восстанавливая тишину. Кроме него в комнате жили еще два студента: татарин Эдик из небольшого волжского городка и здоровяк Виталик из Липецка. Первые пары они обычно игнорировали.»
«- Отнесись с пониманием, - сказал Петров.
- Куда я денусь? - ответил я. – И все-таки, почему?
- Давай, сначала еще раз по материальной части пройдемся.
- Давай.»
В вышеуказанных примерах я пытался чем-то зацепить читателя. Побудить его читать дальше. Возможно, у меня не все получилось, как я хотел. Но я полностью осознавал, что нельзя тратить впустую первые слова рассказа только, потому что это некое вступление и так положено.
Кстати, если вам что-то показалось интересным в моих вступлениях или, наоборот, не интересным, не цепляющим, то напишите мне об этом в комментариях. Ведь, что ни говори, а в спорах рождается истина.
Как написать короткий рассказ?
На эту тему у меня есть два курса развития соответствующих навыков.
Базовый курс: Три товарища
В курсе три темы, каждая - отдельный способ написания текста:
1. Использовать интересную историю из собственного прошлого.
2. Использовать свободный поток слов (фрирайтинг).
3. Создать идею и придумать историю.
Работа по каждой теме выполняется по оригинальным методикам.
Курс: Шаг за шагом
В этом курсе реализуется стратегия малых шагов.
1. Дописать окончание рассказа.
2. Написать часть рассказа.
3. Написать синопсис для продолжения рассказа.
4. Написать рассказ по первой фразе.
В каждом пункте работа выполняется по оригинальным методикам.
***
Лучший из рассказов по любому курсу я озвучу и размещу на своем канале в Ютубе «Я – писатель и чтец».
Подробности по запросу. Мейл в описании канала.
***
#литература #писатели #творчество #размышления #авторам #книги