Найти в Дзене

Самодвижущиеся мины русских моряков. Первая успешная торпедная атака

Англичанин Роберт Уайтхед в 1860-е гг. создал первые боевые самодвижущиеся торпеды (были впервые приняты на вооружение в австро-венгерском флоте в 1868 г., в российском – в 1874 г., а производство началось с 1866 г.). Но первое успешное торпедирование связано с именами русских моряков.
По условиям Парижского трактата после Крымской войны, России запрещалось иметь военный флот в Черном море. Благодаря усилиям главы русского внешнеполитического ведомства Александра Михайловича Горчакова эти ограничения сняли в 1871 г. До Русско-турецкой войны оставалось 6 лет, но за этот короткий срок воссоздать полноценный Черноморский флот было невозможно.

Выставка «История в миниатюре»
Выставка «История в миниатюре»

С другой стороны нам противостоял турецкий флот из броненосцев, винтовых фрегатов, мониторов, бронированных канонерских лодок и других вспомогательных кораблей.
Молодой лейтенант Степан Осипович Макаров (в будущем известный русский вице-адмирал) предложил атаковать османскую эскадру небольшими катерами. Поначалу использовали буксируемые и шестовые мины. Только из названия этих мин понятно, что они представляли серьезную опасность при атаке и для экипажа малых минных катеров. Но к декабрю 1877 г. русский флот получил «самодвижущиеся мины Роберта Уайтхеда». Получить их командованию стоило больших трудов, поскольку стоили они очень дорого. Партия из 100 торпед обошлась казне в 9000 фунтов стерлингов.

Вице-адмирал С.О. Макаров. Фотография из открытых источников
Вице-адмирал С.О. Макаров. Фотография из открытых источников

Макаров был назначен командиром минного транспорта «Великий князь Константин», на вооружении которого находилось 4 паровых минных катера – «Чесма», «Синоп», «Наварин», «Минер». Степан Осипович сам разработал механизм спуска на воду минных катеров, который позволял сделать это за 7 минут.
Первая атака состоялась в декабре 1877 г., тогда удалось повредить броненосец «Махмудие». А в ночь на 26 января 1878 года русские моряки под командованием лейтенанта И. Зацаренного на катере «Чесма» осуществили первую в истории флота успешную торпедную атаку. В этой атаке был потоплен турецкий пароход «Интибах». Согласно рапорту Зацаренного, после попадания двух торпед в правый борт уже через минуту пароход полностью скрылся под водой.

Работа В.Н. Нуждина «Минно-торпедный катер Чесма». Санкт-Петербург. 2018. Белый металл; гравировка, литье. Из коллекции В.Н. Нуждина
Работа В.Н. Нуждина «Минно-торпедный катер Чесма». Санкт-Петербург. 2018. Белый металл; гравировка, литье. Из коллекции В.Н. Нуждина

После этой успешной атаки минные катера Макарова продолжили активные боевые действия: они потопили еще один пароход, повредили броненосец. Материальный ущерб был не очень велик, зато значительно поднял боевой дух на Черноморском флоте, и этот успех превзошел все ожидания. Турецкие корабли, опасаясь быть атакованными минными катерами, снизили свою активность и больше отсиживались в защищенных портах.

В.Н. Нуждин (второй справа) накануне открытия выставки «История в митниатюре», с участниками рабочей группы ГМЗ «Царское Село», готовившей выставку
В.Н. Нуждин (второй справа) накануне открытия выставки «История в митниатюре», с участниками рабочей группы ГМЗ «Царское Село», готовившей выставку

В музее «Россия в Великой войне» в Ратной палате ГМЗ «Царское Село» с 14 декабря 2023 г. проходит выставка «История в миниатюре», один из экспонатов которой – работа Владимира Нуждина «Минно-торпедный катер Чесма». Кроме этого на выставке представлены и другие сюжеты из военной (и не только) истории нашей страны. Выставка будет работать до 27 февраля 2024 г. включительно. Часы работы: 10.00 – 18.00 (касса закрывается в 17.00). Выходной день – среда. Адрес музея: г. Пушкин, Фермская дорога, 5А.