Найти тему
Sputnik Азербайджан

Школы в Азербайджане: эксперт высказался в пользу подушевого финансировании

В одной из бакинских школ © AR Ministry of Education
В одной из бакинских школ © AR Ministry of Education

Одна из самых больших проблем в азербайджанском образовании связана с неправильным распределением средств в этой сфере, заявил Sputnik Азербайджан председатель общественного объединения "Общество молодых ученых, докторантов и магистров Азербайджана" Ильгар Оруджев.

По его словам, если в школах с числом учащихся до 30 на обучение одного ученика расходуется 7 тыс. манатов в год, то в школах с большим числом учащихся эта сумма составляет 600 манатов.

На прошлой неделе министр науки и образования Эмин Амруллаев во время выступления на XVI съезде учителей Азербайджана заявил, что в школах, где в целом учатся до 30 учащихся, министерство расходует на одного ученика порядка 7 тыс. манатов в год. Глава ведомства указал, что примерно столько же стоит обучение в частной школе, но, несмотря на это, уровень образования в государственной школе оказывается ниже, чем в частном учебном заведении.

По словам министра, средняя стоимость обучения одного ученика сильно колеблется в зависимости от локации школы. Так, эта цифра составляет 600 манатов в самой большой школе Баку и 30 тыс. манатов в школе в каком-нибудь горном селе.

"Это неправильно с точки зрения распределения расходов. Мы будем принимать меры для более рационального и эффективного расходования государственных средств", – указал он.

Оруджев отметил, что проблема несправедливого распределения средств связана с расположением школ с небольшим числом учащихся в отдаленных районах, где села расположены на больших расстояниях друг от друга и существуют проблемы с транспортом.

"Поскольку образование в Азербайджане является обязательным, то его обеспечивает государство. Сегодня учитель, преподающий в школе с пятью учащимися, получает такую же зарплату, что и учитель, ведущий урок в классе, где 40 учеников. Потому что зарплата учителям начисляется в зависимости от часов (уроков – ред.), а не числа учеников в классе. При подсчете коммунальных и других расходов тоже оказывается, что нет существенной разницы между расходами на содержание школы с небольшим количеством учеников и школы с большим числом учащихся", – пояснил эксперт.

По его словам, государство хотя и тратит на обучение каждого учащегося в отдаленных селах средства, сопоставимые со стоимостью обучения в частных школах, результат по факту оказывается на порядок ниже.

Эксперт отметил, тому есть несколько причин. Поэтому, считает он, важным фактором является перевод школ на подушевое финансирование. Если финансы будут распределяться правильно, это благоприятно отразится на качестве образования, потому что этот фактор повлияет и на зарплаты учителей.

Отметим, что в мире имеется опыт подушевого финансирования образования. Например, в некоторых штатах США средства, выделяемые на образование, выдаются в виде ваучера на каждого ребенка. Этот ваучер нельзя использовать или потратить на что-либо иное, кроме образования. Родитель вкладывает эти деньги в выбранную школу и учителя, которого выбирает для своего ребенка. Таким образом среди школ существует конкуренция за получение средств, выделяемых на образование, что влечет и повышение его качества. Размер подушевого финансирования может варьироваться в зависимости от успеваемости учащихся. То есть, чем лучшие результаты показывают ученики школы, тем больше финансирования она получает, и наоборот, оно снижается при низких показателях успеваемости.

Для информации: в США на обучения одного школьника выделяется бюджет в размере $14 418 (24,5 тыс. манатов) в год, в Люксембурге – $21 143 (почти 36 тыс. манатов) в начальной школе и $25 421 (43,2 тыс. манатов) – в старших классах, в Корее – $12 535 (21,3 тыс. манатов) и $14 978 (25,5 тыс. манатов) – соответственно, а во Франции – $8 724 (14,8 тыс. манатов) и $13 006 (22,1 тыс. манатов).

Напомним, министр науки и образования Эмин Амруллаев, выступая в ходе общественных обсуждений на тему "Роль частного бизнеса в образовании", заявил, что в Азербайджане переход на подушевое финансирование планируется распространить на общеобразовательные учреждения.

"Реформы планируется провести в течение ближайших 2-3 лет", – отметил министр.